Источник сейсмических сигналов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<л968775 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 100431 (21) 3271795/18-25 с присоединением заявки Йо— (23) ПриоритетОпубликовано 231082, Бюллетень NP 39
Дата опубликования описания 23.10.82
Р1 М К з
G 01 V 1/133
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (33) УДК 550.83 (088.8) (72) Авторы изобретения
A.Ñ.ØàãèíÿH, A.Ð.Асан-Джалалов, A-И.. и Е.A.Ýïøèöêèé и
4И .ЭМЗЕ %
II А ГЕНТ NOТЕМРО:
:.. -;-;:,;- "1
Специальное конструкторское бюро сей мической техники (71) Заявитель (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
Изобретение относится к сейсмичес. .кой технике, применяемой в полевой геофизике для разведки полезных ис-. копаемых и предназначенной для возбуждения сейсмических сигналов эа счет энергии взрыва газообразных взрывчатых смесей.
Известен источник сейсмических сигналов, содержащий взрывную камеру, образованную подвижно сопряженными гильзой и массивным поршнем, в которой детонирует взрывчатая. газовая смесь. С целью ликвидации перегрева взрывной камеры ее охлаждение осуществляется сжатым воздухом, подаваемым в камеру сгорания газовой смеси (1).
Недостаток данного источника — малая эффективность охлаждения взрыв-: ной камеры и, как следствие, возможность самопроизвольного подрыва газовой смеси после заполнения.
Известен также источник сейсмичес" ких сигналов, содержащий взрывную ка- меру и нагревательные элементы для . подогрева газовой смеси, поступающей во взрывную камеру. Нагревательные элементы повышают надежность работы источника при низких температурах (2 1
Недостатком этой конструкции яв- ляется возможность конденсации взрыв чатой смеси во взрывной камере, сни" сжающая надежность источника..
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигае5 мому эффекту является источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, взрывную камеру,. образованную подвижно сопряженными активной и реактивной массами, на10 правляющую, подвижно закрепленную на транспортном средстве и связанную с реактивной массой, теплообменник с рабочим теплоносителем. Устройство позволяет повысить эффективность использования источника за счет снижения влияния окружающей среды 533.
Недостаток известного устройства малоэффективность терморегулирования взрывной камеры, особенно в условиях низких температур, и технологическая сложность изготовления терморегуляторов.
Целью изобретения является повышение производительности и надежности в работе источника в различных климатических зонах.
Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических сигналов, содержащем транспортное средство, взрывную камеру, образо968775 ванную подвижно сопряженными активной и реактивной массами, направ.ляющую, подвижно закрепленную на транспортном средстве и связанную с реактивной, массой, нагреватель и теплообменник с рабочим теплоноси- 5 телем, направляющая выполнена в виде по крайней мере одной полой колонны, теплообменник образован полой колонной направляющей и реактивной массой, в которой выполнена кольцевая полость, связанная каналами с полостью колонны направляющей и заполненная рабочим теплоносителем.
При этом полость колонны направляющей разделена рассекателем на нижнюю и верхнюю части, причем нижняя часть заполнена рабочим теплоносителем, а верхняя связана с атмосферой и в ней размещены перфориро-..... ванные ребра охлаждения.
Кроме того, кольцевая полость в реактивной массе соединена с нагре,вателем линией связи, в которой установлены терморегулируеьые заслонки.
На фиг. 1 приведен летний вариант устройства; на фиг. 2 — зимний вариант устройства.
В состав источника входят транспортное средство 1, взрывная камера ,2, образованная подвижно сопряженными гильзой (активная масса ) 3 и ,поршнем (реактивная масса J 4, направляющая 5, подвижно размещенная на транспортном средстве, закрепленная на поршне 4 через поперечину 6. В поршне 4 взрывной камеры 2 выполнена замкнутая кольцевая полость 7,заполненная рабочим теплоносителем,например водой или антифризом. Полость 40
7 размещена над камерой 8 сгорания газовой смеси, что создает благоприятные условия их теплового взаимодействия. Полость 7 каналами 9 связана с внутренними полостями 10 полых ко- 45 лонн 11. Внутренние полости 10 разделены рассекателями 12 на две части, из которых нижняя заполнена охлаждающей жидкостью, а верхняя через раз- . грузочные клапаны 13 связана -с атмосферой. При этом, с целью лучшего теплоотвода, в верхней полости размещены перфорированные ребра 14, выполненные, например, в виде желобков.
В рабочем цикле рассекатели 12 обес- 5 гфчивают разбрызгивание охлаждаЮщей жидкости в верхней полости колонн, способствующее интенсивному охлаждению жидкости при ее контакте с перфорированными ребрами 14.
Таким образом, обеспечивается ® стабилизация рабочей температуры взрывной камеры и,. как следствие,исключаются ее перегрев и возможность возникновения самоподрывов газовой .смеси при заполнении. 65
В зимнем варианте исполнения предлагаемого устройства (фиг. 2) в состав источника дополнительно входят нагреватель 15, например водяной радиатор двигателя транспортного средства, связанный с кольцевой полостью 7 взрывной камеры 2 трубопроводами Ъб и 17, в которых размещены терморегулируемые заслонки 18, обеспечивающие поддержание температуры взрывной камеры в заданных пределах. При этом каналы 9, связывающие кольцевую полость 7 с внутренней полостью 10 колонн 11, заглушены.
Таким образом, в условиях низких температур, когда черезмерное охлаждение взрывной камеры особенно до начала работы приводит к отказам иэза конденсации компонентов газовой смеси, обеспечивается предварительный разогрев взрывной камеры, что способствует надежной работе источника.
Использование предложенного изобретения позволит существенно сократить время между очередными подрывами взрывчатой смеси в условиях повышенных температур и резко сократить подготовительное время íà разогрев камеры,.что повысить производительность и надежность источни- . ка в работе.
Формула изобретения
1. Источник сейсмических сигналов, содержащий транспортное средство, взрывную камеру, образованную подвижно сопряжениыми активной и реактивной массами, направляющую, подвижно закрепленную на транспортном средстве и связанную с реактивной массой, нагреватель и теплообменник с рабочим теплоносителем, о т л и— ч а ю шийся тем, что, c целью повышения производительности и надежности в работе, направляющая выполнена в виде по крайней мере одной полой колонны, теплообменник образован полой колонной направляющей и реактивной массой, в которой выполнена кольцевая полость, связанная каналами с полостью колонны направляющей и заполненная рабочим теплоносителем.
2. Источник по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что полость колонны направляющей разделена рассекателем на нижнюю и верхнюю части, причем нижняя часть заполнена рабочим теплоносителем, а верхняя связана с атмосферой и в ней размещены перфорированные ребра охлаждения.
3. Источник по п. 1, о т л и
I ч а ю шийся тем, что кольцевая
968775 полость в реактивной массе соединена: с нагревателем линией связи, в кото- рой установлены терморегулируемые заслонки.
Источники информации,,принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СИА В 3260327, кл. 181-0.5, опублик. 1966.
2. Патент США В 3072829, кл. Й 01 Ч. 1/02, опублик. 1963.
3. Авторское свидетельство СССР
5 9 811170, кл.G 01 Ч 1/133, 1979,(прототип).
ФЕЯ
Составитель Н.Чихладзе
Редактор И.Никрлайчук Техред Л.Пекарь Корректор С. Иекмар
Э ак аз 816 2/7.5 Тираж 717 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал- ППП "Патент",. r. Ужгород, ул. Проектная, 4