Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗ()БРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<»968425 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(И)М Кп з
Е 21 0 10/08 (22) Заявлено 120281 (21) 3272576/22-03 с присоединением заявки ¹Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (ЗЗ) УДК626.02 (088.8) Опубликовано 231082. Бюллетень ¹ 39
Дата опубликования описания 23.1082
I
A.f<. Бнков и В.Б. Малышев ксисовзны
ИАТЕИТкО (Е дНЩВСйАЯ конструкторское 6еро 1 лавмосстр (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СТЫКОВОЧНЫЙ УЗЕЛ ОПУСКНЫХ СЕКЦИЯ ПОДВОДНОГО
ТОННЕЛЯ
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве тоннелей с помощью предварительно изготовленных элементов (секций), укладываемых под водой.
Известно устройство для сооружения опускного тоннеля, включающее установленные на торцах стыкуемых секций гидродомкраты для вертикального смещения секций относительно друг друга $1 J.
Недостатком такого устройства является невысокая точность стыковки секций между собой.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигае-. мому результату является стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля, включающий нижнюю временную опору, соединенную с ранее установленной секцией и имеющую Фиксирую" щий паз, а также верхнюю временную опору, соединенную со стыкуемой секцией и имеющую Фиксирующий выступ (2).
Недостатком узла является то, что, хотя его конструкция и обеспечивает фиксацию секций относительно друг друга, но не предусматривает управляемой передачи нагрузки с временных опор на основание под секцией. Выполнение этой операции возможно .лишь путем разрушения временных опор, находящихся под нагрузкой, что сопряжено с риском разгерметизации стыка в случае просадки секции сверх допустимой величины из-эа недостаточной несущей способности основания под секцией, т.е. процесс становится неуправляемым.
Кроме того, жесткость временных опор не позволяет равномерно распределить нагрузку между ними при наличии крена стыкуемой секции, что при-. водит к необходимости увеличения запасов прочности конструкции временных опор.
Целью изобретения является повы2 шение безопасности процесса снятия нагрузки с временных опор при передаче ее на основание под стыкуемой секцией, а также обеспечение равномерного распределения нагрузок между опорами.
Цель достигается тем, что узел снабжен предохранительным элементом, имеющим в нижней .части выступ, размещенный в фиксирующем пазу нижней опоры, а в верхней части — паэ, в котором размещей Фиксирующий выступ
968425 верхней опоры, которая установлена над предохранительным элементом с возможностью опускания под действием собственного веса и фиксации посредством клинового элемента, установленного в соосных отверстиях, кото- 5 рые выполнены в стенках паза предохранительного элемента и в фиксирующем выступе верхней опоры.
Кроме того, отверстия, выполненные в стенках паза предохранительного элемента, в местах сопряжения с клиновым элементом снабжены эластичныМи прокладками.
На фиг. 1 показан стыковочный узел в момент опирания верхних опор вновь устанавливаемой секции (справа .показана ее часть) на нижние временные опоры ранее установленной секции(ее часть изображена слева); на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Стыковочный узел включает соединенные соответственно со стыкуемой и ранее установленной секциями тоннеля верхнюю 1 и нижнюю 2 временные опоры, предохранительный элемент 3, клиновый элемент 4 и эластичные прокладки 5, которые расдоложены в местах сопряжения клинового элемента 4 с отверстиями 6, выполненными в стенках. паза 7, расположенного в верхней части предохранительного З0 элемента 3. В нижней части элемента
3 имеется выступ 8, расположенный в фиксирующем пазу 9 нижней опоры 2.
Верхняя опора 1 выполнена с фиксирующим выступом 10, который имеет 35 отверстие 11 для. клинового элемента 4 и расположен в пазу 7 предохранительного элемента 3.
Устройство работает следующим образом. 40
Верхняя временная опора 1 при стыковании секций давит на клиновый элемент 4, передающий нагрузку через эластичные прокладки 5 и предохранительный элемент 3 на нижнюю времен-45 ную опору 2. При наличии крена стыкуемой секции эластичные прокладки
5 наиболее нагруженного узла, деформируясь, передают часть нагрузки менее нагруженному узлу. Передача нагрузки с временных опор на основание под секцией производится плавным извлечением клинового элемента 4, н ходе которого вновь установленная секция может опуститься не более, чем на величину зазора между верхней временной опорой 1 и предохранительным элементом 3.
Использование изобретения позволяет повысить безопасность процесса передачи нагрузки с временных опор на основание под секцией за счет обеспечения ее управляемости и уменьшить материалоемкость временных опор за счет наличия эластичных прокладок между клиновыми элементами и выступами. верхних временных опор.
Формула изобретения
1 Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля, включающий нижнюю временную опору, соединенную с ранее установленной секцией и имеюцую фиксирующий паз, а также верхнюю временную опору, соединенную со стыкуемой секцией и имеющую фиксирующий выступ, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения безопасности процесса снятия нагрузки с временных опор при передаче ее на основание под стыкуемой секци- . ей, узел снабжен предохранительным элементом, имеющим в нижней части выступ, размещенный в фиксирующем пазу нижней опоры, а в верхней части — паз, в котором размещен фиксирующий выступ верхней опоры, которая установлена над предохранительным элементом с возможностью опускания под действием силы тяжести и фиксации посредством клинового элемента, установленного в соосных, отверстиях, которые выполнены в стенках паза предохранительного элемента и в фиксирующем выступе верхней опоры.
2. Узел по и. 1, отличаюшийся тем, что, с целью обеспечения равномерного распределения нагрузок между опорами, отверстия, выполненные в стенках паза предохранительного элемента, в местах сопряжения с клиновым элементом снабжены эластичными прокладками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 802458, кл. Е 21 0 9/00, 1979.
2. Патент США Р 3901038, кл. 61-43, опублик . 1975 (прототип) .
968425
Составитель И. Кочнев
Техред E.Õàðèòoí÷èê . . Корректор А. Ференц
Редактор О. Орковецкая
Тираж 623 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 8082/57
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4