Устройство для обучения и контроля знаний

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБР ЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (61) Дополнительное к авт. свмд-ву(22) Заявлено 13. 03. 81 (21) 326о 451/18-24

Союз Советскик

Социалистических

Республик

<1>968839 (Щ м. Nn.

С 09 В 7/02 с присоединением заявки ИоГосударственный комитет

СССР

Ilo делам нзобретеннй н открытнй (23) ПриоритетОпубликовано 231082. Бюллетень ¹ 39 (331УДК 681.3. .071(088.8) Дата опубликования описания 23. 10.82 (72) Автор изобретения

Л. М. Романов на я .,;" .. --" "."":- (71) Заявитель, .(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ

Изобретение относится к техническим средствам обучения и преимущественно может быть использовано в высших и средних специальных учебных . заведениях в качестве лабораторной установки, обеспечивающей изучение принципов формирования, обнаруживающих и исправляющих способностей корректирующих кодров, а также контроля полученных при этом знаний.

Известно устройство, содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок управления, блок предъявления учебной информации, блоки ввода учебной информации, блоки памяти, шифраторы, дешифраторы 1 j, Однако это устройство имеет ограниченные дидактические воэможности.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок формирования сообщения, блок формирования закона кодирования, передающий регистр, кодер, индикатор передаваемого сообщения, имитатор помех, приемный регистр, индикатор принятого сообщения, декодер, индикатор сигналов обнаружения и исправления, индикатор декодированного сообщения, блок управления.

С помощью известного устройства обучейие принципам построения и корректирующим воэьюжностям кодов осуществляется путем демонстрации процессов кодирования и декодирования сообщений. По результатам изучения обучаемые подготавливают отчет, в который заносят наблюдаемые ими процессы, и сдают зачет преподавателю ).2).

Однако в связи с отсутствием текущего контроля за действиями обучаевых и их низкой активностью, обусловленной характером известного у стройства, эффективность обучения ока» зывается низкой. Главной причиной этого является недостаточная интенсификация процесса обучения с помощью известного устройства.

Целью изобретения является расширение дидактических воэможностей устройства эа счет интенсификации процесса обучения, обеспечивающей высокую его эффективность.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок вво да ответов, шифратор, передающий

З0 .регистр, имитатор помех, приемный

968839 регистр, дешифратор и блок предъявления учебной информации, а также блок управления, выход которого соединен с вторыми входами шифратора, передающего и приемного регистров, имитатора помех и дешифратора, вве- 5 дены датчик ошибок, коммутатор, последовательно соединенные первый блок элементов И и первый блок ключей и, последовательно включенные второй блок элементов И и второй блок ключей10 выход которого соединен с вторым вхо-: дом блока предъявления учебной информации, а второй вход, второго блока ключей — с вторым выходом дешифратора, подключенным к первому нходу вто-)5 рого блока элементов И, второй вход которого соединен с вторым выходом блока ввода ответов, а второй выходс первым входом коммутатора, первый выход которого через счетчик ошибок подключен к третьему входу блока предъявления учебной информации, четвертый вход которого соединен с вторым входом коммутатора, второй вход коммутатора подключен к второму выходу первого бЛока элементов И, первый вход которого соединен с третьим выходом блока нвода ответов, а второй вход — с вторым выходом передающего регистра, подключенным к второму входу первого блока ключей, выход которого подключен к пятому входу блока предъявления учебной ин.формации.

На чертеже представлена схема 3S предлагаемого устройства.

Устройство для обучения и контроля знаний обучаемого содержит узел

1 формирования сообщений, узел 2 формирования закона кодирования, пере- 4Q дающий регистр 3, шифратор 4, индикатор 5 передаваемого сообщения, имитатор 6 помех, приемный регистр 7, индикатор 8 принятого сообщения, дешифратор 9, индикатор 10 сигналов обнаружения и подавления, индикатор

11 декодированного сообщения, блок

12 управления, первый блок 13 элементов И, узел 14 набора решений, первый блок 15 ключей, второй блок 16 ключей, второй блок 17 элементон И, узел

18 набора решений, коммутатор 19 (режимов работы), узел 20 выдачи заданий, счетчик 21 ошибок, узлы 1, 2, 14 и 18 объединены в блок 22 ввода ответов индикатора 5, 8, 10, 11 и узел 20 объединены в блок 23 предьявления учебной информации.

Предлагаемое устройство функционирует следующим образом, После включения устройства обуча- 60 емый с помощью коммутатора устанавливает режим "Репититор". В этом режиме узел 20 выдает отображение задания, подлежащего исполнению, в виде беэизбыточного сообщения, которое должно быть передано информации, on"" ределяющей закон функционирования шифратора 4. В соотнетствии с заданием обучаемый набирает сообщение и закон функциониронания соответственно на шифраторе 4 и узле 2. По сигналам блока 12 эта информация вводится в шифратор 4, который формирует корректирующий код для заданного сообщения в соответствии с эа" данным законом формирования кода.

Сформированный код выдается на передающий регистр 3. Обучаемый рассчитывает сообщение, которое должно быть сформировано шифратором 4, и выводит его с помощью узла 14. Схема контроля регистра 3 анализирует сообщения, сформированные шифратором

4 и спрогнозиронанные обучаемым, а также разрешает, подавая сигнал на блок 15, индикацию сообщения, записанного н передающем регистре 3, на индикаторе 5. Последнее обеспечивает возможность контроля обучаемым правильности сделанного им прогноза".

Если оба сообщения не совпадают, то схема контроля блока 13 выдает сиг нал ошибки на коммутатор 19. Этот сигнал в режиме "Репититор" подается на узел 20, который выдает обучаемому задание, предлагающее обучаемому .ввести в установку новое сообщение и новый закон функционирования шифратора 4. Выдача аналогичных заданий будет продолжаться до тех пор, пока сообщения в передающем регистре 3 и узле 14 не совпадут. В этом случае схема контроля блока 13 выдаст сигнал совпадения, который, пройдя через коммутатор 19, поступит в узел 20. По поступлении сигнала совпадения узел 20 выдаст задание на передачу сообщения и введение в него с помощью имитатора б.

По сигналам блока 12 сообщение из передающего регистра 3, через имитатор 6, н котором в передаваемое сообщение будут введены ошибкй, поступит в приемный регистр 7 и отобразится на индикаторе 8. На узел 18 обучаемый устанавливает спрогнозировайные им сигналы обнаружения и исправления, которые должны появляться в процессе декодирования сообщения. После этого сообщения из приемного регистра 7 переводится в дешифратор 9, где осуществляется его декодирование. Результаты декодирования индицируются на индикатор 11.

Схема контроля блока 17 пропускает появляющиеся в ходе функционирования дешифратора 9 сигналы обнаружения и исправления для отображения на индикаторе 10 и сравнивает эти сигналы с набранными обучаемым спрогнозированными сигналами обнаружения и исправления на узле 18. B случае несовпадения сигнала ошибки подаются со

96 8839 схемы контроля блока 17 через ком,мутатор 19 на узел 20. Этот блок выдает обучаемому задание, обеспечивающее ему повторение ранее выполненных операций с целью уяснения обучаемым принципов декодирования сообщений. Так будет продолжаться до тех пор, пока схема контроля блока 17 не выдаст сигнала совпадения. Этот сигнал, поступив в узел 20, обеспечит выдачу обучаемому задания на переход в режим "Экзаменатор". В этом режиме предлагаемое устройство работает в основном аналогично тому, как оно работало в режиме "Репититор".

Однако сигналы ошибок и совпадений, поступающие из схем контроля блоков

13 и 17 в коммутатор 19, обеспечива= ют независимо от характера сигнала, последовательную выдачу заданий, а сигналы ошибок поступают s счетчик

21, где их число подсчитывается и по результатам счета определяется ьоценка, которая индицируется. В слу чае неудовлетворительной оценки сигнал со счетчика 21 ошибок поступает на узел 20, который выдает обучаемо; му задание на установку режима "Репититор". Бри положительном результате контроля знаний обучаемого обучение заканчивается.

Предлагаемое устройство обеспечивает контроль истинности знаний обучаемого в соответствии с результатом контроля либо разрешает ему дальнейшую работу, либо заставляет обучаемого повторять ранее выполненные операции до получения положительного исхода. Положительный исход может наступить только тогда, когда обучаемый ясно представляет себе принципы кодирования и декодирования корректирующих кодов. Повторение действий обучаемого и полный контроль его знаний стимулирует активность обучаемого и способствует интенсификации процесса обучения по сравнению с известным устройством. Известное устройство реализовало лишь демонстрационные функции и не обеспечивало должной активности обучаемых.

Формула изобретения

Устройство для обучения и контроля знаний, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, шифратор, передающий регистр, имитатор помех, приемный регистр, дешифратор и блок предъявления учебной информации, а также блок управления, выход которого соединен с вторыми

10 входами шифратора, передающего и приемноцо регистров, имитатора помех и дешифратора, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, 15 в него введены счетчик ошибок, коммутатор, последовательно соединенные первый блок элементов И и первый блок ключей и последовательно включенные второй блок элементов И и второй блок щ ключей, выход которого соединен с вторым входом блока предъявления учебной информации, а второй вход второго блока ключей — с вторым выходом дешифратора, подключенным к пер25 вому входу второго блока элементов

И, второй вход которого соединен с вторым выходом блока ввода ответом, а второй выход — с первым входом коммутатора, первый выход которого через счетчик ошибок подключен к третьему входу блока предъявления учебной информации, четвертый вход которого соединен с вторим входом коммутатора, второй вход коммутато" ра подключен к второму выходу первого блока элементов И, первый вход которого соединен с третьим-выходом

I блока ввода ответов, а второй входс вторым выходом передающего регистра, подключенным к второму входу

4О первого блока ключей, выход которога подключен к пятому входу блока предьявления учебной информации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1. Авторское свидетельство СССР

9 287425, кл. G 09 В 7/00, 1970.

2. Казаринов Ю. M. и др. Радиотехнические системы передачи данных. Л., ЛЭТИ, 1978, с. 45-47 (прототип);

9á8839

Составитель А, Карлов

Редактор В. ванова

В. И нова Техред A.Áàáêíåö Корректор М. Коста

Заказ 8179/78 Тираж 472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/

4/5

4 филиал ППП "Патент"., r. Ужгород, ул. Проектная,