Транспортное средство с шарнирно-сочлененной рамой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социапистических
Республик
О П И С А Н И Е (п>969579
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СРИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Допол и и тел ьное к а вт. с вид-ву(51)Nl. Кл.
В 62 0 53/00 (22)Заявлено 04.01. 81 (21) 3227530/27 11 с присоединением заявки И
10еудэрстеенный комитет (23) Приоритет ло делам изобретений н открытий
Опубликовано 30 . 10 . 82 . Бктллетень йе 40 (53) УДК 629.113 (088.8) Дата опубликования описания 30 . 10 . 82 (72) Авторы изобретения
Л.А. Белоусов, Л.Д. Плет не в, В.Ф. Алексеев, В.М. Иалыи и Е.С.Бухкало 4"РГФ (7l ) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский и про конструкторский институт горнорудного машин (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЙ
РАМОЙ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к транспортным средствам с шарнирно-сочлененной рамой, оснащенным ведущими передними и задними мостами.
Известно транспортрое средство с шарнирно-сочлененной рамой, содержащее двигатель, ведущие передний и задний мосты, две полурамы, соединенные между собой вертикальным шарниром и силовыми цилиндрами, и карданную передачу, включающую валы с вилками и двойную вилку, расположенную в- зоне вертикального шарнира, при этом одна из вилок установлена с возможностью осевого перемещения на соответствующем валу (1).
Недостатком данного транспортного средства является сравнительно низкая маневренность, обусловленная небольшим (не превышающим 35 ) углом складывания полурам. При этом ось вертикального шарнира полурам и поперечная плоскость симметрии двойной вилки карданной пере 1ачи, расположенной в зоне вертикального шарнира полурам, совпадают. В этом случае разность углов поворота шарниров,".войной вилки карданной передачи (1о40 ) вызывает неравенство угловых скоростей карданных валов, что приводит к незначительным ди- намическим нагрузкам, которые компенсируются за счет податливости валов трансмиссии, выполненных не абсолютно жесткими.
Но при углах складывания полурам, достигающих 50-60, обусловленных требованием повышенной маневренности к транспортным средствам, применяемым в подземных горных выработках, раз20 ность углов поворота шарниров двои ной вилки карданной передачи достига- ет 5-9о, и пренебречь динамическими нагрузками, возникающими от нерав969579 =О Ь вЂ” -1
1 о
cos—
2. гз
4О 60
2 cos
2
2005—
2 (5) номерности угловой скорости за счет разности углов поворота шарниров невозможно.
Применение в этом случае, как и при углах складывания полурам до
35С, наиболее простой и надежной в эксплуатации карданной передачи с двойной вилкой без специальных мер или дополнительных механизмов, выравнивающих угловые скорости, не представляется возможным.
Цель изобретения — повышение маневренности транспортного средства.
Указанная цель достигается тем, что двойная вилка карданной передачи установлена так, что ее поперечная плоскость симметрии смещена относительно оси. вертикального шарнира полурам в направлении установленной неподвижно вилки на расстояние где  — расстояние между осями шарниров двойной вилки кардан" ной передачи; о — угол поворота между валами карданной передачи.
На фиг.1 показано предлагаемое транспортное средство; на фиг.2 карданная передача в ооосном поло жении и при складывании полурам, вид сверху, поперечная плоскость симметрии двойной вилки карданной передачи совпадает с осью вертикального шарнира; на фиг.3 - то же, поперечная плоскость симметрии двойной вилки карданной передачи смещена относительно оси вертикального шарнира (детали вертикального шарнира условно не показаны ); на фиг.4 - график изменения разности углов поворота шарниров двойной вилки в зависимости от величины угла складывания полурам.
Взаимный поворот вилок карданной передачи происходит вокруг осей шарниров (точки А и С).
При совпадении вертикального шарнира 7 и поперечной плоскости симметрии двойной вилки кардана углы поворота р„ и р шарниров А и С не равны (фиг.2), в связи с чем возникает неравномерное вращение вилки 11 при
ip равномерном вращении вилки 12.
При смещении поперечной плоскости симметрии (точка о1) двойной вилки
10 относительно оси вертикального шарнира 7 полурам (точки О) на величину1(Фиг.3) возможно получение равенства углов р„и р 2, что обеспечивает равенство угловых скоростей вилок
12 и 11.
Приводим вывод выражения для определения величины смещения
Из треугольника АОС (фиг.3 ) на основании теоремы синусов о
ging Уп(, ВО -д"о) учитывая,что Мп (80 -с, )=Sinoho, получим = . 1 (1) а 6
Юll дr2 81п с о
В. Р2 откуда ат = (а)
sin o 0
oL
По условию Р2- р1- — 1 о
dо . "0
8 Йп 6-51п
sind0 do "о
g.уд - cos—
Транспортное средство содержит переднюю 1 и заднюю 2 полурамы, двигатель 3, передний и задний 5 ведущие мосты, силовые поворотные цилиндры 6, вертикальный шарнир 7, валы 8 и 9 яарданной передачи, двойную вилку 10, подвижную (шлицевую ) вилку 11 и неподвижную вилку 12 .
Взаимный поворот (складывание) полурам происходит вокруг оси вертикального шарнира 7 (точка О), Равенство углов р„ и 8„, обесьачиваемое за счет смещения оси симметрии двойной вилки на величину L, имеет место только для данного значения угла с (например о о); в промежуточных положениях ф 4р
Но анализируя зависимость p„-p<= f(k) можно определить минимальное значение
:P„ - ф .для любых углов складывания полурам и таким образом обеспечить
5 96 наименьшую неравномерность вращения карданной передачи.
Приводим вывод выражения для определения значения („ - f3 = f(oL) в общем случае.
Из треугольника АОС (фиг 3) ф„ + p2 — — oL. Отняв от обеих частей равенства по 2 92, получим
9579 6 увеличить угол складывания транспортного средства до о о=46
Учитывая, что неравномерность вращения валов карданной передачи определяется абсолютной величиной разности углов поворота шарниров двойной вилки (в нашем случае (р„-р = 1 40 ), можно получить предельную критическую величину
10 угла складывания полурам транспортного средства d = 54 (L = 6,78 мм, oLo=47 - кривая Н, В = 150 мм). Дальнейшее увеличение угла складывания возможно при условии (p — p ) )
15 )1о40 .
Таким образом, смещение попереч" ной плоскости симметрии двойной вилки карданной передачи относительно оси вертикального шарнира полурам в направлении неподвижной вилки на р„-> = -2p (6
51пЫ
= d.-2 arcs>n
icos о (2 ) )Ъ = otrCSin — 5 по" (1
2 8
Подставляя значения р из (7) в (6), получим
С р -р = с -2arcsin —. sincL . (8)
2 В
Подставив в (8) значения а из (4 ), полученные при условии р„-р =О или р„ — p = с учетом смещения
1 2 (5), получим
8 sled d
P - =oL-2arcsin
1 2
2ВС05—
2 расстояние (,= 0,5В
1 позво"
do
C0S—
2. ляет обеспечить равенство углов поворота карданных шарниров в определенном положении полурам, а анализ
По выражению (9) можно вычислять
30 значение „-p2 задаваясь различными значениями d при выбранном d o, и определить допустимый угол складывания полурам транспортного средства при заданном (ограниченном) значении разности p p 35
Из графика (Фиг.4) построенного согласно формулам 5 и 9, видно, что при угле складывания полурам
cL = 0-35о, который имеет большинство транспортных средств, при отсутствии 40 смещения (L = О, do = 0 - кривая 1) величина p — р изменяется от 0 до
1о 40 . Дальнейшее увеличение угла о складывания eL до значения 54 без смещения оси симметрии двойной вил- 45 ки вызовет увеличение неравномернос" ти р„-р до 6 30 .
Но если сместить поперечную плос50 кость симметрии двойной вилки относительно оси вертикального шарнира (L = 3,64 мм, с о = 35 — кривая 1, В = 150 мм), можно при том же значении с „,д„= 35 получить p„- р2 и таким образом уменьшить неравномер55 ..ность угловой скорости вилок карданной передачи или при том же значео нии неравномерности р — tj2 —— 1 40
51п oL выражения
2оо5
<о в позволяет обеспечить выбор минимальной разности этих углов в промежуточных полонениях на обычнсй карданной передаче с двойной вилкой без дополнительных механизмов выравнивания угловых скоростей.
При этом обеспечивается увеличение угла складывания полурам предлагаемого транспортного средства по о сравнению с известным от 35 до 54 без увеличения разности углов поворота карданных шарниров, что позволит значительно повысить маневренность транспортного средства.Формула изобретения
Транспортное средство с шарнирно-сочлененной рамой, содержащее двигатель, ведущие передний и задний мосты, две полурамы,соединеные между собой вертикальным шарниром и силовыми цилиндрами, и карданную передачу, включающую валы с вилками и двойную вилку, расположенную в зоне вертикального шарнира, паи этом одна из вилок установлена с возможностью осевого перемещения на соответствую7 969579 щем валу, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения маневренности транспортного средства, двойная вилка карданной передачи установлена так, что ее поперечная плоскость симметрии смещена относительно оси вертикального шарнира полурам в направлении установленной неподвижно вилки на расстояние
L «0,59 1 о
СО
Ь вЂ” расстояние между осями шарниров двойной вилки карданной передачи;
- угол поворота между вилками карданной передачи. где
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кашуба Б.П., Коваль И.Я. Трак тор Т-150K ° Инструкция по эксплуатации. Харьков, "Прапор", 1971.
969579
l —; (L
Ч
Составитель A.Áàpûêîâ
Редактор Ю.Середа Техред И. Надь Корректор B,Áóòÿãà
8г94аО Тираж 682 Подписное
ВНИ1!ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035„ Москва, _#_-35, Рауаская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент",. г. Ужгород, ул. Проектная, 4