Система смазки двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Свюз Советских
Социалистических
Республик (и)969922 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.05.78 (21) 2612179/25-06 (И 3 М. Кл. с присоединением заявки ¹
F 01 М 1/16 (осударствеииый комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.1082.. Бюллетеиь ¹40 (531УДК 621,434-72(088.8) Дата опубликования описания 30. 10.82 с" "-г ъм (72) Авторы изобретения. Павлиский "" - -"
1",""
f ни научно- ный дтнститух„. .Юфти цадц зйых-
К.Н.Деулин, A.È.Kàòàåâ, М.A.Ãðèãîðüåà и B.
Центральный ордена Трудового Красного Знам исследовательский автомобильный и автомото и Камский комплекс заводов по производству автомобилей (7 I) Заявители (54) СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателестроению, а конкретно к системам смазки транспортных двигателей внутреннего сгорания.
Известна система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, насос, нагнета» тельный патрубок которого через фильтр сообщен с главной масляной магистралью, предохранительный клапан, выполненный в виде подпружиненного плунжера, и ограничительный клапан, выполненный в виде золотника. Оба клапана размещены в отдельных расточках корпуса масляного насоса 1).
Однако размецение предохранительного и ограничительного клапана известной система смазки в отдельных расточках корпуса увеличивает габариты, вес и, как следствие, металлоемкость системы.
Цель изобретения - снижение металлоемкости системы смазки.
Укаэанная цель достигается тем, что в системе смазки двигателя предохранительный и ограничительный клапаны расположены в одном корпусе, а золотник выполнен с внутренней полостью для соосного раэмецения в нем плунжера.
В золотнике выполнено отверстие, сообцающее его внутреннюю полость с нагнетательным патрубком.
На чертеже представлена схема системы смазки двигателя с предохранительным и ограничительным клапанами в разрезе.
Система смазки двигателя внутреннего сгорания включает в себя масляную емкость 1, связанную со всасывающим патрубком 2 маслянного насоса 2.
Нагнетательный патрубок 4 насоса через масляный фильтр 5 связан с главной масляной магистралью 6. Главная магистраль 6 маслопроводами 7 соединена с подшипниками коленчатого вала и другими потребителями смазки.
В системе смазки имеются предохранительный и ограничительный клапаны, установленные в единой расточке корпуса 8. Предохранительный клапан выполнен в виде плунжера 9 с пружиной 10, опираюцейся одним концом в плунжер 9, а другим - в пробку 11.
25 Плунжер 9 установлен во внутренней полости 12 золотника 13 соосно с ним со стороны, противоположной полости 14, которая подключена к главной магистрали 6. На боковой по>0 верхности золотника 13 имеется коль
969922 цевая канавка 15 для соединения нагнетательного патрубка 4 насоса
3 со сливом, например, с всасывающим патрубком 2 насоса через сливной канал 16. С нагнетательным патрубком
4 канавку 15 сообщает канал 17. В 5 золотнике напротив боковой поверхности плунжера 9 выполнены окна 18, сообценные со сливом, например со всасывающим патрубком 2 насоса через канавку 19 и сливной канал. 16, выпол- >Q ненные в корпусе 8. Канавка 19 выпол-, нена эксцентрично относительно оси плунжеров -. направлении всасывающего патрубка насоса. Внутри золотника 13 перед плунжером выполнено -отверстие
20, сообщающее его внутреннюю полость с кольцевой канавкой 15 и через нее с нагнетательным патрубком 4. Площади сечения .плунжера 9 и золотника 13 выполнены таким об- 2О разом, что отношение этих величин обратно пропорционально отношению давлений в главной магистрали 6 и в нагнетательной полости насоса 3, на которые настраиваются предохранитель- 25 ный и ограничительный клапаны.
Система смазки с предохранительным ограничительным клапанами работа- ет следующим образом, При работе двигателя масло иэ емкости 1 при помощи насоса 3 подает. ся через нагнетательнйй патрубок 4 в фильтр 5 и далее в главную магистраль 6, откуда по маслопроводам 7 оно поступает к трущимся деталям, обеспечивая их смазку.
При нормальном давлении масла в системе плунжер 9 перекрывает окна 18, а кольцевая канавка 15 разобщена со сливным каналом 16. При повышении давления в нагнетательном патрубке 4 насоса выше нормального плунжер 9, преодолевая усилие пружины 10, перемещается относительно золотника 13 и открывает окна 18, в результате чего масло иэ нагнета- 45 тельного патрубка 4 через отверстие
20 и окна 18 перетекает на слив, например, во всасывающий патрубок
2 насоса через канавку 19 и сливной канал 16. При давлении масла в полос- 5О ти 14, подключенной к главной магистрали б, выше заданной величины золотник 13, преодолевая усилие пружины 10, перемещается и соединяет канавку 15 со сливом. При этом масло перетекает иэ нагнетательного патрубка 4 насоса 3 на слив, например, во всасывающий патрубок 2 насоса 3 через сливной канал 16 до тех пор, пока давление в полости 14 не достигает заданной величины. При одновременном повышении давления сверх заданных величин в нагнетательном патрубке насоса и в главной магистрали золотник и плунжер перемещаются одновременно аналогично описанному выше.
Расположение предохранительного и ограничительного клапана в одном корпусе, выполнение золотника ограничительного клапана с внутренней полостью для соосного размещения в нем плунжера предохранительного клапана, а также наличие в золотнике отверстия, сообцающего его внутреннюю полость с нагнетательным патруб- . ком, обеспечивают большую компактность системы, меньший вес, сокращают количество подводящих и отводящих каналов в системе и, как следствие, обеспечивают ев меньшую металлоемкость.
Кроме того, предлагаемая конструкция мозволяет регулировать давление не в одной, а в двух масляных маги,стралях - главной и нагнетательной.
Формула изобретения
1. Система смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, насос, нагнетатель ный патрубок которого через фильтр сообцен с главной масляной магистралью, предохранительный клапан, выполненный s виде подпружиненного плунжера, и ограничительный клапан, выполненный в аиде золотника, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения металловмкости, предохранительный и ограничительный клапаны расположены в одном корпусе, а золотник выполнен с внутренней полостью для соосного размещения в нем плунжера.
2. Система по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что в золотнике выполнено отверстие, сообщающее его внутреннюю полость с нагнетательным патрубком. источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Юрковский И.М., Толпыгин В.A.
Автомобиль КаМАЗ. М., ДОСААФ, 1975, с. 80.
969922
Составитель Е. Обушева
Техред Т.фанта Корректор Г ° Решетннк
Редактор В.Пилипенко
Заказ 8342/37 Тираж 539 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4