Дейдвудный подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (1)969592 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 140181 (23) 32333927/27-1 с присоединением заявки ¹вЂ”(23) Приоритет—
Р М К з
В 63 Н 23/36
16 С 17/14
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (И) УДК 629, 1. 037. .5 (088.8) Опубликовано 3010.82. Бюллетень ¹ 40
Дата опубликования описания 30. 10. 82 (72) Авторы изобретения
A. В. Смыков, В. Ф. Шеремет, Ю.A. Хлопотов- В.Н. Елизаров, В.N.Милонанцев Л-;В.Яйч у,,у и В. Н. Иголки Q(,KN
-„-мр „дР3 $ . „qqSCeAв(71) Заявитель (54) ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК
Изобретение отндсится к судостроению, в частности к дейднудным подшипникам судов. .Известен. дейдвудный подшипник, содержащий втулку с фланцем, в которой размещены вкладыш и упругий элемент (1 J.
Недостатком известного дейдвудного подшипника является снижение толщины вкладыша за счет выполнения в нем продольного паза для размещения упругого элемента, что сокращает срск службы подшипника. Кроме того, в нем затруднена стандартизация упругого элемента, что требует индивидуального изготовления его для определенного типоразмера подшипника.
В то же время различные конструктивные решения линии вала (ee длина, вес гребного винта и т.п.) требуют даже.при одном типоразмере подшипника индивидуального изготонления или подшипника с упругим элементом.
Цель изобретения — увеличение срока службы и расширение диапазона применения дейдвудного подшипника одного типоразмера.
Укаэанная цель достигается тем, что у дейдвудного подшипника, содержащего втулку с фланцем, в которой размещен вкладыш и. упругий эле- мент, н втулке выполнен сквозной вырез по всей ее длине, расположенный симметрично относительно вертикальной плоскости проходящей через
ocb втулки, в которой установлен упругий элемент, выполненный в виде изогнутой концентрично втулке пластины и снабженный с наружной стороны крепежными планками, установленными ндоль линии, его стыка со нтулкой, при этом ширина поверхности крепежной планки, контактирующей с наружной поверхностью упругого элемента и втулкой, больше величины утроенной толщины упругого элемента, а угловая мера дуги, определяющая. ширину сквозного выреза, равна угловой мере дуги, определяющей ширину упругого элемента.
Кроме того, упругий элемент выполнен из отдельных секций..
Сквозной вырез со стороны торцов втулки ограничен перемычками, ширина каждой из которых больше тол. щины корпуса втулки, а расстояние между перемычками больше длины упругого элемента.
969592
Крепе>кные планки под упругим элементом выполнены с уменьшающейся в корму толщиной.
Кооме того, крепежные планки под угц>угим элементом выполнены с уменьшающейся в корму шириной. 5
На Фиг.1 изображен предлагаемый дейдвудный подшипник, продольный вертикальный разрез; на фиг.2 - дейдвудный подшипник по стороны фланца втулки; на фиг.3 - дейдвудный под- 10 шипник с упругим элементом, выполненным из отдельных секций, продольный вертикальный разрез; на фиг,4 разрез A-А на фиг.1; на фиг.5 — разрез Б-Б на фиг.1.; на фиг.б — разрез
В-В на фиг.2.
Дейдвудный подшипник содержит втулку 1 с фланцем 2 и вкладышем 3, установленную в дейдвудной трубе 4, и упругий элемент 5. Втулка 1 имеет сквозной вырез б и контактирует с крепежными планками 7, при этом ширина поверхности крепежной планки 7, контактирующей с наружными поверхностями упругого элемента 5 и втулки 1, обозначена соответственно а и а1, толщина упругого элемента 5 — в, а угловая мера дуги, определяющая ширину сквозного выреза б — oL.
В модификации подшипника, показанной на фиг.3, упругий элемент 5 выполнен в виде отдельных секций 8 и 9, а втулка 1 в районе сквозного выреза б имеет перемычки 10.
В районе сквозного продольного выреза б во всю его ширину установлена уплотнительная прокладка 11. Толщина тела втулки 1 обозначена с.
Расстояние между наружной. поверхностью упругого элемента 5 и внут- 40 ренней поверхностью втулки 1 обозначено п.
В модификации подшипника, показанной HB фиг.4,упругий элемент 5 45 а также крепежная: планка 7 под упругим элементом 5 имеют толщину, соответственно обозначенные в„ и б.
В модификации подшипника, показанной на фиг." и б, крепежные планки 7 под упругим элементом 5 выполнены с уменьшающейся в корму шириной, т.е. а > (а .
При работе дейдвудного подшипника нагрузка на вкладыш 3 распределяется равномерно из-за наличия упругого элемента 5, который, деформируясь, позволяет поверхности трения вкладыша 3 повторять изгиб гребного вала, что, в свою очередь, .ведет к уменьшению износа материала вклады- 60 ша 3, а следовательно, к увеличению срока его службы„Кроме того, упругий элемент 5 снижает динамическую составляющую нагрузки на вкладыш 3 и позволяет уменьшить влияние виб65 рации корпуса судна на работу дейдвудного подшипника и тем самым увеличить его долговечность.
Во время работы дейдвудного подшипникового узла в зазоре между внутренней поверхностью вкладыша 3 и гребным валом прокачивается .забортная вода. Выполнение сквозного выреза б во втулке 1 нарушает нормальную смазку подшипникового узла, поэтому в него на всю ширину сквозного продольного выреза б вводится уплотнительная прокладка 11, при этом ее радиальная жесткость выбирается. такой, чтобы она не оказывала существенного влияния на радиальную жесткость упругого элемента 5.
Установка упругого элемента 5 из цельной пластины при значительных размерах дейдвудного подшипникового узла представляет собой определенные технологические трудности, так как приходится изготавливать крупногабаритную технологическую оснастку, лапример матрицу и пуансон, и иметь .хорошо оснащенную базу станки для его обработки, нагревательную печь и прессовое оборудование Поэтому ,более целесообразным является установка упругого элемента 5, набранного из отдельных секций 8 и 9.
Сквозной вырез б во втулке 1 снижает ее радиальную жесткость и умень шает величину крепе>ха-фланца 2. Для ликвидации жесткости сквозной вырез б со стороны торцов втулки 1 ограничивается перемычками 10. Для надежной работы упругого элемента 5 он должен находиться в вырезе б, не перекрывая перемычек. Из условий прочности ширина перемычки 10 должна быть больше или равна толщине фланца 2 втулки 1. Для нормальной работы дейдвудного подшипникового узла длина втулки 3 должна быть меньше длины упругого элемента 5 не менее чем на 2Ъ, так как если это условие не будет выполнено, то при набухании материала вкаладыша 3 торцовые части его будут опираться на перемычки 10 и тем самым нарушится условие заданной радиальной жесткости дейдвудного подшипникового узла.
Каждая из крепежных планок 7 контактируется с внешней поверхностью втулки 1 и внешней поверхностью упругого элемента 5 и соответственно крепится к ним.
Ширина поверхности крепежной планки 7, контактирующей со втулкой 1, выбирается иэ условия обеспечения прочности и плотности соединения по известным формулам сопротивления материалов, а ширина полки под упругим элементом 5 — из условия обеспечения заданной радиальной жесткости для кокретного дейдвудного под969592
6 шипника. Изменение радиальной жест- кости дейдвудного подшипника можно достичь либо меняя ширину рабочей части упругого элемента 5, либо меняя его толщину в. Следовательно, для расширения диапазона применения подшипника судов, у которых из-за индивидуальных конструктивных схем валопроводов требуется различная радиальная жесткость дейдвудного подшипникового узла, ее можно получить либо изменением толщины упругого элемента 5, либо изменением ширины крепежной планки 7, находящейся под упругим элементом 5. .Толщина крепежной планки 7 выбирается из условия б = с — в > к, где б — минимальная толщина крепежной планки 7 под упругим элементом 5; с — толщина тела втулки 1; .в — толщина упругого элемента 5; к — статическая просадка упругого элемента 5 под действием нагрузки.
Для выполнения условия получения различной жесткости по длине дейдвудного подшипника упругий элемент 5 выполняется либо переменным по толщине, либо его рабочая часть различна по длине за счет различной ширины крепежных пленок 7. При этом, если необходимо выполнить условие равной просадки элемента 5, имеющий наибольшую толщину в обращен к фланцу 2 втулки 1, а если необходимо выполнить условие равномерной загрузки упругого элемента 5, то выполняется обратный монтаж.
Поедлагаемое изобретение позволяет уменьшить вибрацию кормовой оконечности судна, что повышает работоспособность дейдвудного устройства и увеличивает его ресурс. Кроме того, снижение вибрации улучшает условия обитания судового экипажа и уменьшает нагрузки на связь корпус.ных конструкций.
Варьирование радиальной жесткости дейдвудного подшипника за счет уменьшения только размеров крепежных планок позволяет расширить диапазон применения подшипника одного типоразмера и открывает возможности их стандартизации.
Формула изобретения
1. Дейдвудный подшипник, содержащий втулку с фланцем, в которой размещены вкладыш и упругий элемент, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы и расширения диапазона применения подшипника одного типоразмера, во втулке выполнен сквозной вырез !
О по всей длине, расположенный симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось втулки, в которой установлен упругий элемент, выполненный в виде иэогнуто1: !
5 концентрично втулке пластины и снабженный с наружной стороны крепежными планками-, установленными вдоль линии его стыка со втулкой, при этом ширина поверхности крепежной планки, контактирующей с наружной поверхностью упругого элемента и втулкой, больше величины утроенной толщины упругого элемента, а угловая мера дуги, определяющая ширину сквозного выреза, равна угловой мере дуги, определяющей ширину упругого элемента.
2. Подшипник по и. 1, о т л и .ч а ю шийся тем, что упругий элемент выполнен из отдельных секций.
3. Подшипник по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что сквозной вырез со стороны торцов втулки ограничен перемычками, ширина каждой из которых больше толщины корпуса втулки, а расстояние между перемычками больше длины упругого элемента.
4. Подшипник по пп. 1 — 3, о т
4О л и ч а ю шийся тем, что крепежные планки под упругим элементом выполнены с уменьшающейся в корму толщиной.
5. Подшипник по пп. 1 — 4, о т
45 л и ч а ю шийся тем, что крепежные планки под упругим элементом выполнены с уменьшающейся в корму шириной.
Источники информации, $p принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по . заявке М 2894502/27-11, кл. В 63 Н 23/36,14.12.79 (прототип).
969592
Составитель, A Строков
Редактор С. Юско Техред Ж. Кастелевич. Корректор Ю. Хакарвнко
Заказ 8296/21 Тираж 462 Подлисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. УжГород, ул. Проектная, 4