Способ сборки зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е <,>965650

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.03.81 (21) 3303104/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 23 F 19/04

iBc743PcIBBBllblN кемитет (53) УДК 621.833 (088.8) Опубликовано 15.10.82. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 25.10.82 п4 делам изебретеиий и еткрмтий (72) Авторы изобретения

В. С. Погорелов, В. П. Степняков и В. (71) Заявитель (54) СПОСОБ СБОРКИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке зубчатых передач.

Известны способы сборки зубчатых передач с передаточным отношением равным единице, при котором выявляют кинематические погрешности каждого зубчатого колеса и устанавливают их относительно друг друга таким образом, чтобы погрешности компенсировали взаимное влияние (11.

Недостатки такого способа сборки заклю-, чаются в невысокой точности и недостаточной производительности, поскольку требуются многократные перезацепления пары с целью нахождения приемлемого варианта сборки.

Наиболее близким к изобретению является способ сборки зубчатой передачи с передаточным отношением равным единице, заключающийся в том, что зубчатые колеса вводят в зацепление при последовательном перезацеплении ведущего колеса с ведомым колесом, фиксируют величину кинематической погрешности передачи в каждом положении и по полученным значениям кинематической погрешности определяют положение зубчатых колес относительно друг друга, при котором кинематическая погрешность передачи минимальна. В этом способе последовательное перезацепление ведущего колеса осуществляется на всех зубьях (2).

Недостатком известного способа сборки является его невысокая производительность ввиду необходимости многократного контроля кинематической погрешности и оценки возможных близких значений величин наибольшей кинематической погрешности, по которым судят о наиболее удачном поло- . жении зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение производительности сборки.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу сборки зубчатой передачи с передаточным отношением равным единице заключающемуся в том, что зубчатые колеса вводят в зацепление при последовательном перезацеплении ведущего колеса с ведомым, фиксируют величину кинематической погрешности передачи в каждом положении и по полученным значениям кинематической погрешности определяют положение зубчатых колес, относительно друг друга, при котором кинематическая погрешность передачи минимальна, поворот

965650

3 ведущего колеса осуществляют в прямом и обратном направлениях по отношению к исходному положению на величину, не превышающую половину оборота колес, фиксируют значения амплитуд первых гармо нических составляющих кинематических 5 погрешностей в исходном положении и после поворота ведущего колеса в прямом и обратном направлениях и разворачивают ведущее колесо от исходного положения на угол а, определяемый из выражения !

О

Д „С1ГС ((tg — Ъ 2

«n. - ) Р 4 -А2 2 гА„-Д,-А, где / — величина угла поворота в прямом и обратном направлениях

A„, А и А — значения амплитуд первых 15 гармонических составляющих кинематических погрешностей соответственно в исходном положении и после поворота ведущего колеса в прямом и обратном направлениях.

На чертеже показана схема способа сбор- 2О ки зубчатой передачи.

Способ осуществляется следующим. образом.

Пару зубчатых колес 1 и 2 устанавли- 2s вают на заданном межосевом расстоянии в исходном положении, когда любой зуб ведущего колеса может контактировать с любым зубом ведомого колеса. Ведущему зубчатому колесу 1 дают вращение и получают с помощью датчиков 3 и 4 кинематической погрешности кинематомера 5, анализатора 6 гармоник и самописца 7 амплитуду

А, первой гармонической составляющей кинематической погрешности.

Затем ведущее колесо выводят из зацепления, поворачивают его при неизменном положении ведомого колеса 2 на несколько угловых шагов в любом направлении, например по часовой стрелке, на угол у) относительно исходного положения и определяют амплитуду А первой гармоники кине- 4р матической погрешности для этого относительного положения зубчатых колес. После этого аналогичным образом определяют амплитуду Аз для случая, когда ведушее колесо поворачивают от исходного положения на угол g в направлении, обратном тому, какое было выбрано в предыдущем случае.

Значение угла у удобнее выбирать в пределах 60 †1 . Используя заданное значение г и полученные в результате измерений величины А,, А, и А, определяют угол на который йеобходимо повернуть веду) шее колесо от исходного положения для достижения относительного положения зубчатых колес в паре, при котором значение величины первой гармонической составляющей кинематической погрешности пары мини- 55 мально.

Значение угла ñ определяется из выраже ния 1) А д2 ь-i -atctIt (tj- д д >

Поскольку зубчатые колеса можно смещать одно относительно другого на величину угла, равную или кратную целому числу угловых шагов, то и величина окончательно принимается равной ближайшему целому числу угловых шагов.

Применение предлагаемого способа позволяет повысить производительность сборки и кинематическую точность собранной зубчатой передачи.

Формула изобретения

Способ сборки зубчатой передачи с передаточным отношением равным единице, заключающийся в том, что зубчатые колеса вводят в зацепление при последовательном перезацеплении ведущего колеса с ведомым, фиксируют величину кинематической погрешности передачи в каждом положении и по полученным значениям кинематической погрешности определяют положение зубчатых колес относительно друг друга, при котором кинематическая погрешность передачи минимальна, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности сборки, поворот ведущего колеса осуществляют в прямом и обратном направлениях по отношению к исходному положению на величину, не превышающую половину оборота колес, фиксируют значение амплитуд первых гармонических составляющих кинематических погрешностей в исходном положении и после поворота ведущего колеса в прямом и обратном направлениях и разворачивают ведущее колесо от исходного положения на угол й, определяемый из выражения

Аз-Az

="- «<<(g- „. д.), где У вЂ” величина угла поворота в прямом и обратном направлениях;

А,, А, и А — значение амплитуд первых гармонических составляющих кинематических погрешностей соответственно в исходном положении и после поворота ведущего колеса в прямом и обратном направлениях

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Шишков В. А. Анализ погрешностей кинематических цепей станков. — Межву.зовский сборник„,Взаимозаменяемость и технические изменейия в машиностроении. М., Машгиз, 1961, № 3, с. 105 — 111.

2. Авторское свидетельство СССР № 741005, кл. F 16 Н 1/02, 1978 (прототип).

965650

Редактор Г. Гербер ,Заказ 7183/14

Составитель А. Верховский

Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Тираж 1153 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4