Гидравлический рулевой механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
on HCAHHE
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ПАТЕНТУ
Сотоз Советских
Соцмалистмыесмих
Республик ц 971083 (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 28.04.80 (21) 2914397/27-11 (23) Приоритет — (32) 11 05 79 (31) Р2919051.0 (33) ФРГ (5l) М. Кл.
В 62 0 5/06
Гооудорстееииый комитет
СССР
Опубликовано 30.10.82. Бюллетень №40
Дата опубликования описания 30.10.82 (53) УДК 629.113. .014.5 (088.8) по девам изобретеиий и открытий
Иностранцы
Карл-Хайнц Либерт, Вернер Тишер и Кристоф (ФРГ) (72) Авторы изобретения
Иностранная фирма
Цанрадфабрик Фрндрихсхафен АГ" (ФРГ) (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к системам рулевого управления транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей.
Известен гидравлический рулевой механизм,. преимутцественно для грузовых автомобилей, содержащий ведущий вал, установленный в корпусе рулевого механизма и кинематически связанный с золотником распределителя рулевого механизма и шарнирной муфтой, установленной с воэможностью ограниченного поворота относительно ведущего вала и карданного вала с ручным героторным насосом, состоящим из закрепленной в корпусе шестерни с внутренним зацеплением и зацепленной с ней шестерни с внешним зацеплением с числом зубьев, меньшим на один по сравнению с указанной шестерней, н пружинньпт элемент, установленный между ведущим валом и шестерней с внешним зацеплением, причем упомянутый золотник распределителя рулевого механизма выполнен с возможностью гидравлического соединения с пщронасосом, с гидробаком и с исполнительными гидроцилиндрами поворота (1) . . Недостатком известного рулевого механизма является то, что конструкция пружинного элемента имеет достаточно большие габариты, не позволяющие расположить ее внутри золотника.
Цель изобретения — упрощение конструкции пружинного элемента.
Поставленная цель достигается тем, что в гидравлическом рулевом механизме прумопптый элемент выполнен в виде выпуклых в продольном направлении и опираютцихся друг на дру15 га выпуклостями двух пластинчатых пружин, аксиально установленных в фиксаторе, который шарнирно соединен с упомянутым карданным валом, причем эти пружины установлены с возможностью контакта в HGHTpRJIbHoM полоЗ1 женин рулевого механизма с соответствующими поверхностями ведущего вала.
Кроме того, концы упомянутых пластинчатых пружин с обеих сторон выполнены изогнутыми.
3 97
На фиг. 1 изображен рулевой механизм в продольном сечении; на фиг. 2 — разрез А — A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1 при повернутом рулевом колесе; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 1.
1 улевой механизм устроен следующим образом.
Шестерня 1 с внутренним зацеплением установлена между крышкой 2 и корпусом 3 и жестко соединена болтами 4 с другой концевой крышкой 5. В зацепление с шестерней
1 входит шестерня 6 с внешними зубьями имеющая на один зуб меньше, чем шестерня
1. Шестерня 6 через карданный вал 7 и шарнирную муфту 8 соединена с возможностью совместного поворота с золотником 9 распределителя рулевого управления, установленным во внутреннем сверлении корпуса 3 коаксиально ведущему валу 10. Две поводковые цапфы 11 и 12 служат для. шарнирного соединения шестерни 6 с валом 7 и золотником 9.
Золотник 9 может аксиально смещаться относительно вала 10 по профилю резьбы 13 и может ограниченно поворачиваться до упоров 14. Между валом 10 и валом 7 установлена пара пластинчатых пружин 15, Для регулирования расхода рабочей жидкости корпус 3 и золотник 9 выполнены следующим образом.
Центральная подводящая канавка 16 подсоединена к гидронасосу 17 и каналом 18 соединена с внутренней полостью золотника 9.
Две соседние с канавкой 16 слнвные канавки 19 и 20 соединены с гидробаком 21. Каж. дая из цилиндровых канавок 22 и 23, находящаяся рядом с канавками 19 и 20, соединена с одной из двух рабочих камер 24 или
25 исполнительного гидроцилиндра 26 пово рота.
На внешней поверхности золотника 9 выполнены кольцевые канавки, которые в нейтральном положении золотника 9 соединяют гидронасос 17 с гидробаком, а при смещении золотника 9 из нейтрального. положения перекрывают свободный проход рабочей жидкости от гидронасоса в гидробак и соединяют одну из канавок 22 или 23 с одной из двух канавок 19 или 20.
На концах золотника 9 выполнены две системы 27 и 28 равномерно размещенных по окружности продольных пазов 29 или 30.
Пазы 29 и 30 с обеих сторон ограничены в осевом направлении и образуют своими запирающими кромками регулирующие кромки, взаимодействующие с соседними пазами в корпусе. Кроме того, в золотнике 9 выполнены еще сквозные продольные пазы 31 и 32 и сквозной внутренний профиль с- пазами 33
1083
5
1О
l5
ЭО для прохода рабочей жидкости от канала 18 к системе 28 пазов 30, Пазы 29 и 30 закрыты в нейтральном положении золотника 9. В рабочем положении золотника 9 пазы 29 системы 27 соединены с каналом 18 или с канавкой 22, а пазы 30 другой системы 28 соединены с канавкой 23 или, с каналом 18.
При повороте рулевого колеса соответственно поворачивается вал 10, сжимая пружины
15. Обе пружины 15 выполнены выпуклыми в аксиальном направлении и опираются в центре своими выпуклостями друг на друга. Своими загнутыми с двух сторон концами пружи ны 15 опираются на соосные друг другу опорные поверхности ведущего вала 9 и фиксатора 34 пружин, который соединен через шарнирную муфту 8 с валом 7..
При повороте вала 10, когда героторный насос еще не вращается, а следовательно, фиксатор пружин 34 неподвижен, пружины 15 сжимаются и золотник 9 перемещается из нейтрального положения..
При прекращении воздействия на рулевое колесо потенциальная энергия, накопленная в пружинах 15, освобождается и смещает золотник 9 по профилю резьбы 13 в нейтральное положение.
Благодаря конструкции пластинчатых пружин, продольно изогнутых в аксиальном направлении, уже в нейтральном положении золотника 9 возможно регулировать усилие предварительного натяжения. Благодаря этому обеспечивается надежный возврат золотника в нейтральное положение.
Формула изобретения
1. Гидравлический рулевой механизм, преимущественно для грузовых автомобилей, содержащий ведущий вал, установленный в корпусе рулевого механизма н кинематически связанный с золотником распределителя рулевого механизма и шарнирной муфтой, установленной с возможностью ограниченного поворота относительно ведущего вала и карданного вала, с ручным героторным насосом, состоящим из закрепленной в корпусе шестерни с внутренним зацеплением и зацепленной с ней шестерни с внешним зацеплением с числом зубьев, меньшим на один по сравнению с указанной шестерней, и пружинный элемент, установленный между ведущим валом и шестерней с внешним зацеплением, причем упомянутый золотник распределителя рулевого механизма выполнен с возможностью гидравлического соединения с гидронасосом, с гидробаком и с исполнительными гнцроцилиндрами поворота, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции пружинного
971083
5 элемента, последний выполнен в виде выпуклых в продольном направлении и опираюшихся друг на друга выпуклостями двух пластинчатых пружин, аксиально установленных в фиксаторе, который шарнирно соединен с упомянутым карданным валом, причем эти пружины установлены с возможностью контакта— в нейтральном положении рулевого механизма — с соответствующими поверхностями ведущего вала.
2. Механизм по и. 1, о т л и ч а в щ и йс я тем, что концы упоьпшутых пластинчатых пружин с обеих сторон выполнены изогнутыми.
Источники инфорьВции, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIA tP 33S5057, кл. 180 — 79.2, 10 1972, (прототип).