Ковшовый элеватор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii>96790 l (61) Дополнительное к авт. саид -ву
1 (22) Заявлено 27.10 ° 80 (21) 2998358/22-03 с присоединением заявки М9
f$g) Кп 3
В 65 G 23/24
В 65 G 23/38
В 65 G 1.7/12
Государствеиный комитет
СССР ло делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 231082. Бюллетень Ì939
Дата опубликования описания 23 ° 10.82 (53) УДК 621.867 (088. 8}
ВСЕСОЮЗНАЯ тех Я 13
ИБМЭ ТИКА (72) Авторы изобретения
Н.Г.Картавый, Е.A.Ñòåïàíoâ, A.Ä,Áàðäîâñêèé, A.A.Æóêîâ и Л.Л.Германов
Московский ордена Трудового Красного Знамен горный институт (7! ) Заявитель (54 } КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР
Изобретение относится к проьыш ленному транспорту, а именно к ковшовым элеваторам.
Известен элеватор, включающий ко- жух с патрубками загрузки и разгрузки, приводной и натяжной барабаны, огибаемае гибкой тяговой лентой, на которой укреплены ковши с упругими .элементами, а также взаимодействующие с лентой в местах ее перегиба отклоняющие ролики 11).
Недостатком этого элеватора является усложнение конструкции тяго/ вой ленты с ковшами ввиду наличия роликов и недолговечных упругих элементов, а также повышенное сопротивление движению ковшей в башмаке.
Известен также ковшовый элеватор, включающий вертикально замкнутую тяговую ленту с ковшами, огибающую натяжной барабан, ведущий обод на валу, связанный с двигателем, и меха« низм создания колебаний тяговой ленты, имеющий водило с сателлитами, . установленное на валу, и солнечную шестерню (.2 ).
В этом элеваторе конши внедряются в груз с меньшим, чем обычно сопротивлением. Однако его механизм создания колебаний тяговой ленты требует дополнительного двигателя и множества -элементов, усложняющих конструкцию.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
Эта цель достигается тем, что ведущий обод выполнен в виде упругой стальной бесконечной ленты с двумя рядами зубьев, расположенных на внутренней ее поверхности в плоскос- тях, параллельных ее плоскости вращения, сателлиты выполнены в виде роликов, а солнечное колесо выполнено нз двух неподвижных зубчатых дисков с патрубками, между которыми размещено водило с сателлитами с возможностью обкатывания последних по внутренней поверхности ленты которая в промежутках между каждыми двумя соседними сателлитами зацеплена посредством одного зуба в каждом ряду своих зубьев с неподвижными зубчатыми дисками.
Кроме того, элеватор снабжен двумя поворотными дисками, установленными на патрубках с воэможностью взаимодействия с краевыми участками тяговой ленты, а ведущий обод оазмещен между поворотными дисками.
967901
»ra фиг. l изображен элеватор, общий виду на фиг.2 — ведущий обод, " разрезу на фиг.3 — схема взаимодействия тягового ведущего обода с тяговой лентой; на фиг.4 — диаграмма скорости движения ковшей. 5
Ковшовый элеватор (фиг.l и 2) включает двигатель 1 с роликовым .основанием 2, тяговую ленту 3 с ковшами 4, огибающую натяжной барабан 5
-- 1О расположенный в зоне загрузки ковшей, и ведущий обод б с приводным ва лом 7, связанным с ротором двигателя муфтой 8.
Ведущий обод 6 (фиг.2) выполнен в виде упругой стальной бесконечной ленты 9, имеющей два ряда 10 и 11 зубьев и гладкую часть 12. Внутри ленты 9 установлены два неподвижных зубчатых диска 13 и 14 с патрубками 15 и 16. Диски 13 и 14 имеют 20 меньшее число зубьев (на2-3 зуба) 2 по сравнению с числом зубьев ЕЭ в рядах 10 и 11 ленты 9. Между дисками 13 и 14 на приводном валу 7 установлено водило 17 с роликами 18, де- 75 формирующими при монтаже упругую ленту 9 так, что последняя взаимодействует.с каждым зубчатым диском между двумя соседними роликами с помощью одного зуба. Упругая стальная у» лента 9 имеет ширину О меньше ширины
В тяговой ленты. На патрубках 15 и
16 свободно. установлены два поворотных диска 19.и 20, контактирующих с краевыми участками ленты с и d.
Элеватор работает следующим образом.
При вращении от электродвигателя
1 с угловой скоростью Жд через муфту 8 приводного вала 7 ролики 18 водила 17 деформируют упругую стальную ленту 9 и перекатывают ее по неподвижным зубчатым дискам 13 и 14 с замедленной угловой скоростью W . Вследствие фрикционной связи между упругой стальной лентой 9, являющейся ведущим 45 ободом б, тяговая лента 3 получает круговое движение по кольцевой траектории,обеспечивая загрузку и раз- грузку ковшей.
Кинематический анализ передачи во- 5О дило 17 — упругая лента 9 показывает, что принцип ее действия аналогичен принципу действия волновых передач, в которых реализуются значительные передаточные числа в одной ступени.
Однако в обычной волновой передаче. равномерное вращение водила (генератора волны) сопровождается рав-. номерным вращением „ведомого звена, выполненного в виде стакана с жестким дном и упругой цилиндрической частью.
В предлагаемом устройстве ведомым звеном является тяговая лента 3, а упругая лента 9 является переходным 65 звеном между зодилом 17 и лентой 3.
Очевидно, что вектор скорости ленты
Чд (фиг.3) не совпадает по направлению с вектором скорости Ч ведущего. ролика (ВР) водила 17. Поэтому при равномерном вращении водила 17 (LUA= const) тяговая лента 3 движется импульсивно и циклически неравномерно (Чд у const) . Длительность цикла определяется периодом враще" ия водила 17 в пределах угла 2 а(„, определяемого крайними положениями ведущего ролика BP — О и О, В этих точках сксрость ленты равна нулю, а в точке О - максимальному значению (ЧИвак)В результате тригонометрических преобразований можно получить выражение для определения половины угла активного взаимодействия ролика 18 (ВР) с лентой 9.
c(= aarccoss (l) где R - радиус обката лентой 9, с числом зубьев Z дисков, определяемый выражением. ю н (2) где m — модуль зацепления ленты 9 с дискамиу
Z — число зубьев неподвижных
Н дискову
rp — радиус ролика 18у
R — радиус окружности центров вращения роликов 18.„
Скорость движения ленты 3 в течение угла поворота водила 17 — 2do определяется выражением
Ч вЂ” Ф В(эю(+ )- ), (3) где Ч вЂ” текущее значение угла поворота водила 17 в пределах
0-2 <о
Ч =у /2-«-, (4)
Из диаграмма Йзменения скорости движения ленты с ковшами (фиг.4) виден импульсивный характер ее движения. В зоне загрузки ковши будут внедряться в материал, двигаясь с такой же закономерностью. Такая закономерность обеспечивается в случае . соблюдения равенства (5) где 2 - число роликов 18 водила 17.
В случае, если принятьс(»»/Z, то лента 3 будет двигаться с остановками, что будет .связано со снижением производительности элеватора.
Соблюдение условия (5) соответствует взаимодействию оболочки 9 с неподвижными дисками 13 и 14 в зоне между двумя роликами 18 одним зубом (одной парой зубьев)..
Вычисления показывают, что при средней скорости движения ленты
Ч„ — — 1 м/с и диаметре начальной ок. ружности неподвижных дисков 300 мм
967901
Формула изобретения
8 10 IZ 11 1Ф, фигЛ
Фиг.1 ковши взаимодействуют с материалом в зоне загрузки с частотой 4 Гц, что способствует резкому снижению усилий загрузки и натяжения ленты.
Это в свою очередь при определенной простоте конструкции повышает надежность и безопасность .работы элеватора при общем снижении энергоемкости.
1. Ковшовый элеватор, включающий вертикально замкнутую тяговую ленту с ковшами, огибающую .натяжной барабан, ведущий обод на валу, связанный с двигателем, и механизм создания колебаний тяговой ленты, имеющий водило с сателлитами, установленное на валу, и солнечную шестерню, о т л и чающий с я тем, что, с целью упрощения конструкции, ведущий обод выполнен в виде упругой стальной бесконечной ленты.с двумя рядами зубьев, расположенных на внутренней ее поверхности в плоскостях, параллельных ее плоскости вращения, сателлиты выполнены в виде роликов, а солнечное колесс выполнено из двух неподвижных зубчатых дисков с патрубкаьи, между которыми размещено водило с сателлитами с возможностью обкатывания последних по внутренней поверхности ленты, которая в проме- жутках между каждыми двумя соседнимя сателлитами зацеплена одним зубом в 0 каждом ряду своих зубьев с неподвижными зубчатыми дискаМи.
2. Элеватор по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что он снабжен двумя поворотными дисками, установлен15 ными на патрубках с возможностью. взаимодействия с краевыми участками тяговой ленты, а ведущий обод размещен между поворотными дискамл.
Источники информации, .щ принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 682423, кл. В 65 G 17/12, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР .по заявке 9 2865100/27-03, кл. В 65 G 17/12,1980.
Составитель Н.Жуков
ТехредТ.Фанта Корректор Н.Король
Редактор Л.Гратилло
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 8009/31 Тираж 977 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам .иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5