Винторычажный регулировочный механизм

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (1970074 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 230780 (21) 2962273/25-28 ($1) М. Нп. с присоединением заявки ¹â€”

G 01 В 5/00

G 01 В 11/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3-01082 Бюллетень № 40 (53) УДК 531.717 (088.8) Дата опубликования описания 301082

: .(72) Авторы изобретения

В.С.-Г.Рябой и Ю.Н.Зверев

{71) Заявитель (54) ВИНТОРЫЧАЖНЫЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ МЕХАНИЗ11

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам для выполнения.юстировочных перемещений °

Известны механизмы. для выполнения юстировочных перемещений, содержащие корпус, ведомое звено (держатель юстируемого элемента), направляющие ведомого звена и две микрометрических пары для перемещения ведомого звена вдоль осей координат(1 ).

Эти механизмы не могут быть применены в, условиях, когда к объекту имеется только .односторонний доступ, что ограничивает его область приме- .15 кения и является его недостатком.

Наиболее близким к даннсму изобретению по технической сущности является винторычажный регулировочный механизм, содержащий корпус, смонтированный в корпусе ходовой винт с участками правой и левой реэьб, две ходовых гайки, установленные на соответствующих участках ходового винта, два рычажных-звена, шарнирно соединенные между собой и с упомянутыми ходовыми райками, ведомое звено, шарнирно соединенное с упомянутыми рычажными звеньями, и дополнительную направляющую ведомого звена. Дополнительная направляющая выполнена в виде двух параллелей, перпендикулярных оси ходового винта и вэаимодействукщих с ведомым звеном (2 ).

Такие механизмы позволяют выполнять только однокоординатные перемещения и не пригодны для юстировки оптических элементов.

Целью изобретения является обеспечение двухкоординатных перемещений ведомого звена при одностроннем доступе к регулировочным элементам и обеспечению юстировки уголковых отражателей, т.е. установки его вершины в заданную точку плоскости.

Достижение цели обеспечивается путем того, что механизм снабжен соосной с ходовым винтом резьбовой регулировочной втулкой, сопряженной с корпусом по реэьбовой поверхности и вэаююдействующей торцами с упомянутым ходовым винтом.

Дополнительная направляющая выполнена в виде паза в корпусе с боковыми сторонами, параллель ными оси ходового винта, и призматического выступа на ведомом звене, взаимодей-; ствующего с упомянутыми боковыми сторонами, а вершина уголкового от970074 ражатедя совмещена с осью шарнира, соединяющего рычажные звенья.

На фиг. 1 изображен нинторычажный регулировочный механизм, общий нид с частичным разрезом",на фиг.2 — то же, разрез по ведомому звену перпен- 5 дикулярно оси ходового винта.

Винторычажный регулировочный механизм содержит корпус 1, в котором смонтирован ходовой винт 2 с участками 3 правой и 4 левой резьб. На хо-3Q доном винте размещены две ходоные гайки 5 и б соответственно с правой и левой резьбами. Каждая из ходовых гаек шарнирно соединена с одним из рычажных звеньев (соответственно

7 и 8), а оба эти звена шарнирно соединены между собой и с ведомым звеном 9. Внутри ведомого звена 9 размещен юстируемый элемент, н частности уголковый отражатель 10, Вершина 11 уголконого отражателя размещена на оси шарнира, соединяющего рычажнце звенья. Ведомое звено 9 сйабжено дополнительной направляющей,- iePzapея образована пазом 12 н корпусе 1 с боковыми сторонами, параллельными оси ходового винта„ и призматическим выступом 9.3 на ведомом Йвене 9, взаимодействующим с боковыМи сторонамк упомянутого паза.

Оси рычажных звеньев 7 и 8 образуют между собой угол oL, номинальной близкнй к 60О. Механизм снабжен такхсе соосной с ходовым винтом 2 резьбоВой регулировочной втулкой 14, сопряженной с корпусом 1 по резьбовой -поверхности и взаимодействующей торцами.с ходовым винтом 2. Для выборки зазора в резьбовых сопряжениях .Механизм снабжен пружинами. 15 и 16 сжатия, установленными между 4 корпусом 1 и ходовой гайкой 5 (первая) и между ходовой гайкой б и резьбаной регулировочной втулкой 14 (вторая). Ходовой винт 2 и резьбовая регулировочная втулка 14 снабже-. ны регулировочными элементами: шлицем 17 под отвертку и бортом 18 с накаткой.

Вииторычажный регулирОвочный механизм работает следующим образом.

Для того, чтобы переместить ведомое звено 9 с юстируемым элементом — уголковым отражателем 10 вдоль оси ходового винта (на.чертеже влево) ввинчивают резьбовую регулирс вочную втулку 14 в корпус 1.

Торец упомянутой втулки, воздействуя на ходовой винт 2, переместит последний влево вместе с двумя ходовыми гайками 5 и 6, двумя рычажными звеньями 7 и 8, а также недо- @ мым зеленом 9 с юстируемьм элементом уголкавым отражателем 10. При этом будет схсиматься пружина 15, а .угол ck, между осями рычажных звеньев осТанется без изменений. Если же 65 необходимо переместить юстируемый элемент в вертикальной плоскости (перпендикулярно оси ходового .винта), то вращают ходовой винт 2, например, по часовой стрелке. При этом ходовые гайки 5 и 6 будут сближаться, угол между осями рычажных звеньев 7 и 8 уменьшится, а ведомое звено 9 переместится вверх.

Как в перном, так и во втором случаях регулироночные перемещения возможны в пределах зазора между стенками паза 12 и призматическим выступом 13. Высота призматического выступа выбрана таким образом, чтобы в пределах регулировочных перемещений упомянутый выступ не мог выйти из паза.

Небольшие повороты ведомого звена вокруг оси шарнира, возможные в пределах упомянутого ныше зазора, не влияют, на работу механизма:, поскольку вершина 11 уголкового отражателя 10 совмещена с осью шарнира и не совмещается при повороте.

Применение изобретения в качестве механизма для юстировки оптических элементов позволит обеспечить возможность юстиронки в труднодоступных местах при одностроннем доступе к ре гулировочным винтам.

Формула изобретения

1. Винторычажный регулиров очный механизм, содержащий корпус, смонтированный н корпусе ходовой винт с участками правой и левой резьб, две ходовые гайки, установленные на соответствующих участках ходового винта, дна рычажных звена, шарнирно соединенные между собой И с упсмЯнутЫМи ходовыми гайками, ведомое звена, шарнирно соединенное с упомянутыми рычажными звеньями, и дополнительную направляющую ведомого звена, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения двухкоординатных перемещений при одностороннем доступе к регулироночным элементам, он снабжен соосной с ходовым винтом регулировочной втулкой, сопряженной с корпусом по резьбовой поверхности и взаимодействующей торцами с упомянутым ходовым винтом.

2. Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения юстировки уголковых отражателей, дополнительная направляющая выполнена н виде паза н корпусе с боковыми сторонами, параллельнычи оси ходового винта, и призматического выступа на ведомом звене, взаимодействующего с упомянутыми боковыми сторонами, а вершина уголкового отражателя совмещена с осью шарнира, соединяющего рычажке звенья.

970074

М /го

12

ВНИИПИ Заказ 8366/45 Тираж 614 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР ,Ф 399713, кл. С 01 В 5/02, 1971

2. Артоболевский И.И. Иеханизмы в современной технике. Т. 2., И., "Наука", 1971, с. 962, механизм 2244 (прототип).