Устройство для контроля соосности осей отверстий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнз
Социалистических
Республик
{и> 9761 66 i
4, ° jjjjja, //
/ (6t) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 22)) 378 (2! ) 2592482/25-28 р М Хп з
С 01 в 11/а4 с присоединением заявки М
Государственный номятет ссс р яо делам яюбретеняй.н отирытнй (23) Приоритет
Опубликоевио 3Q1082.. Бюллетень М 40
Дата опубликования описания 301082 (33) УДК 531. 717 (088 83 (72) Авторы изобретения
Е.И. Вайнер, A Ð. Лысенко и О.Л. Иевлев (7f) Заявитель
Всесоюзный каучно-исследовательский институт технологии насосного машиностроения (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ COOCHOCTH
ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ
Изобретение относится к измеритель-. ной технике и может быть использовано для центрирования осей отверстий при сборке секций статора двигателя.
Известно устройство для контроля соосности осей отверстий, содержацее контрольный прибор, закрепленный на эталонном роторе, который установлен на базовых поверхностях стапеля (1 J.
Недостатком указанного устройства является его высокая инструментальная norpetaHocTb, что не позволяет достичь высокой точности при центрировании осей отверстий базовых секций статора.
Цель изобретения - повышение точности центрирования осей отверстий.
Указанная цель достигается тем, ! что в устройстве для контроли соосности осей отверстий, содержащем контрольный прибор и эталонний ротор, установленный на бозовых поверхностях стапеля, эталонний ротор вы-. полнен в виде„труби на подставке с двумя располоненними по месту установки крайних опор статора базовыми отверстиями, в которых предусмотрены оптические марки, причем базовой поверхностью стапеля является плита,, рабочая поверхность которой перпендикулярна к оси трубы ротора.
На фиг. 1 изображено устройство для контроля соосности осей отверстий; на Фиг. 2 - сттема центрирования осей отверстий базовых секций статора.
Устройство для контроля соосиости осей отверстий состоит иэ эталонного ротора, виполненного B виде трубы 1 на подставке 2. В трубе эталонного ротора по месту расположения крайних базовых опор статора
$5 расточены два отверстия,под оптичес кие, например, саиоцентрируювтиесл марки 3. Оси этих отверстий совпадают с геометрической осью трубы эталонного ротора. Лодставка эталонно20 го ротора установлена на рабочей поверхности плити 4 стапеля. Плита выполнена с центральним отверстием, ее рабочая поверхность перпендику- лярна оои трубы эталонного ротора.
Ниже плиты закреплена визирная труба 5.
Центрирование осей отверстий ста- тора с помощью устройства длл контроля соосности осей отверстий осуществляется следуюцим образом.
970100
По двум маркам, установленным в расточках трубы эталонного ротора, настраивается визирная труба и фиксируется ее положение. В результате этого ось визирной трубы устанавливается перпендикулярно рабочей поверхности плиты статора. Затем вместо эталонного ротора на плиту стапеля устанавливается первая базовая
1 секция статора, в центральное отверстие которой переставляется нз эталон-10 ного ротора оптическая марка, перекрестие которой совмещают с оптической осью визирной трубы, после чего эта секция статора фиксируется. То же делают и с последующими базовыми 3$ секциями статора. С гвмецение пере,крестий двух марок, установленных в разных базовых секциях статора, с осью визирной трубы свидетельствует о центрировании осей отверстий статора двигателя.
Такое выполнение устройства для контроля соосности осей отверстий позволяет произвести настройку визирной трубы и фиксацию его оптичес- 2> кой оси строго перпендикулярно рабочей поверхности плиты стапеля. Тем самым достигается повышение точности сборки статора и всего устройства в целом. формула изобретения
Устройство для контроля сооснбсти осей отверсгий„ например статора двигателя, содержащее контрольный прибор и эталонный ротор, установленный на базовых поверхностях стапеля, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности центрирования осей отверстий, эталонный ротор выполнен в виде трубы на подставке с двумя расположенными по месту установки крайних опор статора базовыми отверстиями, в которых предусмотрены оптические марки, причем базовой поверхностью стапеля является плита, рабочая поверхность которой перпендикулярна к оси трубы ротора.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Беликов В.Н. Сборка авиационных двигателей, М., "Машиностроение", 1971, с. 189, рис. 124 (прототип).
Составитель В. Афонин
ТехредИ.Ьддь Корректор И.Ватрушкина
Редактор С. Тараненко
Заказ 8367/46 Тираж 614 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откритий
113035, Иосква, F.-35, Рауыская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4