Устройство для стабилизации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
В. П. Володин, Б. А. Бугаенко, В И. фихайленкои 1 и В. И. Близнюк ,hhjс,,; -- 1@ с."
1 (!
Г ( (72) Авторы изобретения (Vl) Заявитель
1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИХТЕРОВ
В КОРИОВОИ ПРОЕМЕ ЛИХТЕРОВОЗА
Ъ
Изобретение относится к судовым устройствам и предназначено для подьема лихтеров на судах-лихтеровозах.
Известно устройство для стабилизации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза, включающее следящие лебедки с канатами подтягивания, судовые клюзы для канатов, боковые ограничители кормового проема и направляющую для грузовой рамы, установленную на транцевой переборке судна (1 ).
Недостатком устройства является то, что оно обеспечивает погрузку лихтеров при волнении моря не выше трех баллов. Вследствие того, что грузовая рама связана с направляющей на транцевой переборке, а усилия в канатах лебедок недостаточны для исключения раскачивания лихтера, то после наведения рамы на фитинги лихтера она не сможет следовать за угловыми перемещениями последнего.
Поэтому в процессе замыкания захватов грузовой рамы на фитингах лихтера
/ при волнении более трех баллов возможны поломки запирающих элементов, Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для стабилизации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза, содержащее установленные на лихтеровозе ле-. бедки с закрепленными на них.канатами, грузовую раму, имеющую элементы захвата лихтера, поворотные узлы, рас. положенные на консолях лихтеровоза, клюзы, размещенные на боковых стенках грузовой рамы и выполненные s виде соединенных между собой поворотных элементов, кинематически связанных с закрепленным на грузовой раме г. приводом и контактирующих с канатом, и боковые ограничители, расположенго ные в кормовом проеме лихтеровоза (2)
Устройство имеет ряд недостатков .
Вследствие того, что канаты устройства перед выходом в кормовой проем
3 9658 проходят значительное расстояние с изменением направления движения, то при стравливании канатов лебедкой необходимо установить дополнительное устройство, обеспечивающее протягивание канатов трособлочной системы, что усложняет устройство. Кроме того, при подъеме лихтера возможна полочка неубранного из кормового проема поворотного узла.
Целью изобретения является упрощение устройства и повышение надежности путем снижения вероятности поломки поворотных узлов при подъеме лихтера.
Цель достигается тем„ что в устройстве каждый иэ поворотных узлов снабжен закрепленным на консолях пружинным:аккумулятором и соединенным с ним упором и крюком, кинематически связанным между собой и установленным с воэможностью поворота в папереч. ной плоскости лихтеровоза, а клюз снабжен кулачком, взаимодействующим с упором при опускании грузовой рамы; Zs причем элементы клюза выполнены в виде профилированных, противоположно направленных пластин, установленных параллельно друг другу с возможностью поворота в вертикальной плоскости и взаимодействующих с установлейным на грузовой раме фиксатором, при. этом свободный конец каната закреплен на крюке .
На фиг. 1 представлено устройство (ближняя судовая консоль не-..показана),» общий вид; на фиг. 2 .-. вид А на фиг.1 на фиг. 3 - узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3; на. фиг. 5узел 1! на фиг, 1; на фиг. 6 - вид
В на фиг 5 40
Следящие.:лебедки 1 установлены в судовых помещениях по левому и правому бортам лихтеровоза. Канат 2 каждой из следящих лебедок 1 через бортовой ключ 3 выведен в кормовой проем, образованный. судовыми консолями 4, боковыми ограничителями 5 и кранцами
6, установленными на транцевой переборке лихтеровоэа. Канат 2, выведенный в кормовой проем, пропущен через 50 направляющий узел 7, закрепленный в рабочем положении на кормовом кнехте
8 лихтера 9, и свободным концом эа.= креплен. на поворотном элементе 10 бал ки, установленной на судовой консоли 4.
Балка включает корпус 11, установ- ленный на судовом фундаменте. С кор88 4 пусом 11 шарнирно связан поворотный элемент 10, который представляет собой двуплечий рычаг. Одно плечо рычага оборудовано фиксатором 12 крепления свободного конца каната 2, а второе связано с подпружиненным аккумулятором 13, закрепленным на корпусе
11. С поворотным элементом 10 посред ством промежуточного звена 14, жестко связанного с элементом 10, тяги
15, промежуточного звена 16 связан упор 17, в свою очередь жестко связанный со звеном 16 и шарнирно — с корпусом 11.
Балка на судовой консоли 4 установлена таким образом, чтобы при отцентрованном в кормовом проеме лихтере 9 ветвь, каната 2 между направляющим узлом 7 и точкой крепления его.на поворотном элементе 10 была вертикальной.
На грузовой раме 18 установлены клюзы, выполненные в виде профилированных пластин 19, противоположно направленных друг к другу. Пластины 19 закреплены на платформе 20 параллельно и отстоят друг от друга на расстоянии, превышающем ширину поворотного элемента 10 с зафйксированным на нем свободным концом каната .2. Поворотная платформа 20 благодаря подшипниковому узлу 21 может вращаться в вертикальной плоскости. Посредством тяги 22 платформа 20 связана с дополнительным подпружиненным аккумулятором 23, который поддерживает неработающий клюз в раскрытом относительно канатов 2 состоянии. Платформа 20 оборудована также кулачком 24, который при опускании грузовой рамы 18 на лих. тер 9 взаимодействует с упором 17.
Для удержанйя клюза в замкнутом относительно каната 2 положении клюз оборудован фиксатором 25. Расфиксация производится при помощи выведенной на грузовую раму рукоятки 26, связанной посредством тяги 27 и рычага 28 с аккумулятором 23.
Устройство работает следующим образом.
На палубу подведенного к кормовому проему лихтеровоза лихтера 9 передаются направляющие узлы 7 с пропущенными через них канатами 2, где они крепятся на кормовых кнехтах 8.
Следящие лебедки 1 обтягивают канаты
2. Преодолевая сопротивление аккумулятора 13, поворотные элементы 10 и
965888
5 связанные с ними упоры 17 усилием натяжения канатов 2 выводятся е кормовой проем лихтеровоза. Управляя работой лебедок 1, оператор заводит лихтер 9 в кормовой проем, центриру- 5 ет его между боковыми ограничителями
5 и прижимает к кранцам 6 транцевой переборки судна. После этого на лихтер 9 опускается грузовая рама 18 кра на. В процессе опускания рамы 18, перед ее выходом из крановых направляющих и после того, как раскрытый ключ окажется ниже поворотного элемента 10, кулачок 24 клюза сопрягается с упором 17. Так как усилие, воз 1 никающее при сопряжении, не проходит через центр вращения клюза, то возникает вращающий момент. Преодолевая сопротивление дополнительного аккумулятора 23, платформа 20 поворачивает-2О ся на 90, замыкая канат 2 между пластинами 19, и фиксируется в этом положении фиксатором 25, После того, как грузовая рама 18 выйдет из крановых направляющих, направляющими для нее становятся кранцы 6 транцевой переборки лихтеровоза, боковые ограничи- тели 5 кормового проема и вертикальные участки каната 2.
В процессе подъема лихтера 9, пос- щ ле того, как он выйдет из воды, лебедки 1 начинают стравливать канаты
2. Усилие в канатах исчезает, аккумулятор 13 выводят поворотные элементы
10 и упоры 17 из кормового проема.
На уровне верхней палубы посредством рукоятки 26 расфиксируются клюзы грузовой рамь! 18 и аккумулятором 23 пла". стины 19 разворачиваются и раскрываются. С кнехтов 8 лихтера 9 снимают- 4а ся направляющие узлы 7 и передаются на палубу следующего лихтера.
Конструкция устройства упрощает его эксплуатацию благодаря уменьшению количества элементов трособлочной системы. Снижение вероятности поломки поворотного узла повышает срок службы устройства.
6 формула изобретения
Устройство для стабилизации лихтеров в кормовом проеме лихтеровоза, содержащее установленные на лихтеровозе лебедки с закрепленными на них канатами, грузовую раму, имеющую элементы захвата лихтера, поворотные узлы, расположенные на консолях лихтеровоза, клюзы, размещенные на боковых стенках грузовой рамы и выполненные в виде соединенных между собой поворотных элементов, кинематически связанных с закрепленным на грузовой раме приводом и контактируюдих с канатом, и боковые ограничители, расположенные в кормовом проеме лихтеровоза, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства и повышения надежности путем снижения вероятности поломки поворотных узлов при подъеме лихтера, каждый из поворотных узлов снабжен закрепленным на консолях пружинным аккумулятором и соединенным с ним упором и крюком, кинематически связанными между собой и установленными с возможностью поворота в поперечной плоскости лихтерово за, а клюз снабжен кулачком, взаимодей ствующим с упором при опускании грузовой рамы, причем элементы клюза выполнены в виде профилированных, противоложно направленных пластин, установленных параллельно одна другой с возможностью поворота в вертикальной плоскости и взаимодействующих с установленным на грузовой раме фиксатором, при этом свободный конец каната закреплен на крюке.
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе
1. Лицензионный чертеж LASH Systems
Jnc, USA, Nh-9324-D-1A, "Турiса1"
arrangement scheme LASH special Rittings Лицензионное соглашение 73/77608, 15.03 ° 77
2. Авторское свидетельство СССР
М 74225i, кл. B 63 B 35/40, 1978 (прототип)."
965888
Тираж 462 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035., Москва, 8-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7752/26
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель О. Васильева
Редактор М. Дылын Техред Т. Маточка Корректор Н. Король