Тяговый электропривод с шунтовым двигателем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 964934
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сотоз Советских
Социалистических респубпик (6l ) Дополнительное w авт. свид-ву (22) Заявлено 19. 05. 71 (21) 1661464/24-07 с присоединением заявки № (23)Приоритет
Опубликовано 07. 10. 82. Бюллетень № 37 (51)М. Кл.
Н 02 Р 5/06
910746pct9ENIQ4 квмнтет
СССР ае делам нэвбрвтеннй н втнрытнй (53) УДК 621. 316. .718.5(088.8) Дата опубликования описания 07. 10. 82 (72) Автор изобретения
Ю.П.Сташинов (71) эаввитель (54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ШУНТОВЫМ
ДВИГАТЕЛЕМ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу постоянного тока и может найти применение на транспортных средствах с питанием двигателей от аккумуляторной батареи.
Известен тяговый электропривод с шунтовым двигателем, содержащим угольный реостат в цепи обмотки возбуждения, сопротивление которого регулируется с помощью электромагнита, имеющего независимую и токо" вую обмотки управления, причем последняя включена в якорную цепь дви. гателя. C увеличением нагрузки на двигатель под действием токовой обмотки электромагнита снижается сопротивление угольного реостата и ра стет ток возбуждения. При переходе в тормозной режим направление тока в токовой обмотке электромагнита изменяется на противоположное и рбес печивается торможение с противокомпаундным возбуждением двигателя 113.
Однако при этом в связи с нелинейност be зависимости сопротивления угольного реостата от усилия, развиваемого электромагнитом, механическая характеристика электропривода в тормозном режиме мягкая и электропривод обладает недостаточяой механической устойчивостью. Кроме того, при работе привода в тормозном режиме в саучае резких изменений напряжения питания результирующая магнитодвижущая сила обмоток управления электромагнита может. поменять знак, что приведет к неустойчивой работе двигателя.
Цель изобретения - повышение надежности работы электропривода -s тормозном режиме путем повышения его статической и динаьической устойго чивости.
Поставленная цель достигается тем, что в тяговый электропривод с шунтовым двигателем, содержащий угольный.реостат в цепи обмотки воэ96119311
Формула изобрет ения буждения, сопротивление которого регулируется с помощью электромагнита, ииеющего независииую и токовую обиотку управления, последовательно с токовой обмоткой управления электроиагнита включено добавочное сопротивление, шунтированное вентилем, который подключен в проводящем по отношению к напряжению источника питания направления, а параллельно 30 цепи, образованной токовой обмоткой и указанным сопротивлением, вклю,:чены соединенные последовательно индуктивный дроссель и вентиль, включенный встречно по отношенйю к на- 1$ пряжению источника питания.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаеиого тягового электропривода.
Электропривод содержит угольный 2в реостат 1 в цепи шунтовой обмотки 2 двигателя 3. Сопротивление реостата
1 регулируется с помощью электромагнита, имеющего независимую обмотку ч и токовую обмотку 5, управления. э
-Токовая обмотка 5 включена в цепь якоря двигателя 3 через добавочное сопротивление 6, параллельно кото, рому вкпючен вентиль 7. Параллельно цепи, образованной токовой обмоткой ©
5 электромагнита и сопротивлением, включены соединенные последовательно индуктивный дроссель 8 и вентиль
9. Вентиль 7 включен таким образом, что s тяговом режиме электропривода через него проходит тон якоря, а вентиль 9 включен так, что проводит ток только в тормозном режиме. В двигательном режиме магнитодвижущие силы. обмоток 11 и 5 направлены соглас%
49 но. Ь увеличением нагрузки на двигатель ток в обмотке 5 растет, увеличивается усилие на угольный реостат, его сопротивление снижается и возрастает ток возбуждения. Необходимая жесткость характеристики электро43 привода обеспечивается соответствующим выбором аипервитков обмоток упра вления.
При отрицательной нагрузке электропривод автоматически переходит в тормозной режим. Ток рекуперации при этом замыкается по цепи: положительный зажим якоря тягового двигателя
3, источник питания, две параллельных цепи, образованные дросселем 8 и вентилем 9, токовой обмоткой .5
4 электроиагнита и сопротивлениеи 6, отрицательный .зажим якоря двигателя 3.
Благодаря тому, что через токовую обмотку 5 при торможении протекает только часть тока якоря, влияние токовой обмотки 5 на величину сопротивления реостата 1 ослаблено и характеристика электропривода в тормозном режиме получается более жесткой. Необходимая жесткость при этом обеспечивается сопротивлениеи 6.
При резком изменении тока якоря двигателя 3 в тормозном режиме, например при резкои изменении напряжения питания, благодаря действию ЭДС самоиндукции дросселя 8, происходит перераспределение токов в двух параллельных цепях, обеспечивая автоматическое изменение степени противокомпаундирования, а следовательно, и жесткости характеристики электропривода, что. повышает устойчивость в ториозном режиме. Тяговый электропривод с шунтовым двигателем, содержащий угольный реостат в цепи обмотки возбуждения, сопротивление которого регулируется с помощью электроиагнита, имеющего независимую и токовую обмотки управления, о т л и. ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы электропривода в тормозном режиме путем повышения его статической и динамической устойчивости, последовательно с токовой обмоткой управления электроиагнита включено добавочное сопротивление, шунтированное вентилеи, который подключен к проводящеи по .отношению к напряжению источника питания направлении, а параллельно цели, образованной токовой обиоткой и указанным сопротивлением, включены соединенные последовательно индуктивный дроссель и вентиль, включенный встречно по отношению к напряжению источника питания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ N 1053550, кл. 20 I, 2, опубли к. 1959.
964934
Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
113035, Иосква, W-35, Рауа кая наб., д. 4/5
Заказ 7 5/ лИал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель В.Белоновский
Редактор И.Касарда Техред Д. Ац, Корректор Н.Король