Якорь электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

В.Д. Завгородний, H.В. Лавлович и И.И. Чуч

KKONMsw

ИЛТЕНИ0ТЕХНИЧЕСКЛЧ ститут

БИБЛЯОТЕКЛ

Львовский ордена Ленина политехнический и им. Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) ЯКОРЬ.ЗЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАИИНЦ

Ъ

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к якорям моментных двигателей постоянного тока.

Известны якори двигателей, имеющих шихтованные сердечники с прямыми пазами (1 J

Недостатком таких якорей является наличие из-за дискретности структуры значительных зубцовых пульсаций, что . приводит к пульсациям электромагнит1о ного момента на выходе.

Известен также якорь, содержащий магнитопровод с прямыми открытыми па" зами, в которых уложена обмотка, и

15 втулку, .выполненную из чередующихся магнитных и немагнитных полос, образующих головки зубцов, причем немагнитные полосы расположены под углом к образующей втулки, чем обеспечен скос головок зубцов при прямых пазах 12 3.

Недостатком указанной конструкции является большая трудоемкость изготовления.

2 Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является якорь электри- ческой машины, содержащий магнитопровод с зубцами .и полузакрытыми пазами, скошенными на (0,5-1,0) пазового деления (3).

Снос пазов является весьма эффективным средством снижения пульсаций

ЭДС и электромагнитного момента, но в то же время он приводит к ухудшению использования активных материалов машины.

Цель изобретения - снижение пульсаций ЗДС, -электромагнитного момента и улучшение использования активных материалов обмотки.

-Для достижения указанной цели в якоре электрической машины, содержащем магнитопровод с зубцами и полузакрытыми пазами, выполненными скошенными, согласно изобретению, на поверхности каждого зубца выполнены равномерно распределенные шлицы, ширина

l скоса паза

I доу =

Ecw бы число Фиктивных зубцов оставалось равным числу реальных зубцов, то уровень зубцовых пульсаций был бы одним и тем же. Однако фиктивное число зубцов в (И+1) раз больше реального, поэтому амплитуда зубцовых пульсаций становится значительно меньше, что в сочетании с предлагаемым скосом обеспечивает снижение пульсаций ЭДС и электромагнитного момента.

Уменьшение реального скоса паза приводит к улучшению использования активных материалов.

Якорь электрической машины, содержащий магнитопровод с зубцами и полузакрытыми пазами, выполненными скошенными, в которые уложена обмотка, отличающийся тем, что, с целью снижения пульсаций ЭДС, электромагнитного момента и улучшения использования активных материалов, на

1 поверхности каждого зубца выполнены равномерно распределенные шлицы, ширина которых равна ширине пазового открытия, глубина " в 1-1,5 раза больше их ширины, при этом пазы скошены на угол у, величина которого определяется по соотношению

2.Х

З - 2(К+1) где z - число зубцов якоря;

М - число шлицов.

Источники информации, принлтые во внимание при экспертизе

1. О.С. Torque notors Каталог фирмы nSierraein, Magnedyne" 1975, 240-06 .

2. Авторское свидетельство СССР

N 547000, кл. Н 02 K 3/48, 1974.

3. Морозов A.T. Расчет электрических машин постоянного тока, М., "Высшая школа", f977, с. 47.

3 966816 ф которых равна ширине пазового откры- Вследствие этого угол тия; а глубина - в 1- I 5 раза больше .их иирины, при этом пазы скошены на может быть уменьшен с у угол у, величина которого определя- 1И ется по соотношению, = 2(»1)

2Х 7м 47 где 2 - число зубцов якоря; . и - число шлицов.

На фиг. 1 и эображен я кор ь электри- to ческой машины;. на Фиг.. 2 — скос пазов якоря.

Якорь электрической машины содер- жит магнитопровод с зубцами 1, wa поверхности каждого зубца выполнены 1р авномерно распределенные шлицы 2. ирина шлицов Ь равна ширине пазового раскрытия с . Глубина шлицов с в 1-1,5 раза больше их ширины Ъ . Пазы 3 якоря скошены на угол 1Е Л

2 и 1)

I Формула изобретения

Причем частота и амплитуда эубцовых пульсаций зависит от количества зубцов и их скоса. При этом максималь З ное снижение уровня зубцовых пульсаций достигается при скосе зубца на одно зубцовое деление, т.е. угол скоса равен

1%

2

Увеличение количества зубцов свя30 зано с усложнением конструкции штампов, а следовательно, приводит к увеличению стоимоСти машин в целом, что не позволяет идти на существенное увеличение количества зубцов. Кроме того, увеличение количества зубцов ограничивается их механической прочноствю. При этом значительно снижается коэффициент заполнения активной зоны, т.е. ухудшается использование активных материалов.

В предлагаемом изобретении за счет выполнения на поверхности каждого зуба шлицов заданной геометрии (Ь=а, с (1«1,5)e реальный зубец с шагом

М0 — где 0 - диаметр якоря, 1.

z.

Z - -число зубцов, распадается по магнитным свойствам воздушного промежутка на (И+1) Фиктивных зубцов, каждый sO из которых имеет шаг

t е =te/Ф 1

966816

Составитель С. Бутова

Редактор Aä .Долинич Техред И. Гайду» Корректор 6. Макаренко

Заказ 7 96/73 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Иосква Ж"35 Рамшская наб, а. 4/5 в ъ Л - ЛйА АЛ

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4