Способ управления электроприводом постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >970614 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 30. 03. 81 (2! ) 2903020/24-07 (511М.К .
Н 02 P 5/Об с присоединением заявки Йо
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано .3(11032. Бюллетень ¹ 40
Дата опубликования описания 30 ° 10 ° 82 (531УДК 621.316...718.5
- (088.8) Н.А, Бугаец, В.И. Галяпа, Т.А. Дьп ыиц, и П.И. Шиманович (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательский электротехнически производственного объединения ХЭ (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
ПОСТОЯННОГО ТОКА!
25
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, в приводах постоянного тока.
Известны способы управления торможением электроприводов постоянного тока по системе преобразователь двигатель путем перевода их.в рекуперативвый режим (1) и (2).
Наиболее близок к предлагаемому способ управления электроприводом постоянного тока, по которому задают уставку скорости вращения электропривода, измеряют скорость вращения электропривода, сравнивают заданную и действительную скорости электропривода, определяют знак их рассогласования и при превышении действитель.ной скорости заданной вели -ины подают команду на торможение °
При этом с появлением отрицательной разности между фактической и заданной скоростями вращения в системе управления вырабатывается команда и электропрнвод переходит в рекуперативный режим торможсния (3) .
Недостатком указанных способов является возможность перехода электропривода в режим торможения при неизменном значении задания уставки скорости, например, в случае незначительного перерегулирования скорости по окончании процесса разгона. Кроме того, такой режим, снижающий надежность работы, нежелателен или вовсе неприемлем для ряда производственных механизмов, в частности, с большими маховыми массами и малым моментом статической нагрузки, работающих циклически с,участками установившейся скорости и весьма частым чередо-. ванием режимов разгона и торможения.
Цель изобретения — повышение надежности работы электропривода.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления электроприводом постоянного тока дополнительно измеряют производную задания скорости, определяют ее знак и торможение осуществляют только при совпадении отрицательного знака производной с отрицательным знаком рассогласования заданной и действительной скоростей электропривода.
На чертеже показана структурная схема электропривода, реализующего предлагаемый способ.
Электропривод содержит электродвигатель 1, последовательно соединенные задатчик 2 скорости вращения электродвигателя 1, задатчик 3 интенсивнос970614 ти со встроенным дискриминатором знака производной задающего сигнала, блок 4 управления с элементом управления при торможении, якорный преобразователь 5, выход которого подключен к якорной обмотке электродвигателя 1, реверсивный преобразователь возбудитель 6, вход которого подключен к блоку 4 управления, а выход— к обмотке возбуждения электродвигателя 1. С валом электродвигателя 1 сочленен тахогенератор 7, который соединен с блоком 4 управления и через блок 8 сравнения с логическим блоком 9 и входом задатчика 3 интенсивности, второй вход логического блока 9 соединен с задатчиком 3 интенсивности, а выход — с блоком 4 управления.
Устройство работает следующим образом.
Задатчик 2 скорости вращения задает уставку скорости вращения электродвигателя 1, а тахогенератор 7 измеряет действительную скорость вращения электродвигателя
При переключении задатчика 2 в положение меньшей (или равной нулю) уставки скорости снимаемый с выхода дискриминатора, встроенного в задатчик 3 интенсивности, отрицательный сигнал первой производной задающего сигнала поступает на вход логического блока 9 с памятью.
Наличие эТого сигнала и управляющего сигнала рассогласования скорости (сигнал отрицательной связи по скорости больше задающего) приводит к тому, что на выходе блока 9 появляется сигнал 1 .
С выхода логического блока 9 сигнал поступает на второй вход блока 4 управления и к его элементу управления при торможении, вследствие чего происходит изменение в управлении электропривода по каналам управления напряжением выхода преобразователя 5 и преобразователя-возбудителя 6.
Полярность напряжения выхода преобразователя-возбудителя 6 и знак ,магнитного потока и ЭДС электродвигателя 1 изменяются на обратные.
Напряжение преобразователя 5, меняющее свою полярность также на обратную, становится направленным . встречно ЭДС и току якоря электродвигателя, что соответствует инвертор. ному режиму преобразователя 5 и рекуперативному;торможению электропривода.
По окончании режима торможения память с логического блока 9 снимается сигналом рассогласования по скорости
5 (близким к нулю), поступающим от блока 8 сравнения. При достижении величины скорости, соответствующей заданной меньшей (или равной нулю) ус- тавке, рассогласование по скорости
10 становится равным нулю или близким к нему, полярность преобразователя возбудителя 6 и магнитный поток электродвигателя 1 восстанавливаются до прежнего знака, инверторный режим преобразователя 5 и торможение электродвигателя 1 прекращаются.
Электропривод останавливается или вращается с установившейся скоростью в соответствии с заданной уставкой скорости, после чего он вновь готов à осуществления торможения.
Таким образом, предлагаемый способ управления обеспечивает надежную работу электропривода, так как исключается возможность перехода электропривода в режим торможения в случае случайного перерегулирования по скорости.
Ф,ормула изобретения
Способ управления электроприводом постоянного тока, по которому задаютуставку скорости вращения электропри35 вода, измеряют скорость вращения электропривода, сравнивают заданную и действительные скорости электропривода, определяют знак их рассогласования и при превышении действитель40 ной скоростью заданной величины подают команду на торможение, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, дополнительно измеряют производную задания скорости, 45 определяют ее знак и торможение осуществляют только при совпадении отрицательного знака производной с отрицательным знаком рассогласования заданной и действительной скоростей электропривода.
S0
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 375743, кл. Н 02 Р 5/06, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 379034, кл. Н 02 Р 5/26, 1973.
970614
Составитель М. Кряхтунова
Редактор Л. Пчелинская Техред Ж.Кастелевич Корректор И. Ватрушкина
Заказ 8418/72 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4