Инерционный гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗЬБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii) 969506 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.09.80(2! ) 2982943/25-28 с присоединением заявки ¹â€” (23) фиоритет— (51) Я Кл з

В 25 В 21/00

Гое дэрстеелный комлтет

Опубликовано 30.10.82. Бюллетень № 40

Дата опубликования описания 05.11.82 (53) УДК б21.883 (088.8) Il0 делам нэоеретений и открытий (72) Автор изобретения

О. Б. Кудин

Специализированное проектно-конструкторское юро Донецкогт).. областного управления грузового автотрайс11ортв--., (71) Заявитель (54) ИНЕРЦИОННЫЙ ГАЙКОВЕРТ

Изобретение относится к механизированному инструменту,а именно к инерционным гайковертам с регулируемым крутящим моментом, применяемым для разборки и сборки резьбовых соединений колес или рессор транспортных средств, преимущественно автомобилей, при их техническом обслуживании и ремонте.

Известен инерционный гайковерт для гаек колес автомобилей, содержащий установленные на тележке электродвигатель, свя- 10 занный посредством клиноременной передачи со шкивом-маховиком, кулачковую соединительную муфту и шпиндель с рабочей головкой (I ) .

Недостатком указанного гайковерта является быстрый износ соединительной муфты от местной концентрации механических напряжений, поскольку ведущие кулачки муфты, вращающиеся с большой угловой скоростью, контактируют с ее ведомыми кулачками на небольшом участке их соприкосновения.

Наиболее близким к предлагаемому является инерционный гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель, предохранительную муфту, ведущая полумуфта которой представляет собой маховик и связана с выходным валом электродвигателя, а ведомая — шпиндель с рабочей головкой и систему питания электрическим током (2) .

Недостаток известного гайковерта заключается в небольшом его сроке службы из-за износа предохранительной муфты при работе на режимах проскальзывания и переходных процессах при ее включении и выключении, а также малая надежность затяжки резьбовых соединений с требуемым крутящим моментом из-за инерционности вращающихся масс муфты.

Цель изобретения — повышение срока службы гайковерта и надежности сцепления полумуфт.

Поставленная цель достигается тем, что инерционный гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель, предохранительную муфту, ведущая полумуфта которой представляет собой маховик и связана с выходным валом электродвигателя, а ведомая — шпиндель с рабочей головкой и систему питания электрическим то969506

Формула изобретения ком, снабжен мгновенно затвердевающей в

Э.1е«1рИЧЕСКОМ ПОЛЕ СуСПЕНЗИЕй В ВИДЕ СМЕСИ коллоида кремнезема и минерального масла, а маховик охвачен шпинделем с зазором, ко.торый заполнен суспензией.

Обращенные друг к другу поверхности их выполнены рельефными.

На фиг. 1 и 2 изображен гайковерт, общий вид; на фиг. 3 — предохранительная муфта, продольный разрез.

Инерционный гайковерт содержит корнр 1, установленный на тележке 2 с подьемником 3, размещенные в корпусе 1 электродвигатель 4, предохранительную муфгу 5, ведущая полумуфта 6 которой представляет маховик и связана с выходным валом 7 электродвигателя 4, а ведомая 8— шпиндель с рабочей головкой 9, и систему питания электрическим током (не показано)

Гайковерт снабжен мгновенно затвердеваюгцей в электрическом поле суспензией

10 в виде смеси коллоида кремнезема и минерального масла, а маховик охвачен шпинделем с зазором 11, который заполнен суспензией 10. Обращенные друг к другу поверхности полумуфт 6 и 8 выполнены рельефными для надежности их сцепления. Маховик на изоляционных втулках 12 и 13 установлен в подшипниках 14 и 15 шпинделя и через изоляционную вставку 16 и шпонку

17 соединен с выходным валом 7 электродвигателя 4. Шпиндель установлен на подшипниках 18 и 19,вмонтированных в опоры 20 и

21 корпуса 22 муфты 5. На опоре 21 крепится держатель 23 со щеткой 24 для подвода одного полюса источника электрической энергии через медное кольцо 25, маховик к суспензии 10. Второй полюс 26 источника электрической энергии подключен к корпусу

22 муфты 5.Электродвигатель 4 через изоляционное кольцо 27 крепится к корпусу 22 муфты 5. Подъемник 3 содержит установленную на тележке 2 вертикальную направляющую стойку 28 прямоугольного сечения с зубчатой рейкой 29, ползун 30, охватывающий указанную стойку с трех сторон, а с четвертой стороны замкнутый, сцепленный с зубчатой рейкой 29 зубчатой шестерней 31, соединенной через червячный редуктор 32 с рукояткой 33 ручного управления. Посредством гаек 34 закрепляется колесо 35 автомобиля.

Работа инерционного гайковерта, например, по завертыванию гайки колеса автомобиля осушествляется следующим образом.

Изменяя положение шпинделя в пространстве, надевают рабочую головку 9 на гайку 34, наживленную на резьбу шпилек колеса 35.

Включают электродвигатель 4 на завертывание гайки 34, который разгоняет соединенный с его валом маховик до номинальной скорости 1500 — 3000 об/мин. Через 1,5 с после окончания разгона маховика до за20

Зо

55 данной скорости подают напряжение от источника электрической энергии к суспензии 10.

Суспензия 10, находящаяся в кольцевом зазоре 11, мгновенно затвердевает под действием электрического тока и связывает собой в единое целое маховик и шпиндель.

Происходит импульсная передача крутяшего момента от накопившего механическую энергию маховика через шпиндель, рабочую головку 9 завертываемой гайке. После остановки шпинделя электрический ток от суспензии отключают, и она мгновенно переходит в жидкое состояние, рассоединеняя при этом маховик со шпинделем.

Если гайка за один цикл недостаточно завернута. то операцию повторяют. Поскольку вязкость суспензии зависит от величины электрического тока, то изменяя последний, изменяют и крутящий момент, с которым гайковерт может завертывать гайки колеса автомобиля.

В случае, когда момент на завертываемой гайке превышает ограничиваюший момент гайковерта, из-за недостаточного сцепления суспензии с маховиком и шпинделем при заданном электрическом токе происходит их защитное относительное проскальзывание.

Процесс отвертывания гайки отличается от завертывания тем, что на суспензию подают электрический ток такой величины, что суспензия затвердевает настолько, чтобы передать максимальный необходимый момент, равный приблизительно 150кгм. Этому соответствует сопротивление сдвигу суспензии до 2 кг/см .

Эффект от применения предлагаемых инерционных гайковертов, у которых в качестве основного рабочего узла для передачи крутящего момента служит предохранительная муфта с мгновенно затверцевающей в электрическом поле суспензией, весьма значителен. Вследствие того,что они недороги и долговечны, благодаря отсутствию изнашивающихся частей, участвующих в передаче крутящего момента.

1. Инерционный гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель, предохранительную муфту, ведущая полумуфта которой представляет собой маховик и связана с выходным валом электродвигателя, а ведомая — шпиндель с рабочей головкой, и систему питания электрическим током, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы гайковерта, он снабжен мгновенно затвердеваюшей в электрическом поле суспензией в виде смеси коллоида кремнезема и минерального масла, а маховик охва969506

Л фиг. 2 чен шпинделем с зазором, который заполнен суспензией.

2. Гайковерт по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности сцепления полумуфт, обращенные друг к другу поверхности их выполнены рельефными.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе!. Гайковерт для гаек колес грузовblx автомобилей модели И-303 М, Каталог-справочник «Гаражное и ремонтное оборудование», М., Министерство автомобильного транспорта РСФСР, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

No 727414, кл. В 25 В 21/00, 1977 (прототип) .

969506

Составитель И. Лиханев

Редактор А. Фролова Техред И. Верее Корректор В. Бутяга

Заказ 7393/17 Тираж 1087 Подпнсное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ПГ1П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4