Способ изготовления биметалла для вкладышей подшипников скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕН ЦЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
СЪциалистических
Республик
<»>965673 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.04.81 (21) 3269968/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
В 23 К 20/04
Гааударетееннмй камнтет
Cg СР аа делам нзебретеннй н аткрмтнй (53) УДК 621.771..8 (088.8) Опубликовано 15.10.82. Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 25.10.82 (72) Авторы изобретения
Л. Н. Дмитров, P. М. Ключников, Г. И. Гладки
Кобеле.в .,: I
1
1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВ,ЛЕНИЯ БИМЕТА,ЛЛА Д.ЛЯ ВКЛАДЫШЕЙ
ПОДШИПНИКОВ СКО,ЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к прокатному производству, а именно к получению биметаллических листов и полос из стали, плакированной оловянноцинкосвинцовой бронзой, предназначенных для изготовления вкладышей подшипников скольжения.
Известен способ изготовления биметалла для вкладышей подшипников скольжения, включающий подготовку поверхностей исходных материалов, сборку пакета, плакирование путем холодной прокатки, про межуточную и окончательную термообработку (1) .
Недостатком данного способа является то, что из-за высокой температуры 1 ступени термообработки (отжига) не обеспечивается необходимое качество биметалла в связи с черезмерным ростом зерен плакирующего слоя, его размягчения, приводящего к слипанию слоев отжигаемого металла. При выполнении второй ступени отжига биметалла не сохраняются упругие свойства. Кроме того, снижается производительность процесса из-за вторичного плакирования.
Целью изобретения является улучшение качества биметалла и увеличение производительности при его изготовлении.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления биметалла для вкладышей подшипников скольжения, включающем подготовку поверхностей исходных материалов, сборку пакета, плакирование путем холодной прокатки, промежуточную и окончательную термообработку, пакет собирают из слоев стали и бронзы с одновременным введением между ними промежуточного слоя из меди или однофазной латуни, холодную прокатку ведут с обжатием 50 — 75%, промежуточный обжиг осушествляют при температуре максимальной растворимости компонентов один в другом.
Толщину промежуточного слоя выбирают равной 2 — 5% толщины стального слоя.
Пример. В качестве исходных материалов используют горячекатаную сталь марки
08кп толщиной 4 мм и холоднокатаную отожженую бронзу марки Бр. ОЦС 4 4 — 2,5 толщиной 2,5 MM. В качестве промежуточного слоя используют холоднокатаную отожженную медь марки М 1 ГОСТ 15527 — 70 толшиной 0,15 мм. Исходные материалы подвергают травлению, тщательной зачистке металлическими шетками: основной и плакирую965673
Формула изобретения ла
Составитель И. Ковригина
Техред И. Верес Корректор A. Ференц
Тираж 1153 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Г. Гербер
Заказ 7! 84/15 щий слой с одной стороны, промежуточный— с двух.
Холодное плакирование бронзой осуществляют на двухвалковом стане 300 с обжатием за проход 58 — 62о/о. Хододноплакированные полосы толщиной 2,5 — 2,6 мм подвергают промежуточному отжигу в электропечи
СНЗ вЂ” 8,5 — 17,5/3 при температуре максимальной растворимости железа с медью
820 — 840 С в течение 2 ч, охлаждение полос выполняют на спокойном воздухе.
Окончательную холодную прокатку полос до толщины 1,7 1 мм выполняют за 2 — 4 прохода на двухвалковом стане 300, после чего полосы подвергают окончательной термообработке при температуре 360 — 400 С с выдержкой 4 ч. Соединение слоев в биметалле прочное.
Механические свойства готового биметалпредел прочности Оъ = 500 — 600 МПа; относительное удлинение — о =- 4 — 8 /0,. твердость HRB — 72 — 80 (для стального слоя);
HRB — 65 — 72 (для антифрикционного слоя).
Таким образом, данный способ позволяет получить биметалл для вкладышей подшипников скольжения необходимого качества за счет приобретения им упругих свойств, прочности сцепления.
Предлагаемый способ, осуществляемый наиболее технологичным методом — прокаткой, позволяет улучшить производительность и снизить себестоимость продукции. Предлагаемый экономический эффект — более
100 тыс. руб.
1. Способ изготовления биметалла для вкладышей подшипников скольжения, 10 включающий подготовку поверхностей исходных материалов, сборку пакета, плакирование путем холодной прокатки, промежуточную и окончательную термообработку, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества биметалла и увеличения произво15 дительности, пакет собирают из слоев стали и бронзы с одновременным введением между ними промежуточного слоя из меди или однофазной латуни, холодную прокатку ведут с обжатием 50 — 75о/о промежуточный отжиг
20 осуществляют при температуре максимальной растворимости компонентов один в другом.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что толщину промежуточного слоя выбирают равной 2 — 5о/0 толщины стального слоя, 25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Хо 406691, кл. В 23 К 20/04, 1971 (прототип).