Роторный распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Oll ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 965864 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл.
В 62 О 5/06 (22) Заявлено 08.04.81 (21) 3271933/27-11 с присоединением заявки №
Гооударстееииый комитет
СССРио делам иэабретеиий и открытий (28) Приоритет—
Опубликовано 15.10.82. Бюллетень №38 (53) УД К 629.113. .014.5 (088.8) Дата опубликования описания 15.10.82 (72) Авторы изобретения
Л. Л. Гинцбург, М. М. Бахмутский, В. E. Вендель, М. А. Носенков, А, А. Трикоз, В. И, Каплин, Б. В. Кисуленко и А. В. Сироткина (54) РОТОРНЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ
РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1 т
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к распределителям гидроусилителей рулевого управления.
Известен роторный распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства,:содержащий корпус, закрепленный на картере, рулевого механизма, гильзу, установленную в корпусе распределителя с возможностью поворота и соединенную с ведущим валом рулевого механизма, ротор с выступами, расположенный в гильзе и закрепленный на валу, соединенном с рулевым колесом, и ограничитель поворота упомянутого вала относительно вала рулевого механизма, причем в гильзе по окружности выполнены отверстия, одни из которых соединены
I с источником давления жидкости, а другие, расположенные по обе стороны от упомянутых отверстий — с полостями рабочего гидроцилиндра, при этом в роторе выполнены эо сливные отверстия, расположенные между его выступами. В данном роторном распределителе реактивное усилие создается поперечными по отношению к оси ротора плунжерами, расположенными в отверстиях гильзы и воздействующими на выступы ротора распределителя.
Отверстия гильзы, в которых размещены плунжеры при включении распределителя, гидравлически сообщаются с источником давления жидкости (1 J
Недостатком данного распределителя является значительное трение в соединении плунжеров с выступами ротора и плунжеров с отверстиями гильзы, которое искажает информацию, поступающую к водителю, тем самым снижая точность управления автомобилем.
Цель изобретения — повышение точности работы распределителя, Указанная цель достигается тем, что роторный распределитель гидравлического усилителя рулевого управления снабжен пластинами, установленными в гильзе между отверстиями, сообщающимися с полостями рабочего гидроцилиндра, и прилегающими к поверхности ротора между его выступами напротив сливных отверстий.
3 965Р
На фиг. 1 показан роторный распредели-, тель, продольный разрез; на фиг. 2 и фиг. 3 — попере1птые сечения роторного распре" делителя; на фиг, 4 — принщшиальная схема работы усилителя рулевого управлеши с роторным распределителем.
Роторный распределитель гидроусилителя рулевого управления соцерж п корпус 1 (фиг,i), установленный на картере рулевого механиэ- 1О ма, поворачивающийся в корпусе 1 гильзы
2, ротора 3, расположенного в гильзе 2, и пластин 4, входящих в осевые пазы на внутренней поверхности гильзы 2 и прижимаемых к наружной поверхности ротора 3 пружинами 35
S, Вал 6 опирается на внутреннюю поверхность ротора и подшипник 7, наружное коль цо которого установлено в корпусе 1 распрецелителя, который уплотняется посредством сальника 8, Наружный конец вала 6 соединяется с рулевым валом, внутренний — с валом 9 рулевой Ilepege. Bi >tpII HoMQIIJH Topllo вых кулачков (фиг. 3), допускающих поворот вала 6 относительно вала 9 на малый угол, Гильза 2 соединена с валом 9 рулевой передачи штифтом 10. Ротор 3 с гильзой 2 устанавливают на валу 6 между двумя шайбами 11, одна чз которых упирается в бурт 12 вала 6. Весь пакет деталей и осевом направлении поджимается гайками 13, навернутыми на резьбу вала 6. Ротор 3 фиксируется от проворачивания на валу 6 шлопкой
14 (фиг, 2), На наружной поверхности гильзы
2 предусмотрены три канавки 15, средняя из них соединена через отверстие 16 в корпусе 1 с источником давления жидкости
35 (фиг. 4), а также посредством радиальных сверлений в гильзе 2 сообщается с полостями, образованными плоскими поверхностями осевых проточек на наружной поверхности podg тора 3 и цилиндрической поверхностью выступов на внутренней стороне гильзы 2. Две крайние канавки соединены с полостями силового цилиндра, а посредством радиальных сверлений — с рабочими камерами распределителя, образованными внутренней цилиндрической по- 45 верхностью гильзы 2, пилиндрической и боковыми плоскостями проточек на наружной поверхности ротора 3 и пластинами 4, установленными в пазах гильзы 2. Канавки 15 гильзы
2 гидравлически изолированы друг от друга и по краям при помощи уплотнительных элементов 17, Под каждой пластиной 4 в роторе
3 имеются радиальные отверстия 18 (их диаметр несколько больше ширины пластины), которые через систему осевых" и кольцевых 55 проточек 19 на валу 6 и отверстие 20 в корпусе 1 распределитела связаны со сливной магистралью.
В нейтральном положении ротора 3 (фиг.4) рабочая жидкость от источника давления жидкости йоступает через центральную кольцевую канавку 15 и три радиальных отверстия в гильзе 2 в рабочие. камеры, сообщающиеся с полостями силового цилиндра и со сливом через радиальные отверстия в роторе 3.
Во время поворота входного вала, например по часовой стрелке, ротОр 3 вращается вместе с валом 6 относительно гильзы 2.
Одновременно одна из рабочих камер разобщается со сливом пластинами 4, перекрывающими радиальные отверстия в роторе 3, а другая остается связанной со сливом. Усилие на штоке силового цилиндра, обусловленное разностью давления в его полостях, воздействуя на рулевой привод, вызывает поворот управляемых колес. Одновременно происходит поворот гильзы 2 распределителя, связанный с управляемыми колесами через рулевой привод и передачу рулевого механизма. При этом зазоры между гильзой 2 и ротором 3 восстанавливаются до первоначального значения и распределитель занимает нейтральное положение. Для продолжения поворота необходимо к входному валу приложить дополнительное усилие в направлении поворота. В ходе поворота давление жидкости одной иэ рабочих камер воздействует на боковые поверхности проточек в роторе 3, тем самым создавая усилие, направленное в сторону, противоположную прикладываемому к входному валу 6 усилия, которое возвращает распределитель в нейтральное положение.
Аналогично работает распределитель и при повороте входного вала против часовой стрелки.
Роторный распределитель, обеспечивая высокую тошость управления, обуславливает улучшение характеристик управляемости транспортного средства, в результате чего повышается безопасность движения и появляется воэможность увеличения средних эксплуатационных скоростей движения.
Формула изобретения
Роторный распределитель гйдравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий корпус, закрепленный на картере рулевого механизма, гильзу, установленную в корпусе распределителя с возможностью поворота и соединенную с ве щим валом рулевого механизма, ротор с выступами, расположенный в гильзе и закрепленный на валу, соединенном с рулевым колесом, и ограничитель поворота упомянутого вала относительно ведущего вала рулевого механизма, причем в гильзе по окружности выполнены
5 965864 6 отверстия, одни из которых соедшены с источ- нами, установленными в гильзе между отверником давления жидкости, а друтие, располо- стиями, сообщающимися с полостями рабочего женные по обе стороны от упомянутых от- гндроцилиндра и прилегающими к поверхности верстий, — с полостями рабочего гидроци- ротора между его выступами напротив сливлиндра, при этом в роторе выполнены слив- 5 ных отверстий. ные отверстия, расположенные между его Йсточники информации, выступами, отличающийся тем, принятые во внимание при экспертизе что> с целью повышения точности его рабо- 1. Патент ФРГ и 1811268, кл. В 62 0 5/06,, ты, роторный распределитель снабжен пласты- 1973 (прототип).