Пневматический гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 1969508

Ф.

Ф ъ сФ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 10.04.81 (21) 3270733/25-28 сприсоединение,м заявки №вЂ” (23) Приоритст--(-1) М К„з

В 25 В 21/00

Государственный комитет

00 делан нзобретеннй и открытий

Оп бликовано 30.10.82. Бюллетень № 40 (53) УДК62! 883 (088.8) Дата опубликования описания 05.! !.82

Д. Ф. Брюховец, В. EI. Бобров, М. M. Стрж 1ечнйи и В. Д. Утс нков, и. .. -., . );-. . - -. л „.„. :, I (72} Авторы изобретения.А с :""....

„. -*

; е °

-. т;,, - .

Московский автомеханический инсти ут (71) Заявитель (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ!

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли при монтаже и демонтаже резьбовых соединений.

Известно устройство для затяжки резьбовых соединений, содержащее установочную плиту, корпус с двигателем, редуктор, полумуфты, одна из которых расположена на выходном валу двигателя, другая — на шпинделе, пружину для создания максималь ного момента затяжки, расположенную между подвижной и неподвижной втулкои, причем в подвижной втулке имеются отверстия, предназначенные для запирания при достижении определенного крутящего момента (!).

Недостаткбм указанного устройетва является то, что в процессе сборки резьбового соединения не гарантируется надежность, точность и стабильность затяжки в связи с тем, что нельзя регулировать скорость вращения шпинделя. Кроме того, при нажатии рабочей головки на гайку резьбового соединения происходит предварительный поджим пружины, что приводит к дополнительной погрешности при определении момента затяжки.

Наиболее близким к предлагаемому является пневматический гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем двигатель с редуктором, шпиндель с рабочей головкой, связанный посредством торцовой муфты с выходным валом редуктора (21.

Недостаток известного гайковерта заключается в том, что в процессе сборки резьбового соединения не обеспечивается точность затяжки в связи с тем, что нельзя регулировать скорость вращения шпинделя и определять требуемый момент .и усилие затяжки. Кроме того, гайковерт нельзя применять для автоматизированной сборки, так как конструкция его очень сложна, что не позволяет компоновать конструкцию из типоis вых узлов и деталей.

Цель изобретения — повышение точности затяжки резьбового соединения.

Поставленная цель достигается тем, что пневматический гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем двигатель с редуктором, шпиндель с рабочей головкой, связанный посредством торцовой муфты с выходным валом редуктора, снабжен вертикальной направляющей, установленной на ней

969508 с возможностью перемещения плитой, на которой закреп»ен корпус, выполненный в виде стакана, соединенной с ним втулки с шариковой опорой, установленного на последней полого фланца, внутри которого размещен двигатель; пневмоклапаном, установленным на свободном торце фланца, и сообщенным с рабочей полостью двигателя, датчиками перемещения и положения рабочей головки, автоматизированной следящей системой управления, взаимодействующей с последними,и системой ограничения момента затяжки, выполненной в виде магнитострикцион ного датчика, размещенного на вертикальной направляющей и взаимодействующего с корпусом редуктора, установлен» oro на шариковой опоре и связанного с магнитострикционным датчиком через v»»ругий элемент, генератора, усилителя формирования сигнала, компаратора, индикатора момента, блока задания момента затяжки, усилителя и логического блока, при этом выход магнитострикционного датчика соединен через усилитель формирования сигнала с компаратором и индикатором момента, блок задания момента затяжки подключен

r> !

35 го к входу компаратора, выход которого соединен через усилитель и логический блок с пнемоклапаном и автоматизированной следящей системой управления, а подвижная полумуфта торцовой муфты размещена на выходном валу редуктора и подпружинена относительно ее неподвижной полумуфты, 30 соединенной со шпинделем.

На фиг. 1 изображен пневматический гайковерт; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. i.

Пневматический гайковерт содержит вертикальную направляющую 1, установленную на ней с возможностью перемещения плиту 2 на которой закреплен корпус, выполненный в виде стакана 3, соединенной с ним втулки 4 с шариковой опорой 5, установленного на последней полого фланца 6, внутри которого 4о размещен двигатель 7 с редуктором 8, шпиндель 9 с рабочей головкой 10, связанный посредством торцовой муфты 11 с выходным валом 12 редуктора 8. Гайковерт имеет пневмоклапан 13, установленный на свободном торце фланца 6 и сообщенный с рабочей полостью двигателя 7. Пневмоклапан !3 выполнен в виде штока 14, сердечника 15, пружины 16, катушки 17, штуцера 18 для жидкости и отверстия 19 для выброса отработанного воздуха. Гайковерт снабжен так- gg же датчиками перемещения 20 и положения

21 рабочей головки 10, автоматизированной следяшей системой 22 управления, взаимодействующей с последними, и системой ограничения момента затяжки, выполненной в виде магнитострикционного датчика 23, размещенного «а вертикальной направляющей 1 и взаимодействующего с корпусом редуктора 8, установленного на шариковой опоре 5 и связанного с магнитострикционным датчиком 23 через упругий элемент 24, генератора 25, усилителя 26 формирования сигналя, компаратора 27, индикатора 28 момента, блока 29 задания момента затяжки, усилителя 30 и логического блока 31, при этом выход магнитострикционного датчика

23 соединен через усилитель 26 формирования сигнала с компаратором 27 и индикатором 28 момента, блок 29 задания момента затяжки подключен к входу компаратора 27, выход которого соединен через усилитель 30 и логический блок 31 с пневмоклапаном 13 и автоматизированной следящей системой

22 управления, а подвижная полумуфта 32 торцовой муфты 11 размещена на выходном валу 12 редуктора 8 и поджата посредством пружины 33 относительно ее неподвижной полумуфты 34, соединенной со шпинделем 9.

Гайковерт работает следующим образом.

При помощи автоматизированной следящей системы 22 управления происходит перемещение плиты 2 вместе с корпусом гайковерта, пока головка винта или гайки не войдет в рабочую головку 10, а полумуфта

34, перемещаясь по внутренней поверхности стакана 3, не войдет в зацепление с полумуф той 32, сжимая при этом пружину 33 при помощи штока полумуфты 32, и включит установленные на вертикальной направляющей 1 и плите 2 датчики перемещения 20 и положения 2! головки 10,которые дают команду автоматизированной следящей системе 22 управления на прекращение перемещения плиты 2 с рабочей головко" 10. Затем автоматизированная следящая система управления дает команду логическому блоку

31, который включает пневмокла пан 13, катушка 17 которого втягивает сердечник

15 со штоком 14, сжимая пружину 16 и открывая подачу воздуха через штуцер 18 в рабочую полость пневмодвигателя. Пневмоклапан 13 в зависимости от сигналов, поступающих от логического блока 31, обеспечивает больший или меньший приток воздуха в результате чего увеличивается или уменьшается частота вращения пневмодвигателя

7 и рабочей головки 10,т.е. коммутирует поток воздуха. Воздух из штуцера 18 по каналу попадает в пневмодвигатель 7, приводя его в движение. Вращаясь, пневмодвигатель 7 передает вращение редуктору 8 и полумуфте 32. Вращаясь, полумуфта 32 вместе с полумуфтой 34 передает вращение головке 10. При вращении и опускании рабочей головки 10 вместе с вертикальной направляющей 1 в процессе затяжки резьбового соединения и при достижении определенного момента затяжки возникает реактивный момент который через головку 10, полумуфты 34 и

32 передает перемещение корпусу редуктора

8, связанного через шариковую опору 5 со втулкой 4 корпуса гайковерта. Перемещаясь, 969508 корпус редуктора 8 через упругий элемент

24 воздействует на магнитострикционный датчик 23, установленный на плите 2. Магнитострикционный датчик имеет первичную и вторичную обмотки, расположенные в сплошном магнитопроводе под углом друг к другу. Питание первичной обмотки магнитострикционного датчика 23 осуществляется от генератора 25. В ненагруженном состоянии силовые линии первичной обмотки датчика 23 располагаются симметрично вторичной обмотке, в результате чего ЗДС вторичной обмотки равна О.В результатеперемещения элемента 24 происходит сжатие обмоток магнитострикционного датчика

23, которое свидетельствует о возникновении реактивного момента. В результате этого изменяется магнитная проницаемость материала, магнитное поле вытягивается в направлении большей проницаемости, сжимаясь в направлении меньшей проницаемости, и, сцепляясь со вторичной обмоткой, индицирует в ней электродвижущую силу, пропорциональную приложенному к магнитострикционному датчику 23 усилию, вырабатывая тем самым сигнал, который поступает в усилитель 26 формиргования сигнала. В блоке компаратора 27 происходит сравнение сигналов, поступающих из усилителя 26 и блока 29 задания момента. При совпадении сигналов с выхода компаратора 27 команда через усилитель 30 поступает на логический блок 31, упра вляющи и работой пиевмоклапана 13. Одновременно с компаратора 27 выходной сигнал поступает на индикатор 28 момента затяжки, который показывает величину получаемого момента затяжки.

При достижении требуемого момента затяжки резьбового соединения происходит срабатывание пневмоклапана, который останавливает пневмодвигатель 7, и выброс воздуха происходит по каналу 19.После остановки двигателя вступает в работу автоматизированная следящая система управления, которая выдает команду на поднятие вертикальной направляющей 1 с рабочей головкой

10, а затем на поднятие плиты 2 с гайковертом и остановку работы всего устройства в целом. После подачи новых деталей на сборку цикл работы повторяется. формула изобретения

Пневматический гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем двигатель с редуктором, шпиндель с рабочей головкой, связанный посредством торцовой муфты с выходным валом редуктора, 0тличающийгятем что, с целью повышения точности затяжки резьбового соединения, он снабжен вертикальной направляющей, установленной на

10 ней с возможностью перемещения плитой, на которой закреплен корпус, выполненный в виде стакана, соединенной с ним втулки с шариковой опорой, установленного на последней полого фланца, внутри которого раз15 мешен двигатель, пневмоклапаном, установленным на свободном торце фланца и сообщенным с рабочей полостью двигателя, датчиками перемегцения и положения рабочей голонки, автоматизированной следящей сиситемой упра вления, вза и модействующей

20 с последними, и системой ограничения момента затяжки, выполненной в виде магнитострикционного датчика, размещенного на вертикальной направляющей и взаимодействующего с корпусом редуктора, установленного на шариковой опоре и связанного с

25 магнитострикционным датчиком через упругий элемент, генератора, усилителя формирования сигнала, компаратора, индикатора момента, блока задания момента затяжки, усилителя и логического блока, при этом

З0 выход магнитострикционного датчика соединен через усилитель формирования сигнала с компаратором и индикатором момента, блок задания момента затяжки подключен к входу компаратора, выход которого соединен через усилитель и логический блок с

N пневмоклапаном и автоматизированной следящей системой управления, а подвижная полумуфта торцовой муфты размещена на выходном racy редуктора и подпружинена относительно ее неподвижной полумуфты, сое40 диненной со шпинделем.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Мо 381! 5!3, кл. В 25 В

23/14, (173/12), 974.

2. Авторское свидетельство СССР

No 753628, кл. В 25 В 21/00,1980 (прототип).

969508

P4Cc. g

Составитель Л. Лихачев

Редактор А. Фролова Техред И. Верес Корректор Н. Буряк

Заказ 7393/17 Тираж 1087 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4