Устройство для наддува емкостей с избыточным давлением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»970030 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.04,81 (21) 3276503/23-26 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 301082, Бюллетень ¹ 40

Дата опубликования описания 301082 (51) М. Кп.

17 С 5/00

С 05 0 27/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 66 012

-52(088.8) ° .4.. 1(с11; к

Г 14 1ЕН ГН!1.

1 .- тн.,Б „„1.=, " 11ео ЕН д

Л.Д. Бондаренко, В.С. Шарапов, Н.В. Антоно и M.Ô. Самусенко ( (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАДДУВА ЕМКОСТЕЙ

С ИЗБЫТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к устрой:твам для наддува емкостей с избыгочным давлением агрессивных, токсичных и пожаровзрывоопасных паров 5 и может быть использовано в газовой, химической и нефтеперерабатывающей оомышленности.

Известно устройство для наддува емкостей с агрессивными и токсичными компонентами, содержащее аккумулятор давления. редуктор давления и запорно-коммутирующую арматуру с1 3.

Недостатком этого устройства явля-. ется то. что его арматура не защищена от избыточного давления потребителя и всегда, при давлении в магистрали перед пневмоклапаном меньшем, чем давление наддува в емкости с агрессивным компонентом, возникает обратный ток. Это приводит к проникновению паров компонента или непосредственно компонента в пневмосистему, что влечет за собой выход из строя арматуры.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для наддува ек;кистей с избыточнымдавлением arp ac<.: и в ных и токсичных паров компонен га . .; рнащее прелохранительнйй клапан и аккумулятор давления, соединенный с емкостью магистралью с последовательно установленными на ней запорным органом, редуктором давления и пневмоклапаном с управляющей магистралью (2 ).

Данное устройство непригодно для наддува емкостей с неопределенным, случайным образом колеблющимся, избыточным давлением, например из-за температурных колебаний. В случае, если давление в емкости превышает по величине давление наддува (давление настройки редуктора давления), устройство при открытии пневмоклапана самонаддувается потребителем. При использовании этих устройств для наддува емкостей с избыточным давлением агрессивных и токсичных паров, последние проникают в пневмосистему, разрушая уплотнения и арматуру. Имеется реальная возможность свободного проникновения (по той же причине и условиях) в пневмосистему собственно и агрессивного компонента, что недопустимо при выполнении операции наддува емкостей с токсичными взрывопожароопасными компонентами.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.

970030

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено анализирующим блоком, содержащим расходную шайбу, пневмореле с нормально-замкну- тыми контактами, дроссель, обратный клапан, дюзу, жиклер и электропнев- 5 моклапан двойного действия, вход которого сообщен со входом пневмоклапана, нормально-закрытый выход— с управляющей магистралью пневмоклапана, а нормально-открытый выход — 1О через расходную шайбу с пневмореле,. входом дросселя и входом обратного клапана, выход кОторого связан через дюзу с атмосферой и через жиклер — с выходом пневмоклапана, при этом выход дросселя соединен с атмосферой.

На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит аккумулятор

1 давления, сообщающийся посредством магистрали 2 с запорным органом 3, редуктор 4 давления., предохранительный клапан 5, пневмокланан 6 и емкость 7, упоавляюший выход пневмоклапана 6 сообшен через чпоавляюшчю магистоаль 8 с ноомально-закоытым выходом 9 электропневмоклапана 10 двойного действия, установленного на входе анализирующего блока 11, ко--Зо торый сравнивает давление на выходе редуктора 4 давления с давлением в емкости 7.

Дренажный выход 12 электропневмоклапана двойного действия 10 сообщен 35 с атмосферой, а вход 13 — с входом пневмоклапана 6. Нормально-открытый выход 14 электропневмоклапана двойного действия 10 в свою очередь через расходную шайбу 15 сообщен с 40 пневмореле 16 и через дроссель 17 с атмосферой и входом обратного клапана 18. Выход обратного клапана 18 сообщается через жиклер 19 с выходом пневмоклапана 6 и через дюзу 20 с атмосферой.

Устройство работает следующим образом.

Проходное сечение расходной шайбы 15 равно проходному сечению жиклера 19. Проходное сечение дросселя

17 равно проходному сечению дюзы 20.

Давление настройки пневмореле 16 равно давлению настройки редуктора

4 давления в динамическом режиме при расходе сжатого газа через дроссель 17 и дюзу 20. При повышении давления газа выше этой величины происходит размыкание его нормальнозамкнутых контактов (не показаны). ОО

Нормально-замкнутые контакты пневмореле 16 включены в цепь электропитания электропневмоклапана 10 двойного действия, Нормальное состояние пневмоклапана 6 — закрытое. 65

Для наддува емкости 7 открывается запорный орган 3 и сжатый газ из аккумулятора 1 давления поступает ко входу пневмоклапана 6 и на вход обесточеннОго электропневмоклапана

10 двойного действия, вход 13 которого в этом состоянии сообщен с нормально-открЫтым выходом 14. Газ, пройдя через электропневмоклапан 10 двойного действия, с его нормально открытого выхода 14 поступает через расходную шайбу 15 к пневмореле 16, на вход обратного клапана 18 и через дроссель 17 в атмосферу.

Если давление в емкости 7, а значит и на выходе обратного клапана.18, меньше давления настройки редуктора

4 давления, то газ открывает обратный клапан 18 и через дюзу 20 поступает в атмосферу. Поскольку расход сжатого газа в атмосферу происходит по двум линиям (через дроссель 17 и дюзу 20), то давление эа расходной шайбой 15 не превышает давления настройки пневмореле 16.

Нормально-замкнутые контакты пневмореле 16 не размыкаются, позволяя подавать электропитание к электропневмоклапану 10 двойного действия для его включения. При подаче электропитания к электропневмоклапану 10 двойного действия он изменяет свое состояние. Его вход 13 сообщается с нормально-закрытым выходом 9 и изолируется от нормально-открытого выхода 14, который в свою очередь сообщается с дренажным выходом

12. Газ через электропневмоклапан

10 двойного действия к пневмореле

16 и на вход обратного клапана 18 не поступает.

Газ, пройдя через электропневмо.клапан 10, с его нормально-закрытого выхода 9 по управляющей магистрали 8 поступает в узел привода пневмоклапана 6 и откоывает его. Происходит подача газа от редуктора 4.давления через пневмоклапан 6 в емкость

7. Остаточное давление от расходной шайбы 15 дренируется в атмосферу через дроссель 17 и дренажный выход

12 электропневмоклапана 10 двойного действия.

Поскольку давление в емкости 7 и на выходе обратного клапана 18 больше давления íà его входе, обратный клапан 18 закрыт. Тем самым исключено попадание паров из емкости 7 к электропневмоклапану 10 двойного действия, пневмореле 16, предохранительному клапану 5 и редуктору 4 давления.

Если давление в емкости 7, а значит и яа выходе обратного клапана 18 больше давления настройки редуктора

4 давления, то обратный клапан 18 не откроется. В этом случае, поскольку расход газа в, атмосферу происходит только через дроссель 17, давление

970030 за расходной шайбой 15 устанавливается выше давления настройки пневмореле 16.

Нормально-замкнутые контакты пневмореле 16 размыкаются, тем самым исключается возможность подачи электропитания к электропневмоклапану

10 двойного действия и изменения его состояния. Пневмоклапан 6 остается закрытым и тем самым исключается возможность попадания агрессивных, ток- 10 сичных или взрывоопасных паров из емкости 7 к редуктору 4 давления, предохранительному клапану 5, электропневмоклапану 10 двойного действия и другим элементам пневмосистемы Ф5 и вывод их из строя.

Аналогично произойдет закрытие пневмоклапана 6 и тем саьым исключение попадания агрессивных, токсичных или взрывоопасных паров из емкости 7 к редуктору 4 давления, предохранительному клапану 5, электропневмоклапану 10 двойного действия и другим элементам пневмосистемы при внезапном повышении давления в емкости 7 25 (по сравнению с давлением настройки редуктора 4 давления) при подаче в нее сжатого газа.

Таким образом, использование предлагаемого устройства для наддува емкостей с избыточным давлением полностью исклЮчает проникновение паров агрессивных, токсичных и пожаровзрывоопасных компонентов из Емкости в редуктор давления и другие элементы устройства, автоматически обеспечивает выполнение операции наддува только в случае превышения давления газа после редуктора давления над давлением емкости и гарантирует увеличение ресурса их работы. Кроме то- 4О го, устройство можно использовать и при ступенчатом наддуве, емкостей: выдавливание компонента предварительно большим давлением с последующим переходом к наддуву низким давлением 45 (например, выдача остатков). Эффективная и надежная работа устройства обеспечивает сокращение эксплуатационных затрат на обслуживание и регламентные работы в два раза, .исключает возможность ошибки оператора или управляющего устройства, исключает измерительные операции по замеру избыточного давления в емкости-потребителе, что сокращает трудоемкость и время работы не менее, чем в два раза; срок службы устройства увеличивается на ЗОЪ.

Формула изобретения

Устройство для наддува емкостей с избыточным давлением агрессивных и токсичных паров компонента, содержащее предохранительный клапан и аккумулятор давления, соединенный с емкостью магистралью с последовательно установленными на ней запорным органом, редуктором давления и пневмоклапаном с управляющей магистралью, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, оно снабжено анализирующим блоком, содержащим расходную шайбу, пневмореле с нормально-замкнутыми контактами, дроссель, обратный клапан, дюзу, жиклер и элек-. тропневмоклапан двойного действия, вход которого сообщен с входом пнев" моклапана, нормально-закоытый выходс управляющей магистралью пневмоклапана, а ноомально-откоытый выход — . через расходную шайбу с пневмореле, входом дросселя и входом обратного клапана, выход которого связан через дюзу с атмосферой и через жиклер — с выходом пневмоклапана, при этом выход дросселя соединен с атмосферой.

Источники информации, принятые.во внимание при экспертизе

1. Рыбаков К.В. и др. Системы централизованной заправки самолетов топливом. М., "Транспорт", 1978, с. 25.

2. Авторское свидетельство СССР

9 611072, кл. F 17 С 5/00, 1976.