Способ термической обработки стальных деталей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВЕИТИНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()968096

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.80 (21) 3227686/22-02 (51) М. Кл.з

С 23 С 11/14

С 21 D 1/72 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Гасударственный иемитет

СССР йе деизм извбретеиий и открытий

Опубликовано 23.10.82. Бюллетень № 39

Дата опубликования описания 28.10.82 (53) УДК 621.785..9 (088.8) А. Г. Божков, В. К. Седунов и С. А. Ю (72) Авторы изобретения

Трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Ревфлйци)т;;иур@енв,.?,,:

Трудового Красного Знамени московский автом?(1бильный завод им. И. А. Лихачева в ."1дл?в?у ??Й» (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ

ДЕТАЛЕЙ

Изобретение относится к металлургии и предназначено для химико-термической обработки сталей, и может быть использовано, в частности, в автомобильной промышленности для снижения деформации и повышения долговечности кронштейнов крепления насоса гидроусилителя руля, рессор, шестерен, валов и т. д.

Известен способ химико-термической обработки стальных деталей, заключающийся в том, что насыщение ведут в атмосфере эндогаза с добавкой природного газа при 930 — 950 С, а перед закалкой снижают температуру до 830 — 850 С в течение

30 — 35 мин при пониженном углеродном потенциале атмосферы (1).

Данный способ позволяет снизить деформации на деталях, однако понижение концентрации углерода в цементованном слое приводит к уменьшению прочности этих деталей.

Известен также способ химико-термической обработки, включающий насыщение стали азотом в интервале температур

Ас, — Ас, цементацию, нитроцементацию ведут в атмосфере эндогаза с добавкой природного газа и аммиака, закалку осуществляют в масло. Этот способ позволяет получить зерно аустенита в слое насыщения на уровне 13 — 15 баллов и тем самым повысить прочность и долговечность деталей (2).

Недостатком известного способа является повышенная деформация из-за большой прокалываемости и значительная длительность процесса (до 20ч).

Наиболее близким к предлагаемому является способ, заключающийся в нагреве деталей до температуры на 30 — 50 С выше

А,, выдержке при этой температуре 3-12ч (в зависимости от глубины слоя) в атмосфере эндогаза с добавкой природного газа и.аммиака в соотношении 2:1 соответственно, подстуживании до температуры на 20-30 С выше точки А, выдержке при этой темпе.ратуре в течейие 30 мин и закалке в масло (3).

Недостатком известного способа является повышенная деформация деталей при закалке и низкая долговечность.

Цель изобретения — повышение долговечности деталей и снижение деформации.

Для достижения поставленной цели согласно способу термической обработки сталь968096

Формула изобретения

Составитель P. Клыкова

Редактор Н. Рогулич Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 7264/41 Тираж 1053 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1 крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ных деталей, включающему нагрев выше Ас, выдержку в среде эндогаза с добавкой природного газа и аммиака, последующую закалку и отпуск, детали нагревают и выдерживают при температуре на 60 — 100 С выше Ас в атмосфере эндогаза, подстуживают до температур А„— А„и произв г1 водят выдержку в среде эндогаза с добавкой природного газа и аммиака в соотношении 1:1.

Пример. Кронштейн насоса гидроусилителя руля (дет, 130 — 3407203), изготовленного из стали 08КП, нагревают на 21 поддонном безмуфельном агрегате конструкции ЗИЛ до 930 — 950 С, выдерживают при этой температуре в среде эндогаза в течение 30 мин, подстуживают до 770 — 780 С 15 и выдерживают при этой температуре с добавлением к эндогазу аммиака и природного газа по 0,8 м /ч 5 ч с последующей закалкой в масло. Отпуск проводят при

160 10 С 1,5ч. Твердость поверхности де талей 60 — 63 НКС. Глубина слоя 0,2 — 0,3 мм.

Микроструктура поверхности: мартенсит + трвюстит в виде сетки.

Параллельно проведены испытания кронштейна. насоса гидроусилителя руля обработанного по способу, заключающемуся в том, что детали нагревают до температуры 870 С и выдерживают 5 ч в атмосфере эндогаза, природного газа и аммиака, которые подают 1,0 и 0,5 м /ч соответственно, подстуживают до 830 С и закаливают в масло. Отпуск 160 С 1,5 ч (известный) .

Стендовые испытания на усталостную прочность кронштейнов крепления насоса гидроусилителя угля, обработанные по предлагаемому способу, показали повышение долговечности в 2 — 3 раза и снижение деформации более чем на 30 /о.

Способ термической обработки стальных деталей, включающий нагрев выше Асз, выдержку в среде эндогаза с добавкой природного газа и аммиака, последующую закалку и отпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения. долговечности и снижения деформации, детали нагревают и выдерживают при температуре на 60-100 С выше А в атмосфере эндогаза, подстуживают до температуры А — А„, и производят выдержку в среде эндогаза с добавкой природного газа и аммиака в соотношении 1:1.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Минкевич А. Н. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. М., «Машиностроение», 1965, с. 67.

2. Авторское свидетельство СССР № 476340, кл. С 23 С 11/14, 1975.

3. Технологическая инструкция на химико-термическую обработку деталей автомобиля Московского автозавода им. Лихачева. Производственное объединение

ЗИЛ, 1978, № 9.