Устройство для управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик о>968795 (61) Дополнительное к авт. свид-ву 9 663613 (22) Заявлено 081280 (21) 3215496/18-24 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.1082 Бюллетень ¹ 39

ДЕИЗМ Кл з

G G 1/10

В 60 К 20/04

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Ю) УДК 621-327 (088. 8) Дата опубликования описания 23. 10. 82. (72) Автор изобретения

A. И. Кулик (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства.

По основному авт. св. 9 663613-. известно устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее рычаг переключения передач, нижний конец которого свя- 10 эан со штоками переключения передач, и качающуюся опору рычага переключения передач, выполненную в виде двойного шарнира, одна ось которого установлена в корпусе коробки передач, а другая соединена с рычагом переключения передач. Оси качающейся опоры разнесены по высоте, при этом ось качания в поперечном (относительно штоков переключения передач) направ- 2р ленин расположена выше оси качания в продольном направлении, а расстояние между осями качающейся опоры меньше длины них<него конца рычага переключения передач <.1 ).

Недостатком известного устройства является трудность визуального определения включенной передачи и отсутствие фиксации положения рыча;

ra, что снижает надежность устройства.

Целью изобретения является повышение надежности.

Эта цель. достигается тем, что в устройстве для управления коробкой передач транспортного средства на качающейся опоре установлена стойка с индикаторной прорезью для рычага переключения передач и фигурным пазом для взаимодействия с зубом подпружиненной защелки, установленной на.рычаге с возможностью поворота относительно последнего.

Кроме того, на защелке выполнен хвостовик, размещенный на стороне, противоположной зубу, и сопряженный шарнирно со стойкой.

На фиг.1 показано предлагаемое устройство; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.3 — вид Б на фиг.2.

Устройство для управления коробкой передач транспортного средства содержит рычаг 1 переключения передач, ось 2 поперечного качания, качающуюся опору 3, пальцы 4 продольного качения, корпус колонки 5, кулису 6, корпус 7 коробки передач, штоки 8 переключения передач, поводки 9 и чехол 10.

На качающейся опоре 3 установлена стойка 11, снабженная индикатор968795 ной прорезью 12 для рычага 1 переключения передач и нанесенными на ее верхней поверхности 13 символами

14 передач, а также фигурным пазом 15 для зваимодействия с зубом 16 подпружиненной защелки 17, установ- 5 ленной на рычаге 1 с воэможностью поворота относительно последнего. За щелка 17 снабжена хвостовиком 18 на противоположной зубу 16 стороне, сопряженным шарнирно со стойкой 11 с помощью выступа 19. Защелка 17 поджата пружиной 20.

Устройство работает следующим образом.

Для включения, например, 5-ой пере- 5 дачи водитель перемещает рычаг 1 вправо до упора зуба 16 в правый по чертежу ) скос фигурного паза 15.

При этом рычаг 1 в прорези 12 стойки 11 устанавливается напротив символов "3" и "5", обозначающих соответствующие передачи, а нижний конец рычага 1 входит в зацепление со вторым слева поводком. 9, который через соответствующий шток 8 управляет включением 3-й и 5-й передач.

Наклоняя рычаг 1 совместно с качающейся опорой 3 в сторону символа

"5", водитель включает 5-ю передачу. для включения заднего хода водитель возвращает рычаг в нейтральное .положение и перемещает его вправо таким образом, что зуб 16, с>кимая пружину 20, переходит через правый скос фигурного паза 15. Перегле- 35 щение рычага 1 вправо ограничивается кулисой 6, при этом рычаг 1 в прорези 12 стойки 11 устанавливается напротив символа "Задний ход" и "1".

Наклоняя рычаг совместно с качаю- 4О щейся опорой 3 в сторону символа

"Задний ход", водитель включает передачу заднего хода.

Таким образом, каждое из четырех возможных положений рычага 1 относительно качающейся опоры 3 фиксируется либо упором зуба 16 в скос паза

15, либо упором конца рычага 1 в кулису 6, что позволяет водителю безошибочно включать нужную передачу.

Визуальное определение включенной передачи производится по положению рычага 1 в прорези 12 стойки 11 против символа передачи и наклону качающейся опоры 3 в сторону символа.

Применение в устройстве на качающейся опоре стойки с прорезью и символами передач, а также зацепки повышает его производительность.

Формула изобретения

1. устройство для управления коробкой передач транспортного средства по авт. св. 9 663613, о т л и— ч а ю щ е е с .я тем, что, с целью повышения надежности устройства, на качающейся опоре установлена стойка с индикаторной прорезью для рычага переключения передач и фигурным пазом для взаимодействия с зубом подпружиненной защелки., установленной на рычаге с возможностью поворота относительно последнего, 2. Устройство по п. 1, о т.л и ч а ю щ е е с я тем, что на защелке выполнен хвостовик, размещенный на стороне, противоположной зубу, и сопряженный шарнирно со стойкой.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 663613, кл. В 60 К 20/04,1978 (прототип).

968795

8uo b

13 72 рие. Г

put.3

Заказ 8166/76 Тираж 914 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Составитель В. Муханов

Редактор И. Николайчук Техред М.Надь Корректор Н. Король