Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советсимк

Социапистичесиик

Респубттитт

О П И С А Н И Е (964948

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 29,12.80 (21) 3245914g4 7 (5 т ) htl. К.л.

3 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Н 02 Р 7/28

3Ьеударетеекьй кееетет

СССР ае делеи изееретевик н еткрыткя

Опубликовано 07.10.82. Бюллетень М 37

Дата опубликования описания 07.10.82 (53) УДK 621.314. .1 (088.8) (72) Авторы изобретения

О. И. Гилевич и Г. И. Погребняк (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования величины напряжения и тока тяговых двигателей электроподвижного состава постоянного тока.

Известен многофазный регулятор, содержащий ряд параллельных цепочек, каждая из которых состоит из последовательно соединенных коммутирующего дросселя, силового тиристора, разделительного диода и сглаживающего дросселя, связанного с цепью нагрузки, а также коммутирующего конденсатора и обратного диода, причем обмотка сглаживающего дросселя состоит из двух последовательно — встречных секций, общая точка которых соединена с цепью нагрузки, концы — с катодами разделительных диодов двух смежных цепочек, а параллельно каждому силовому тиристору включен дополнительный тирисгор 111.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство, содержащее электродвигатель постоянного тока, многофазный регулятор напряжения, включающий в, себя ряд параллельных цепочек, каждая из которых состоит из последовательно включенных коммутирующего дросселя, соединенных между собой параллельно силового и дополнительного гиристоров и включенных встречно разделительного и обратного диодов, коммутирующий конденсатор, шунтирующий коммутирующий дроссель и тиристоры, сглаживающий дроссель, подключенный к объединенным катодам указанньтх диодов двух смежных цепочек, обмотка которого состоит из двух последовательно— встречно включенных секций, общая точка которых и объединенные аноды обратных диодов подключены к якорной цепи электродвигателя, блок управления. тиристорами, связанный через датчик напряжения источника питания с источником питания 121.

Недостатком известных устройств является то, что основная часть энергии передается в нагрузку во время перезаряда коммутирующей емкости. Коммутационная устойчивость многофазного регулятора напряжения определяется временем, предоставляемым на восстановление, запирающих свойств силовых тиристоров и .зависит от тока нагрузки. Поэтому в момент трогания электровоза в груженом режиме 964948

1. Электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, многофазный регулятор напряжения, включающий в себя ряд параллель50 ных цепочек, каждая иэ которых состоит из последовательно включенных коммутирующего дросселя, соединенных между собой параллельно силового и дополнительного тиристоров и включенных встречно разделительного и обратного диодов, коммутирующий конденсатор, шунтирующий коммутирующий дроссель и тиристоры, сглаживающий дроссель, подключенный к объединенным катодам укаэанных диодов двух смежных при пониженном напряжении питания многофазного регулятора происходит снижение коммутационной устойчивости. Кроме того, напряжение на выходе многофазного регулятора напряжения в значительной мере зависит от тока нагрузки и при уменьшении тока может превысить допустимые значения.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в известный многофазный регулятор дополнитель- l0 но введены датчик тока якоря электродвигателя, нелинейный элемент и последовательно соединенные блок задания тока и два блока сравнения, причем выход второго блока сравнения подключен к блоку управления тирис. торами, второй вход второго блока сравнения связан с датчиком тока якоря электродвигателя, а второй вход первого блока сравнения через нелинейный элемент соединен с датчиком напряжения источника питания. 20

Кроме того, в известное устройство дополнительно введены масштабные усилители контуров тока и напряжения, второи нелинейный элемент, датчик напряжения якоря электродвигателя и блок селекции, причем один вход 2 блока селекции подключен через последовательно соединенные масштабный усилитель контура напряжения и второй нелинейный элемент к датчику напряжения якоря электродвигателя, второй вход через масштабный усилитель кон- З0 тура тока — к датчику тока якоря электродвигателя, а выход блока селекции подключен .к второму входу второго блока сравнения.

На чертеже представлена схема устройства.

Устройство содержит многофазный регулятор 1 напряжения, блок 2 управления тирис3S торами мпогофазного регулятора 1, к входу блока 2 подключены последовательно соединенные блок 3 задания тока, блоки 4 и 5 сравнения, причем второй вход бгока 4 сравнения

40 через нелинейный элемент 6 соединен с датчиком 7 напряжения источника питания, а второй вход блока 5 сравнения подключен к выходу блока 8 селекции, первый вход которого через масштабный усилитель 9 контура напряжения и нелинейный элемент 10 подключен к датчику 11 напряжения якоря электродвитателя 12, а второй вход через масштабный .усилитель 13 контура тока — к датчику 14 тока якоря электродвигателя 12.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал с блока 3 задания тока поступает на блок 4 сравнения. При напряжении в сети, питающей многофазный регулятор 1 напряжения, равном или превышающем номинальное значение, сигнал блока 4 сравнения поступает на вход блока 5 сравнения. На другой вход блока 5 сравнения поступает сигнал с датчика

14 тока нагрузки. Разностным сигналом выхо

4 да блока 5 сравнения определяется частота работы силовых тиристоров многофазного регулятора 1 напряжения с псмощью блока 2 управления. Снижение напряжения сети приводит к появлению сигнала на выходе нелинейного элемента 6, так как нелинейный элемент 6 имеет инверсную характеристику, а величина зоны нечувствительности его зависит от опорного напряжения. Сигнал с выхода датчика 7 напряжения через нелинейный элемент 6 поступает на вход блока 4 сравнения, который обеспечивает уменьшение заданного значения тока при снижении питающего напряжения сети, В режиме стабилизации тока нагрузки сигнал с датчика 14 тока через масштабный усилитель 13 тока, блок 8 селекции поступает на блок 5 сравнения. Движение поезда с ускорением приводит к увеличению напряжения на выходе многофазного регулятора 1 напряжения, и если оно превышает уровень, определяемый опорным напряжением нелинейного элемента 10, то сигнал с выхода датчика !! напряжения через нелинейный элемент !О и масштабный усилитель 9 напряжения поступает на блок 8 селекции и приводит к плавному переходу с токового контура регулирования на контур ограничения напряжения на выходе многофазного регулятора напряжения.

Плавный переход с одного контура на другой определяется масштабными усилителями

9 и 13 и блоком 8 селекции. Изменение условий движения поезда может привести к обратному переходу в режим токовой стабилизации.

Равновесный режим движения поезда может наступить при работе любого из контуров, а также в точке перехода с одного контура на другой.

Таким образом, данное устройство обеспечивает надежную работу путем повышения коммутационной устойчивости и ограничения напряжения на выходе многофазного регулятора напряжения.

Формула изобретения цепочек, обмотка которого состоит из двух последовательно — встречно включенных секций, общая точка которых и объединенные аноды обратных диодов подключены к якорной цепи электродвигателя, блок управления . тиристорами, свя- З эанный через датчик напряжения источника питания с источником питания, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения надежности электропривода, в него дополнительно введены датчик тока якоря электродвигателя, нелинейный элемент и поаледовательно сое- диненные блок задания тока и два блока сравнения, причем выход второго блока сравнения подключен к блоку управления тиристорами, второй вход второго блока сравнения связан с датчиком тока якоря электродвигателя, а второй вход первого блока сравнения через нелинейный элемент соединен с датчиком . напряжения источника питания.

ВНИИПИ Заказ 7686/45 Тираж 721 Подписное

Филиал ППП "Пагент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

964948 6

2. Электроприводпо и. 1,отл и ча ющи йс я тем, что, в него введены масштабные усилители контуров тока и напряжения, второй нелинейный элемент, датчик напряжения якоря электродвигателя и блок селекции, причем один вход блока селекции подключен через последовательно соединенные масштабный усилитель контура напояжения и второй нелинейный элемент к датчику напряжения якоря электродвигатеЛя, второй вход через масштабный усилитель контура тока — к датчику тока якоря электродвигателя, а выход блока селекции подключен к. второму входу второго блока сравнения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР и 568134, кл. Н 02 P 7/28, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР М 668054, кл. Н 02 Р 7/28, 1977.