Способ управления электроприводом постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< >970614 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 30. 03. 81 (2! ) 2903020/24-07 (511М.К .

Н 02 P 5/Об с присоединением заявки Йо

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано .3(11032. Бюллетень ¹ 40

Дата опубликования описания 30 ° 10 ° 82 (531УДК 621.316...718.5

- (088.8) Н.А, Бугаец, В.И. Галяпа, Т.А. Дьп ыиц, и П.И. Шиманович (72) Авторы изобретения

Научно-исследовательский электротехнически производственного объединения ХЭ (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

ПОСТОЯННОГО ТОКА!

25

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, в приводах постоянного тока.

Известны способы управления торможением электроприводов постоянного тока по системе преобразователь двигатель путем перевода их.в рекуперативвый режим (1) и (2).

Наиболее близок к предлагаемому способ управления электроприводом постоянного тока, по которому задают уставку скорости вращения электропривода, измеряют скорость вращения электропривода, сравнивают заданную и действительную скорости электропривода, определяют знак их рассогласования и при превышении действитель.ной скорости заданной вели -ины подают команду на торможение °

При этом с появлением отрицательной разности между фактической и заданной скоростями вращения в системе управления вырабатывается команда и электропрнвод переходит в рекуперативный режим торможсния (3) .

Недостатком указанных способов является возможность перехода электропривода в режим торможения при неизменном значении задания уставки скорости, например, в случае незначительного перерегулирования скорости по окончании процесса разгона. Кроме того, такой режим, снижающий надежность работы, нежелателен или вовсе неприемлем для ряда производственных механизмов, в частности, с большими маховыми массами и малым моментом статической нагрузки, работающих циклически с,участками установившейся скорости и весьма частым чередо-. ванием режимов разгона и торможения.

Цель изобретения — повышение надежности работы электропривода.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу управления электроприводом постоянного тока дополнительно измеряют производную задания скорости, определяют ее знак и торможение осуществляют только при совпадении отрицательного знака производной с отрицательным знаком рассогласования заданной и действительной скоростей электропривода.

На чертеже показана структурная схема электропривода, реализующего предлагаемый способ.

Электропривод содержит электродвигатель 1, последовательно соединенные задатчик 2 скорости вращения электродвигателя 1, задатчик 3 интенсивнос970614 ти со встроенным дискриминатором знака производной задающего сигнала, блок 4 управления с элементом управления при торможении, якорный преобразователь 5, выход которого подключен к якорной обмотке электродвигателя 1, реверсивный преобразователь возбудитель 6, вход которого подключен к блоку 4 управления, а выход— к обмотке возбуждения электродвигателя 1. С валом электродвигателя 1 сочленен тахогенератор 7, который соединен с блоком 4 управления и через блок 8 сравнения с логическим блоком 9 и входом задатчика 3 интенсивности, второй вход логического блока 9 соединен с задатчиком 3 интенсивности, а выход — с блоком 4 управления.

Устройство работает следующим образом.

Задатчик 2 скорости вращения задает уставку скорости вращения электродвигателя 1, а тахогенератор 7 измеряет действительную скорость вращения электродвигателя

При переключении задатчика 2 в положение меньшей (или равной нулю) уставки скорости снимаемый с выхода дискриминатора, встроенного в задатчик 3 интенсивности, отрицательный сигнал первой производной задающего сигнала поступает на вход логического блока 9 с памятью.

Наличие эТого сигнала и управляющего сигнала рассогласования скорости (сигнал отрицательной связи по скорости больше задающего) приводит к тому, что на выходе блока 9 появляется сигнал 1 .

С выхода логического блока 9 сигнал поступает на второй вход блока 4 управления и к его элементу управления при торможении, вследствие чего происходит изменение в управлении электропривода по каналам управления напряжением выхода преобразователя 5 и преобразователя-возбудителя 6.

Полярность напряжения выхода преобразователя-возбудителя 6 и знак ,магнитного потока и ЭДС электродвигателя 1 изменяются на обратные.

Напряжение преобразователя 5, меняющее свою полярность также на обратную, становится направленным . встречно ЭДС и току якоря электродвигателя, что соответствует инвертор. ному режиму преобразователя 5 и рекуперативному;торможению электропривода.

По окончании режима торможения память с логического блока 9 снимается сигналом рассогласования по скорости

5 (близким к нулю), поступающим от блока 8 сравнения. При достижении величины скорости, соответствующей заданной меньшей (или равной нулю) ус- тавке, рассогласование по скорости

10 становится равным нулю или близким к нему, полярность преобразователя возбудителя 6 и магнитный поток электродвигателя 1 восстанавливаются до прежнего знака, инверторный режим преобразователя 5 и торможение электродвигателя 1 прекращаются.

Электропривод останавливается или вращается с установившейся скоростью в соответствии с заданной уставкой скорости, после чего он вновь готов à осуществления торможения.

Таким образом, предлагаемый способ управления обеспечивает надежную работу электропривода, так как исключается возможность перехода электропривода в режим торможения в случае случайного перерегулирования по скорости.

Ф,ормула изобретения

Способ управления электроприводом постоянного тока, по которому задаютуставку скорости вращения электропри35 вода, измеряют скорость вращения электропривода, сравнивают заданную и действительные скорости электропривода, определяют знак их рассогласования и при превышении действитель40 ной скоростью заданной величины подают команду на торможение, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, дополнительно измеряют производную задания скорости, 45 определяют ее знак и торможение осуществляют только при совпадении отрицательного знака производной с отрицательным знаком рассогласования заданной и действительной скоростей электропривода.

S0

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 375743, кл. Н 02 Р 5/06, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 379034, кл. Н 02 Р 5/26, 1973.

970614

Составитель М. Кряхтунова

Редактор Л. Пчелинская Техред Ж.Кастелевич Корректор И. Ватрушкина

Заказ 8418/72 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4