Успокоитель бортовой качки судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОР(,КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Ресттублик
<>969587 (61) Дополнительное к авт. свид-ву — (22) Заявлено 240431 (2>) 3278326/27-11
fgq) М g+ э
В 63 В 39/06 с присоединением заявки ¹â€”
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.1082. Бюллетень ¹40 (53) УДК 629. 12..532.5.041 (088.8) Дата опубликования описания 30. 10.82 (72) Авторы изобретения
В.О. Воробьев, Л.Ф. Огарков, Б.М. Папа и А.Б. Киев (71) Заявитель (54 ) УСПОКОИТБЛЬ БОРТОВОЯ КАЧКИ СУДНА
Йзобретение относится к судострое нию, в частности к активным успокоителям бортовой качки судна.
Известен успокоитель бортовой каЧI ки судна, содержащий картер с расположенным s его подшипниках баллером, несущим перо руля, и кинематически связанным через румпель с гидроприводом, причем в картере вертикально установлен вал, кинематнчески связанный одним концом со штоком гидропривода, а другим - с баллером руля, при этом вал и картер снабжены стопорами, фиксирующи" ми вертикальный вал с картером при выдвижении и уборке руля, а картерсо стенками ниши при перекладке руля.
В этом успокоителе качки перекладка руля, а также егo вываливание (заваливание ) осуществляется одним гидроприводом (13.
Однако такая конструкция успокоителя качки обладает недостатком, который обусловлен необходимостью обеспечения поворота румпеля одним гидроприводом на угол 115-120о, равйый сумме углов, поворота румпеля при вываливании и последующей перекладке руля. В результате ход што- ка гидропривода получается довольно значительным, эффективность гидропривода в.режиме перекладки руля снижается и он работает с отдачей полезной мощности значительно меньше максимальной, которую он спосо бен развивать.
Цель изобретения - повышение эффективности гидропривода (выведение на оптимальный режим) при перекладке руля.
Поставленная цель достигается теМ, что стопор, фиксирующий вертикальный вал с картером, выполнен в виде гидравлически управляемой муфты, расположенной между картером и вертикальным валом, а успокоитель снабжен насосным агрегатом, электро2О магнитным распределителем и конеч;ными выключателями, при этом полос;ти муфты гидравлически соединены с .насосным агрегатом через электромагнитный распределитель, электрически связанный с конечными выключателями, взаимодействующими с муфтой при среднем и крайних положениях.
На фиг.1 изображена принципиальная конструктивная схема предлагаемого успокоителя качки; на фиг.2узел I на фиг.1.
969587
ЗаТем рабочая жидкость от насосного агрегата 10 через распределитель 11 подается в полость б муфты 8 и последняя входит в зацепление с румпелем 9, оставаясь в сое;цинении с картером 2 и валом 5. После этого
6О.Успокоитель бортовой качки судна содержит нишу 1, в которой располо-. жен картер 2 с баллером 3, жестко связанным с рулем 4. В картере 2 вертикально установлен вращающийся вал 5, кинематически связанный одним концом с баллером 3, а другимс гидроприводом 6. Картер 2 фиксируется относительно ниши 1 стопором 7, а вал 5 фиксируется относительно картера 2 муфтой .8 которая через шли- 10 цевое соединение взаимодействует с румпелем 9,. вертикальным валом 5 и картером 2. Полости а и б муфты 8, <гидравлически соединены с насосным агрегатом 10 через электромагнитный 15 распределитель 11, электрически связанный с конечными выключателями 12«14, взаимодействующими с муфтой 8 ,при среднем и крайних положениях.
Устройство работает следующим образом.
При вываливании или заваливании руля 4 картер 2, вал 5 и румпель 9 фиксируются между собой муфтой 8.
При этом картер 2 не зафиксирован относительно ниши 1 стопором 7. Гид ропривод б разворачивает картер 6 с баллером 3 и рулем 4-, При полностью вываленном руле 4 из ниши 1 картер 2 фиксируется с нишей 1 стопором 7, после чего рабочая жидкость от насосного агрегата 10 через электромаг-. нитный распределитель 11 подается в полость а муфты 8 и последняя выходит из зацепления с румпелем 9 ° Шток гидропривода б от автономной гидро- 35 системы (не показана) вместе с румпелем 9 выводится в среднее положение. После этого рабочая жидкость от насосного агрегата 10 через распределитель 11.подается в полость б 40 муфты 8 и она входит в зацепление с румпелем 9 и выходит из зацепления с картером 2, оставаясь в соединении с валом 5 ° Затем гидропривод б разворачивает вал 5, который через 45 кинематическую передачу передает вращение баллеру 3 и рулю 4. Происходит перекладка руля.
По окончании перекладки руля 4 рабочая ><идкость от насосного агрегата 10 через распределитель 11 подается в полость муфты 8, которая входит в зацепление с картером 2, выходит из зацепления с румпелем 9, оставаясь в зацеплении с валом 5, Шток гидропривода 6 от автономной гидросистемы вместе с румпелем 9 переводится в крайнее положение, соответствующее вываленному рулю 4. отдается стопор 7 и картер 2 расстопори в ает ся от ниши 1. Гидро привод б заваливает руль 4 в нишу 1, после чего картер 2 фиксируется стопором 7 относительно .ниши 1, а муфта 6 фиксирует между собой картер 2, вал 5 и румпель 9, что исключает самопро-. извольную перекладку руля 4. о положении муфты 8 сигнализируют взаимодействующие с ней в среднем и крайних положениях конечные выключатели 12-14, электрически связанные с электромагнитным распределителем 11.
Технико-экономический эффект достигаем=1й при использовании предлагаемого изобретения заключается в снижении массогабаритных характеристик гидропривода на 10-12%, что об условлено уменьшением хода штока гидропривода и угла поворота румпеля до пределов, обеспечивающих только
1 ,вываливание (заваливание ) руля, а также в повышении эффективности гидропривода при перекладке руля на
30-40В, что обусловлено тем, что гидропривод после вываливания руля выводится в среднее положение, соответствующее оптимальному режиму..
Формула изобретения
Успокоитель бортовой качки судна, содержащий картер с расположенным в его подшипниках баллером, несущим ,перо руля, и кинематически связанным через румпель с гидроприводом, причем в картере вертикально установлен вал, кинематически связаннный одним концом с штоком гидропривода, а другим - с баллером руля, при этом вал и картер снабжены стопорами, фиксирующими вертикальный вал с картером при выдвижении и уборке руля, а картер - со стенками ниши при перекладке руля, о т л и ч а ю щ и й.с я тем, что, с целью повышения эффективности путем уменьшения хода. штока, гидропривода, стопор, фиксирующий1вертикальный вал с картером, выполнен в виде гидравлически управляемой муфты, расположенной между картером и вертикальным валом, а успокоитель снабжен насосным агрегатом, электромагнитным распределителем и конечными выключателями, при этом полости муфты гидравлически соединены с насосным агрегатом через электромагнитный распределитель, электрически связанный с конечными выключателями, взаимодействующими с муфтой при среднем и крайних положениях.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 522992,кл. В 63 В 39/06,06..09.74 (прототип).