Многодисковая фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик о>966353 (61) Дополнительное.к авт. свид-ву (22) Заявлено 24. 02. 81(21) 3250712/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.1032. Бюллетень ¹38

Дата опубликования описания 15.10,82

151) М. Кл.з

F 16 D 25/063

F D 13/52

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (S3) УДК 621,825..541(088.8) (72) Авторы изобретения

В.Н.Ксендзов и Г.А.Дыко

1 ..1

Институт проблем надежности и долгове ности машин AH,Áåëîðóññêoé ССР

*1

Й

-. (71) Заявитель (54) МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в трансмиссиях тяговых и транспортных машин.

Известна многодисковая фрикцион. ная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, установленный между полумуфтами и сжатый между нажимным поршнем и упорным диском, отжимные пружины, служащие для возвращения поршня в первоначальное положение после включения муфты f1).

Недостатками этой муфты являются сложность конструкции и низкая надежность работы.

Наиболее близкой к предлагаемой является многодисковая фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, установленный между полумуфтами и сжатый между нажимным поршнем и упорным диском, отжимные пружины, которые установлены между поршнем и упором, выполненным на ступице ведущего вала (2 J.

Недостатком данной конструкции является увеличение рабочего хода поршня в процессе эксплуатации изза износа фрикционных дисков, что вызывает рост динамических нагрузок на элементы трансмиссии в момент переключения, снижает плавность переключения трансмиссии, кроме того, увеличивается время включения муфты.

Цель изобретения — повышение надежности путем автоподжатия пакета фрикционных дисков при их износе.

Поставленная цель достигается тем, что многодисковая фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, размещенный между полумуфтами, поршнем и упорным диском, отжимные пружины, распОложЕнные между поршнем и упором, выполненным на ступице корпуса ведущей полумуфты, и образованную поршнем и корпусом ведущей полумуфты.поршневую .часть с отверстием для подвода и слива рабочей жидкости, выполненным в ступице корпуса ведущей полумуфты, снабжена пальцами, установленными с натягом в сквозных отверстиях поршня, и выполненным в ступице корпуса ведущей полумуфты дополнительным отверстием для подвода и слива рабочей жидкости, причем выход дополЗ0 .нительного отверстия полностью пере966353 крыт боковой поверхностью поршня при сжатом пакете неизношенных фрикционных дисков, а усилие запрессовки пальцев в поршень определяется следующим неравенством:

P <Р <Р .спр пильц ссети <

5 где Ро прум суммарное осевое усилие, развиваемое отжимными пружинами;

Ре, пс ьи суммарное осевое усилие, которое могут выдержать прессовые соединения пальцев с порш.нем;

Ра сети — максимальное осевое усилие, создаваемое 15 давлением рабочей жидкоствю»

На чертеже изображена многодисковая фрикционная муфта, продольный разрез. 20 . МуФта состоит из корпуса ведущей полумуфты 1 и ведомой полумуфты 2.

Между полумуфтами размещен пакет 3 фрикционных дисков, сжатый между нажимным поршнем 4 и упорным диском

5. Иежду уйором 6, установленным на ступице корпуса ведущей полумуфты 1 и поршнем 4, выполнены отжимные пружины 7 сжатия, служащие для возвращения поршня 4 в исходное поло- 30 жение. В ступице корпуса ведущей полумуфты 1 выполнены основное 8 и дополнительное 9 отверстия, соединяющие силовую поршневую полость 10 с источником давления, причем дополнительное отверстие выполнено таким образом, что при неизношенных дисках оно всегда перекрыто поршнем 4, и в дальнейшем, когда начи- . нают изнашиваться..диски, оно открывается тем больше, чем больше из- 4О нос дисков Фрикционного пакета 3.

Для ограничения рабочего хода поршня 4, для сохранения его постоянным даже при износе Фрикционных дисков в. его корпусе установлены паль- 45 цы 11, одни концы которых выполнены по посадке с натягом в сквозных отверстиях поршня, а другие, свободные концы, обращены к упору 6. Но:минальные значения посадки соеди- 5О нения натяг™, выбирают из условия спру* опальи, ссети

1 где Фо — суммарное осевое усилие, создаваемое отжимными пружинамир

P — суммарное осевое ycuOnanbu, лие,.которое могут выдержать прессовые соединения пальцев с поршнем;

Р— максимальное осевое усиО сети лие, создаваемое давлением рабочей жидкости в жидкости муфты. 65

Это условие необходимо для того, чтобы при неиэношенных дисках пальцы 11, только касаясь упора б, оставались бы на своих местах в сквозных отверстиях поршня, т.е. выполняется условие когда Р < Рп

<> npyw о пфальц и при износе Фрикционных дисков, упираясь в упор 6, смещались бы (тем больше, чем больше износ фрикционных дисков) в сторону силовой поршневой ! полости, тем самым Фиксируя постоянным в любое время эксплуатации муфты рабочий ход поршня, время включения муфты и, обеспечивая постоянство сжатия фрикционного пакета 3, при этом выполняется условие, когда

Р < Р о пальц осети

МуФта работает следующим образом.

1(огда фрикционные диски не изношены, рабочая жидкость через основное отверстие 8 заполняет силовую поршневую полость 10, что заставляет поршень 4 двигаться вправо до полного сжатия пакета 3 фрикционных дисков.

При этом, когда поршень находится в крайнем правом положении, пальцы 11 только касаются упора 6,.и дополнительное отверстие 9 полностью перекрыто поршнем 4. Муфта включена. При выключении муфты давление сбрасывается, поршень 4 под действием отжимных пружин 7 сжатия возвращается в исходное положение, и рабочая жидкость сливается из силовой поршневой полости 10 через основное отверстие .8, При износе фрикционных дисков рабочий ход поршня 4 увеличивается на величину их износа. Увеличившийся ход поршня 4 заставляет не коснуться пальцами. 11 упора б, а упереться в него. При этом посадка натяг соединения пальцев 11 с поршнем 4 не выдерживает давления в гидросети, что позволяет пальцам ll сдвинуться влево на величину износа фрикционных дисков. Для того, чтобы время включения (выключения) муфты оставалось бы постоянным, в ступице корпуса ведущей полумуфты 1 данной муфты выполнено дополнительное отверстие

9> по которому поступает дополнительное количество рабочей жидкости, и ее поступление тем больше, чем больше износ Фрикционных дисков, чем больwe поршень 4 сдвинется вправо, чем больше он .откроет это отверстие при своем движении.

Использование предлагаемой многодисковой фрикционной муфты позволяет автоматизировать процесс подналадки

so время своей эксплуатации, снизив тем самым время простоев на осуществление подобной операции, продлить срок службы. муфты и снизить динамические нагрузки на элементы трансмиссии транспортных средств во время

966353

Формула изобретения переключения передач так как в предлагаемом устройстве обеспечивается постоянство передающего крутящего момента в процессе их полной эксплуатации.

Многодисковая фрнкционная муфта, содержашая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, размещенный между полумуфтами, порш нем и упорным диском, отжимные пружины, расположенные между поршнем и упором, выполненным на ступице кор пуса ведущей полумуфты, и образован« ную поршнем и корпусом ведущей полумуфты поршневую полость с отверстием для. подвода и слива рабочей жидкости, выполненным в ступице корпуса ведущей полумуфты, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повьыения надежности путем авто,поджатия пакета фрикционных дисков, она снабжена пальцами, установленными с натягом в сквозных отверстиях поршня, и выполненным в ступице корпуса ведущей полумуфты дополнительным отверстием для подвода и слива рабочей жидкости, причем выход дополнительного отверстия полностью перекрыт боковой поверхностью поршня при сжатом пакете неизношенных фрикционных дисков, а усилие загрессовки пальцев в поршень определяется следующим неравенством:

P <Р <Р

Ойрзя спальц Осети где Р „ „ - суммарное осевое усилие, развиваемое отжимными пружинами;

Ро - суммарное осевое усипальц лие, которое могут выдерживать прессовые соединения пальцев с поршнем1

Ро. - максимальное осевое усилие, создаваемое давлением рабочей жид20 . костью»

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. авторское свидетельство СССР

М 662764, кл. Р 16 D.25/063, 1977

2. Львовский К.Я., Черпак Ф.A.

Серебряков И.Н. и Шельцын Н.A. Транс-. миссии тракторов. Машиностроение, М., 1976, с. 48, рис. 37 (прототип).

ВНИИПИ Заказ 7812/49

Тираж 990 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4