Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респубпик

<1>965840 (61).Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено191280 (21) 3224046/27-11 (1) М К 1 3

В 60 В 19/08

В 62 D 25/08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государственны» комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113. .011.5(088.8) Опубликовано 15.10,82. Бюллетень ¹ 38

Дата опубликования описания 1510.82 -(-()1 3Ь ю 9

Лк Err;.г1 q.

ТЕХНН Ц„г, f3

8)15 (р.;,.;, (72) Автор изобретения

М.В. Цыцив (71) Заявитель

Львовский ордена Ленина политехнический институт им. Ленинского комсомола (54) ЭНЕРГОПОГЛОЩАИЩЕЕ УСТРОЙСТВО КУЗОВА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорт ному машиностроению и касается устройств пассивной безопасности транспортных средств.

Известно энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства в виде бампера, содержащего облицовку, выполненную из упругого материала и имеющую участки с ячеистой прямоугольной структурой, причем стенки ячеек расположены соосно направлению удара, а лицевые поверхности каждого участКа образованы краями стенок и поперечных перегородок ячееек, и энергопоглощающие элементы I 1).

Недостаткагж известного устройства являются ограниченная площадь энергопоглощения (только в зоне бампера) и незащищенность остальных участков передней части кузова, сложность изготовления облицовки и конструкции энергопоглощагзщих элементов.

Наиболее близким к предлагаемому является энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства, содержащее ячеистую облицовку, имеющую .открытие с обеих сторон ячейки, выполненную из упруго-пластичного материала, закрепленную на опорной .панели в передней части каркаса кузо. ва и связанную с рамой транспортного средства посредством энергопоглощающего элемента (2(.

Облицовка состоит из центральной и боковых частей, при этом высота каждой боковой части меньше высоты центральной части, закрывающей переднюю часть кузова как в зоне бампера, так и выше ее. Перед центральной частью облицовки установлен энергопоглощагоший элемент в виде пластины.

Недостатком данного устройства является сложность конструкции и недостаточная степень энергопоглощения по высоте передней части кузова.

Цель изобретения - повышение степе. ни энергопоглощения.

Эта цель достигается за счет того, что ячеистая облицовка имеет переменную по высоте и ширине передней час-. ти кузова толщину, максимальную в нижней зоне облицовки, ячейки образованы ребрами клинообразного сечения, а наружная поверхность облицовки ар25 мирована сеткой, выполненной из пластичного металла, при этом упомянутый энергопоглощаюций элемент выполнен в виде полого бруса ромбического сечения, установленного поперек пра- .

30 дольной оси транспортного средства

965840 и передней стенкой сопряженного с кон цами ребер ячеек облицовки, верхней стенкой связанного с полом кузова, а задней стенкой соединенного с рамой транспортного средства.

На фиг. 1 „изображена передняя 5 часть кузова транспортного средства с энергопоглощающим устройством, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение A-A za фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б 10

1на фиг. 1; на фиг. 5 - узел на фиг. 1 в увеличенном масштабе; на фиг. б — сечение В-В на фиг. 2.

Знергопоглощающее устройство кузова транспортного средства содержит ячеистую облицовку 1, с тыльной сто- . роны которой: выполнены ребра 2 клинообразного сечения, сужающиеся к свободным концам и образующие открытые с обеих стброн ячейки 3, например шестигранной формы, составляющие

20 сотовую конструкцию. Облицовка изготовлена методом литья из упругопластичного материала, например эластомера.

ДлиНа ребер 2, т.е. толщина облицовки, изменяется по высоте и ширине передней части .кузова, принимая максимальное значение в нижней зоне 4 облицовки, имеющей наибольшую вероятность соударений — зоне расположения 30 традиционного бампера (отсутствующего в данной конструкции).

Наружная поверхность облицовки 1 армирована сеткой 5, выполненной из пластичного металла, например алюми- 35 ния.

Свободные концы ребер 2 ячеек учираются в Опорную панель 6 каркаса 7 кузова, а в нижней зоне 4 указанные концы сопряжены с передней стенкой а энергопоглоцающего элемента, выполненного в виде полого бруса 8 .ромбического сечения, установленного по ширине кузова поперек продольной оси транспортного средства Эадняя 4 стенка б бруса 8 прикреплена к раме

9 транспортного средства и выполнена с отверстием в для присоединения трубопровода 10 подачи воздуха от кондиционера или воздухонагревателя систе50 мы отопления.

Верхняя наклонная стенка г бруса

8 связана с полом кузова и выполнена с щелевидными отверстиями 11 для подачи воздуха в зону расположения ног водителя, кроме того, на этой стен- 55 ке может быть расположен энергопоглощающий коврик 12.

В облицовке 1 предусмотрены проемы

13 для установки приборов 14 электрооборудования. бО

При фронтальном столкновении транспортного средства и воздействии на кузов незначительного ударного усилия, например в нижней зоне 4 облицовки, ее наружная поверхность де- б5 формируется поглощая кинетичесКую энергию удара Y. затем восстанавливает первоначальную форму.

При воздействии большего ударного усилия на облицовку происходит, кроме вышеописанного, деформация ребер

2 ячеек 3, их смятие и скольжение свободных концов ребер с трением по поверхности передней стенки а бруса

8, что сопровождается поглощением кинетической энергии удара, а после прекращения последнего упругая облицовка может восстановить прежнюю конфигурацию.

В случае более значительной величины удара в дальнейшем происходит деформация полого бруса 8, вплоть до его сплющивания, при этогл верхняя наклонная стенка г бруса перемещается к вертикальному положению, отводя через энергопоглоцающий коврик-12 ноги водителя из опасной зоны. В этой фазе остаточная часть кинетической энергии удара поглощается за счет деформации стенок бруса 8 и смещения вверх передней части пола кузова.

При соударении кузова верхней зоной облицовки 1.,расположенной выше зоны 4, энергопоглощение происходит вследствие деформации облицовки совместно с сеткой 5, опорной панелью и каркасом 7 кузова.

Ячеистая облицовка обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, обеспечивающими снижение перепада температур в кузове при колебаниях наружной температуры. Кроме того, подвод через трубопровод 10 и полость бруса 8 омлажценного воздуха в жаркое время или подогретого воздуха в холодное время в зону ног водителя суцественно улучшает условия его тру,да.

Улучшение энергопоглощающих свойств устройства позволяет предотвратить или снизить степень травмирования пользователей транспортным средством при фронтальных столкновениях.

Предлагаемое устройство наиболее эффективно для автобусов вагонной компановки и автомобилей с расположенной над двигателем кабиной.

Формула изобретения

Энергопоглощающее устройство кузова транспортного средства, содержащее ячеистую облицовку, имеющую открытые с обеих сторон ячейки, выполненную из упруго-пластичного материала, закрепленную на опорной панели в передней части каркаса кузова H связанную с рамой транспортного средства посредством энергопоглощающего элемента, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения степени энергопоглощения, ячеистая облицовка имеет переменную по вы965840

10 соте и ширине передней части кузова толшину, максимальную в нижпей зоне облицовки, ячейки образованы ребрами клинообразного сечения, а наружная поверхность облицовки армирована сеткой, выполненной из пластичного металла, при этом упомянутый энергопоглошающий элемент выполнен в виде полого бруса ромбичес. кого сечения, установленного поперек продольной оси транспортного средства и передней стенкой сопряженного с концами ребер ячеек облицовки, верхней стенкой связанного с полом кузова, а задней стенкой соединенного с рамой транспортного средства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе ,1. Патент CQIA Р 4022505, кл. 293-71, опублик. 1977.

2. Патент COLA N 3926463, кл. 293-63, опублик. 1975(прототип).

965840

Составитель Л. Смольская

Редактор Н. Горват Техред M.Tåïåð

Корректор E. Рошко

Заказ 7747/24 Тираж 718

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035» Москва, 2-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиая ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4,.