Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистическик
Респубпик
iiii. 96956) (б! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 04.03.80 (21) 2913658/27-11 ° (5I)M. Кл.
В 60 К 17/10 с присоединением заявки М (23) Приоритет
3Ьоударсткаиый комитет
СССР по долам изобротеиий и открытий
Опубликовано 30.10.82. Бюллетень р!к 40 (53) УДК 629,113- "585.2(088.8) Дата опубликования описания 30 ° 10.82 (72) Авторы изобретения
А.А.Винарский, О.Н.Казюк и В.Г4Корблев".-л " ., „ 1
У К с
5V
Могилевский автомобильный завод им С. Й .Кирова
-" vщ,. Ф
3 E (7!) Заявитель (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств и строительно-дорожных машин, 5
Известно распределительное устройство привода управления короб" кой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель переключения передач и распределитель реверса $1).
Недостатком такого распределительного устройства является конструктивная сложность, связанная с необходимостью управления несколькими фрикционами при переключении.
Цель изобретения - повышение надежности и упрощения процесса выборочного включения передач.
Указанная цель достигается тем, что распределительное устройство снабжено подпружиненным, гидравлическим управляемым двухпозиционным распределителем включения диапазонов, вход которого соединен с нагнетательной магистралью, а три выхода соединены соответственно с магистралями питания муфт включения повышенных и пониженных передач и сливом, подпружиненными гидравли:ческими управляемыми двухпозиционны" ми распределителями включения пере,дач прямого и обратного хода со вспо могательным плунжером, содержащими вход, соединенный с выходами распределителя реверса, три выхода, соединенные соответственно с двумя магистралями питания муфт включения со" ответствующих передач и сливом, при этом поршневая полость и полость вспомогательного плунжера соединены с выходами распределителя переключения передач, а пружинная полость соег ,динена с магистралью питания муфты включения повышенных передач, причем
969561 распределитель переключения передач выполнен четырехпозиционным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, и пятью выходами, три из которых. соединены со сливом, а распределитель реверса выполнен трех. позиционным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, и тремя выходами,,два иэ которых соединены со сливом. о
На фиг, 1 показано предлагаемое распределительное устройство в нейтральном положении, на фиr. 2 - гидравлическая схема распределительного устройства íà t-й передаче прямого хода, на фиг. 3 - то же, на
2-й передаче прямого хода, на фиг.4то же, на 3-й передаче прямого хода;
>на фиг, 5 - то же, на 4-й передаче прямого хода, на фиг. 6 - то же, на щ
1-й передаче обратного хода; на фиг.7то же, на 2-й передаче обратного хода> на фиг. 8 - то же, на 3-й передаче обратного хода; на фиг. 9то же, на 4-й передаче обратного хода, Распределительное устройство для управления коробкой передач, состоит из корйуса 1, с расположенными в его полостях золотниками 2 и 3 пита= . ния муфт включения передач прямого и обратного хода соответственно, золотником 4 питания муфт включения диапазонов, золотником 5 реверса, золотником 6 включения передач и вспоЗ5 могательными плунжерами 7 и 8, дополнительно управляющими золотниками
2и3. магистрали питания муфт включения нечетных передач прямого 9 и обратного 10 хода соединены со сливом «ерез золотники питания муфт включения передач и золотник 5 реверса со сливом. Магистрали 11 и l2 питания муфт
45 включения четных передач прямого и обратного хода соединены со сливом через золотники питания муфт включения передач.
Полости пружин золотников 2 и 3 соединены гидролинией 13 с магистралью 14 питания муфты высокого диапазона, а противолежащие полости этих золотников, полости вспомогательных плунжеров 7 и 8, и противолежащая пружине полость золотника 4 соединены через золотник 6 включения передач со сливом.
Магистраль 14 питания муфты высокого диапазона соединена через золотник 4 со сливом, а магистраль 15 питания муфты нИзкого диапазона - через этот же золотник с нагнетательной магистралью 16. Рабочая жидкость к золотникам 5 и 6 подается. по магистрали 17.
Устройство работает следующим образом, Дпя движения на первой передаче прямого хода следует переместить золотник 5 влево (фиг, 1 и 2). Магистраль 9 питания муфты включения нечетных передач прямого хода через золотник 2 и 5 соединяется с нагнетательной магистралью 17; а муфта низкого диапазона включена так как соединена с нагнетательной магистралью
16 через магистраль 15 с питания муфты низкого диапазона. Происходит включение I-й передачи.
Для включения 2-й передачи прямого хода золотник 5 оставляем в левом положении, а золотник 6 перемещаем вправо на одно положение. Противолежащие пружинам полости золотников
2 и 3 соединяются через золотник 6 с нагнетательной магистралью !7 и золотники 2 и 3, преодолевая усилие пружин, перемещаются влево. Магистраль
9 питания муфты нечетных передач прямого хода через золотник 2 соединяется со сливом, а магистраль 11 питания муфты четных передач прямого хода соединяется через золотники 2 и 5 с нагнетательной магистралью 17 и, так как магистраль 15 продолжает оставаться соединенной с нагнетательной магистралью 16 происходит включение 2-" передачи (фиг. 1 и 3).
При дальнейшем перемещении золотника 6 вправо полость золотника
4 соединяется с нагнетательной магистралью 17 и золотник, перемещаясь влево, соединяет магистраль 15 со сливом, а магистраль 14 с-нагнетательной магистралью 16, и в полости пружин золотников 2 и 3 по гидроли" нии 13 подается рабочая жидкость под давлением. Золотники 2 и 3 усилием пружин возвращаются в исходное положение.. Магистраль ll соединяется со сливом, а магистраль 9 через золотники 2 и 5 - c нагнетательной магистралью. Происходит включение муфты высокого диапазона и муфты включения нечетных передач прямого ходавключена 3-я передача (фиг, 1 и 4).
969561 б формула изобретения
Перемещением золотника 6 в крайнее правое положение, полости вспомогательных плунжеров 7 и 8 соединяются через золотник 6 с нагнетательной магистралью. Плунжеры перемещают- ся влево и, сжимая пружины, перемещают влево золотники 2 и 3. Магистраль
9 соединяется со сливом, а магистраль
11 - с нагнетательной магистралью.
Муфта нечетных передач выключается, 16 муфта четных передач включается, а так как остается включенной муфта высокого диапазона происходит включение 4-й передачи (фиг. 1 и 5).
Таким образом, происходит последо- д вательное переключение передач с низших на высшие. Переключение передач с высших на низшие происходит в обратном порядке.
Подобным образом происходит пе- zo реключение на обратном ходу при перемещении золотника 5 реверса вправо (фиг. 6-9), так как в работе участвуют только муфты включения передач обратного хода. 2$
Для включения передач прямого и обратного хода выборочно (с нейтрального положения) достаточно переместить золотник 6 включения передач в соответствующее передаче положение, а золотник 5 реверса в положение соответствующее выбранному направлению лвижения. м
Зэ
Для получения нейтрального положения с любой передачи при последовательном или выборочном переключении достаточно переместить золотник
5 реверса в исходное (нейтральное) 4в положение.
Таким образом, предлагаемое распределительное устройство для управления коробкой передач позволяет производить включение передач как последовательно, так и выборочно с получением нейтрали с любой иэ передачи прямого и обратного хода.
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположенные в нем механически управляемые распределитель переключения передач и распределитель реверса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,,с целью повышения надежности и упрощения процесса выборочного включения передач, оно снабжено подпружиненным, гидравлически управляемым двухпозиционным распределителем включения диапазонов,- вход которого соединен с нагнетательной магистралью, а три выхода соединены соответственно с магистралями питания муфт включения повышенных и пониженных передач и сливом, подпружиненными гидравлически управляемыми двухпозиционными распределителями включения передач прямого и обратного ходов с вспомогательным плунжером, содержащими вход, соединенный с выходами распределителя реверса, три выхода, соединенные соответственно с двумя магистралями питания муфт включения соответствующих передач и сливом, при этом поршневая полость и полость вспомогательного плунжера соединены с выходами распределителя переключения передач, а пружинная полость соединена с магистралью питания муфты включения повышенных передач„ причем распределитель переключения передач выполнен четырехйоэиционным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, а пятью выходами, три из которых соединены со сливом, а-распределитель реверса выполнен трвхпоэиционным с входом, соединенным с нагнетательной магистралью, и тремя выходами, два из которых соединены со сливом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Золотниковая коробка. Чертеж, и 6401-1712040 СБ, Могилевский автозавод, 1974 (прототип).
969561
9 19 Тираж 1 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж"35» Раушская наб., д. 4/5
Заказ
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, . Составитель И.Кириенко
Редактор Ю.Середа Техред M.Êoøòóðà Корректор У.Пономаренко ю