Устройство для защиты от повреждения силовых цепей электропривода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (il>979537
Союз Сееетских
Сециалистическив
Республик е (61) Дополнительное к авт. свид-ву—
Р4)М К з (22) Заявлено 050580 (2! ) 2919696/24-07 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Н 02 Н 3/17
Н 02 Н 3/08
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.10.82. Бюллетень HP 40
f53) УДК 621. 316. . 925 (088. 8) Дата опубликования описания 30. 10.82 (72) Авторы изобретения
В.A. Лигус и -Г.A. Черепахин
Производственное объединение "Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской. революции" (71) Заявитель с.(54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ
СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Изобретение относится к устройствам защиты силовых цепей электропривода железнодорожного транспорта от замыканий на землю и может использоваться в любых энергетических установках в цепях постоянного тока.
Известно устройство защиты от замыкания на землю в сети постоянного тока, в котором контроль осуществляется поочередным подключением исполнительных элементов к силовым цепям.
Срабатывание исполнительных органов вызывается протеканием тока от силовых цепей f13 .
Однако в данном устройстве высока опасность поражения электрическим током, поскольку шины + и — соединяются с землей (корпусом ). Кроме того, при обесточенной силовой цепи осу- ществить. предварительный контроль состоянйя контролируемой электроустановки известным устройством невозможно.
Известно также устройство защиты силовых цепей от замыкания на землю, применяемое на электровозах и включающее в себя электромагнитное реле, один конец катушки которого подсоединен к силовой цепи, а дру,гой — к полюсу высоковольтного источника питания. Другой полюс источника питания соединен с корпусом. При попадании любой точки силовой цепи на корпус реле срабатывает (2 ).
Данное устройство может работать как при наличии силового напряжения, так и без него, однако оно также вносит опасность поражения током обслуживающего персонала.
Для защиты от короткого замыкания как на тепловозах, так и электровозах используются отдельные устройства.
Цель изобретения — повьтюние электробезопасности обслуживающего персонала.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем подключенный к защищаемым цепям источник оперативного тока, соединен" ный с землей (корпусом ), источник выполнен двуполярным с заземленной ,средней точкой и подключен к силовым
25 цепям через раэвяэывающие диоды.
При этом введено дополнительное реле, оба реле соответственно включены между развяэывающимн диодами и полюсами источника оперативного то30 ка.
970537
Причем реле включено между сред" ней точкой источника оперативного тока и землей (корпусом).
На фиг,1 показана принципйальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - то же, вариант. 5
Устройство для защиты силовых цепей содержит двуполярный источник 1 оперативного тока, средняя точка которого заземлена (соединена с корпусом тепловоза ). Плюсовой вывод ис- >0 точника 1 соединен через блокирующий контакт 2 с реле 3, а минусовой вывод — непосредственно с реле 4.
Другие выводы реле 3 и 4 через раэвяэывающие диоды 5 и б соединены с 15 плЮсовой и минусовой шинами силовой цепи.
Диоды 5 и б и диоды мостов источника 1 включены обратно по отношению к напряжению силовой цепи, поэтому при отсутствии замыкания на землю и короткого замыкания в силовых цепях ток через реле 3 и 4 не протекает. Схема находится в исходном состояния и практически не потребляет энергии. Сопротивление изоляции любого полюса силовой цепи при этом не нарушается. Сопротивление цепи: шина - корпус в предлагаемом устройстве равняется сопротивлению двух .последовательно соединенных и обратно включенных диодов. Сопротивление ,это вполне отвечает условиям безопасности обслуживания.
При появлении замыкания на корпус 35 любого полюса силовой цепи образуется цепь, например: плюсовая шина - корпус тепловоза, позволяющая протекать току по цепи: плюс источника - контакт 2 - реле 3 — диод 5 40 (плюсовая шина, корпус, 0 ) — средняя точка источника 1 оперативного тока. В этом случае включится реле 3.
При заземлении другого полюса силавой цепи включится реле 4. 45
При появлении короткого замыкания между полюсами образуется цепь: плюс источника 1 оперативного тока— контакт 2 — реле 3 - диод 5 — плюсовая шина — минусовая шина — диод б - 50 реле 4 — минус источника 1 оперативного тока.. В этом случае включится сразу два. реле 3 и 4.
Использование в устройстве (фиг.1) размыкающего контакта 2 обусловлено необходимостью блокирования работы устройства в момент подключения нагрузки (тяговых двигателей ) при использовании устройства на тяговом средстве. В связи с тем, что тяговые двигатели подключаются при отсутствии напряжения в силовых цепях, . а сопротивление двигателя очень мало, то в первый момент времени для предлагаемого устройства это будет со,ответствовать короткому замыканию. 65
Произойдет ложное срабатывание реле 3 и 4. такое состояние в силовых цепях .сохраняется менее одной секунды. С появлением силового. напря-. жения работоспособность предлагаемого устройства восстанавливается.
Выполнение устройства по схеме, приведенной на фиг.1, позволяет совместить две функции, — контроль нарушения изоляций между корпусом и силовыми цепями и контроль короткого замыкания. Кроме того, предлагаемое устройство позволяет облегчить поиск неисправностей при пробое на корпус силовой цепи .благодаряприменению двух реле.
Реализовать функцию защиты от пробоя на корпус в силовой цепи можно также по схеме, приведенной на фиг.2. Устройство на фиг.2 отличается от устройства на фиг.1 тем, что вместо реле 3 и 4 используется реле 7, включенное между средней точкой источника 1 оперативного тока и корпусом тепловоза. В данном случае отпадает необходимость в контакте 2. Устройство не реагирует на по явление короткого замыкания.
Работа предлагаемого устройства не зависит от напряжения в силовой цепи, при этом состояние изоляции силовых цепей контролируется устройством при наличии питающего напряжения как в рабочем режиме, так и при заглушенной машине. При подключении устройства не нарушается сопротивление изоляции силовых цепей.
Использование предлагаемого устройства позволяет значительно повысить электробезопасность обслуживающего персонала.
Формула изобретения
1. Устройства для защиты от по». вреждения силовых цепей электропривода, содержащее подключенный к защищаемым цепям источник оперативного тока, реле, при этом источник оперативного тока соединен с землей (корпусом), о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения электробезопасности обслуживающего персонала, укаэанный источник выполнен двуполярным с заземленной средней точкой и подключен к силовым цепям через раэвязывающие диоды.
2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в него введено дополнительное реле, оба реле соответственно включены между развяэывающими диодами и полюсами источника оперативного тока..
3. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что реле включено между средней точкой источника
970537
Составитель Л. Васькова
Техред М.Коштура КорректорИ. Ватрушкина
Редактор lO ° Ковач
Заказ 8405/68 Тирак 669 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ИПП "Патент", r. Уагород, ул. Проектная, 4 оперативного тока и эемлей (корпусом ).
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. авторское свидетельство СССР
9 120574, кл. Н 02 Н 3/16, 1958 °
2. Руководство по эксплуатации.
Электровоэ ВЛ-SOT. 1977, с. 333.