Способ шлифования зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >965646 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.12.80 (21) 3210462/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 23 F 5/06
Гееударствеллмй квинтет (53) УДК 621.924. .6.621.833.22 (088.8) Опубликовано 15.10.82. Бюллетень № 38 ао делан лзебретений и еткрмтий
Дата опубликования описания 25.10.82 (72) Авторы изобретения
Н. Т. Трушакин, Л. П. Карабчиевский и Е. И. Фрадкин
Московский завод шлифовальных станков (71) Заявитель (54) СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к металлообработке и может быть применено при производстве зубчатых колес.
Известен способ шлифования зубчатых колес в условиях обката с единичным делением двумя тарельчатыми кругами, которые устанавливают в двух впадинах так, что плоскость профилирующей кромки круга составляет нулевой угол с вертикалью и сообщают им продольную подачу вдоль контактной линий зуба (1).
Недостатком способа обработки является то, что глубина мгновенного реза, т. е. величина съема, приходящаяся на ход обката распределяется неравномерно, а в результате этого нагрузки и температура по длине пятна контакта шлифовального 1s круга с зубом распределяются также не-, равномерно. Наиболее нагруженной оказывается передняя часть контакта, по длине равная продольной подаче на ход обкатки, что приводит к ухудшению качества поверхности (прижога) .
Цель изобретения — повышение производительности и качества поверхности.
Цель достигается тем, что согласно способу шлифования зубчатых колес, каждый
2 из шлифовальных кругов разворачивают относительно контактной линии вокруг вертикальной прямой, лежащей в плоскости профилирующей кромки круга и проходящей через центр вращения круга так, что первые вступающие в резание точки круга наиболее удалены от оси зубчатого колеса.
Угол разворота определяют по зависимости
А= arctg где — угол разворота;
2Е
t — глубина резания;
1„ — расстояние от передней точки контакта А до вертикальной прямой, лежащей в плоскости профилирующей кромки круга и проходящей через центр его вращения.
На фиг. 1 изображена схема способа шлифования прямозубых цилиндрических, колес; на фиг. 2 — то же, косозубых цилиндрических колес; на фиг. 3 — пятно контакта шлифовального круга по поверхности зубов.
Шлифование зубчатого колеса 1 (прямозубого или косозубого) производят в усло965646
3 виях обката с периодическим делением тарельчатыми кругами 2, которые устанавливают в двух впадинах зубчатых колес так, что плоскость профилирующей кромки круга составляет нулевой угол с вертикалью и сообщают им продольную подачу вдоль линии контактной линии зуба Ь„р. (мм/мин).
В процессе шлифования возникает пятно контакта 3 шлифовального круга с поверхностью зуба, где т..А является передней точкой контакта. Пятно контакта 3 является геометрическим местом контактных ли- 1О ний.
Каждый шлифовальный круг 2 разворачивают относительно контактной линии вокруг вертикальной прямой, лежащей в плоскости профилирую щей кромки круга и проходящей через центр вращения круга на угол,с.:. так, что первые вступающие в резание точки круга, например т. А, наиболее удалены от оси зубчатого колеса.
Угол разворота определяют по зависимости,,(= arctg<
2О где,А — угол резания;
t — глубина резания;
С„-- расстояние от передней точки контакта (т. А) до вертикальной прямой (а), лежащей в плоскости профилирующей кромки круга и проходящей через его центр.
Применение предлагаемого способа зубошлифования позволяет более равномерно распределить нагрузки и температуру по длине пятна контакта круга с зубом, при- 50 чем максимальные величины нагрузок и мгновенных температур становятся меньше по абсолютной величине (до 40%). Это дает возможность повысить качество поверхности при одной и той же производительности с существующим способом или по35 высить производительность при том же качестве поверхности.
Формула изобретения
1. Способ шлифования зубчатых колес в условиях обката с периодическим делением тарельчатыми кругами, которые устанавливают в двух впадинах так, что плоскость профилирующей кромки круга составляет нулевой угол с вертикалью, и сообщают им продольную подачу вдоль контактной линии зуба, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и качества поверхности, каждый из шлифовальных кругов разворачивают относительно контактной линии вокруг вертикальной прямой, лежащей в плоскости профилирующей кромки круга и проходящей через центр вращения круга так, что первые вступающие в резание точки круга наиболее удалены от оси зубчатого колеса.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что угол разворота определяют по зависимости
o(-= агс 1д — где — угол разворота;
t — глубина резания;
6„ — расстояние от передней точки контакта (т. А) до вертикальной прямой, лежащей в плоскости профилирующей кромки круга и проходящей через центр его вращения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Производство зубчатых колес. Справочник под ред. Б. А. Тайца. М.,"Машиностроение," 1975, с. 190 — 191.
965646
Редактор Г. Гербер
Заказ 7183/14
Составитель В. Сл итков а
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 1153 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4