Устройство защиты двигателя от механических повреждений ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Авторы изобретения

А. В. Рассказчиков, В. А. Савельев и В. Т, Жиляев::.

1 .--,„" и е е

Ивановский энергетический институт им. В. . Ленина (7!) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ

ПОВРЕЖДЕНИЙ РОТОРА

Изобретение относится к. электроизмерительной технике и может быть использовано при создании устройств для диагностики состояния стержней ротора асинхронного электродвигателя.

Известно устройство для контроля повреждений стержней беличьей клетки ротора асинхронного двигателя, содержащее источник напряжения и измерители токов (1)..

Недостатком этого устройства является невозможность диагностики состояния стержней ротора в работающем двигателе.

Наиболее близким по технической сущности является устройство, содержащее корпус с открытым с одной стороны полым прямоугольным пазом, якорь и регистрирующие элементы, располо2О женные в прямоугольном пазе (2).

Недостатком этого устройства является невысокая надежность.

Цель изобретения - повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что устройство защиты двигателя от механических повреждений ротора, содержащее корпус с открытым с одной стороны полым прямоугольным пазом, якорь. и реагирующие элементы, расположенные в прямоугольном пазе, снабжено двумя пружинами, симметрично с двух сторон прямоугольного паза выполнены ll-образные каналы, средняя часть которых выполнена вогнутой, а якорь выполнен с выступающим концом из упругого материала - и с осью в средней части, которая установлена в

П-образные каналы и фиксирована пружинами, при этом реагирующие элементы расположены соответствено по бокам и в торце. прямоугольного паЗа.

На чертеже представлен общий вид устройства.

3 9702

Устройство содержит корпус 1 с полым прямоугольным пазом 2 и П"образ. ными каналами 3, якорь 4 с осью 5 и с выступающим концом 6, пружины 7 и

8, реагирующие элементы 8-11. Выступающий конец 6 якоря крепится на выступающей части якоря и предохраняет реагирующие элементы от повреждения при сильных ударах отогнутым стержнем ротора. 16

Устройство работает следующим образом.

Оно крепи ся к лобовым частям статорной обмотки с двух сторон ротора, испытываемого двигателя путем вязки 15 или специального крепления. Выступающий конец 6. располагается над короткозамыкающим кольцом и выступающими частями стержней ротора.

При незначительном задевании стерж-2о нем выступающего конца б якорь 4 поворачивается вокруг оси g и, в зависимости от направления вращения ротора, производит срабатывание одного из реагирующих элементов 9 или 10. 2

При сильном задевании отогнутым стержнем или оборванным короткозамы-кающим кольцом выступающего конца 6 ось 5 сходит со средней части П-образных каналов и под действием пру- Зв жин 7 и 8 поступательно перемещается внутрь по одной из сторон П-образных каналов в зависимости от направления вращения ротора, приводя к срабатыванию реагирующего элемента 11. Повторного взаимодействия стержня ротора с выступающим концом 6 не происходит, так как якорь выходит из области удара стержня. Этим предотвращается повреждение самого устройства. Реагирующие элементы 9 и 10 могут действовать на предупредительную сигнализацию, а реагирующий элемент ll - на отключение двигателя.

75 4

Устройство обладает высокой надежностью благодаря выступающему концу

6 и однократному взаимодействию якоря со стержнем ротора при сильном ударе, предотвращает повреждения обмоток статора отогнутыми стержнями ротора или лопнувшими короткозамыкаю щими кольцами, а также механические повреждения бочкой ротора железа статора, его клиньев и обмотки при уменьшении воздушного зазора между ротором и статором, при нарушении центровки ротора и повреждении его подшипников.

Формула изобретения

Устройство защиты двигателя от механических повреждений ротора, содержащее корпус с открытым с одной стороны полым прямоугольным пазом, якорь и реагирующие элементы, расположенные в прямоугольном пазе, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено двумя пружинами, симметрично с двух сторон прямоугольного паза выполнены П-образные каналы, .средняя часть которых выполнена вогнутой, якорь выполнен с выступающим концом из упругого материала и с осью в средней части, которая установлена в П-образные каналы и фиксирована пружинами, при этом реагирующие элементы расположены соответственно по бокам и в торце прямоугольного паза.

Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 543891, кл. 6 01 R 31/02, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

У. 752540, кл. H 01 Н 36/00, 1979 (прототип).970275

Составитель А. Изломов

Редактор Н. Гришанова Техред А. Бабинец Корректор Н. Король

Заказ 8381/55

А

Тираж 717. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4 /5 филиал lllln "Патент"., г. Ужгород, ул. Проектная, 4