Исполнительный механизм кордовой авиамодели

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 1971383 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25. 06. 81 (21) 3313314/18-12 с присоединением заявки ¹(23) Г1риоритет—

Опубликовано 07.1182 ° Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 07 ° 11. 82 ($g) Q К 1 3

A 63 Н 22/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (5 31УДК 681. 136 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Л. A. Фомин и A. Л. Фомин (71) Заявитель (54) ИСПОЛНИТЕЛЬН1 1Я МЕ АНИЗМ КОРДОВОЯ

АВИАМОДЕЛИ

Изобретение относится к кордовым авиамоделям и может быть использовано в любых типах кордовых моделей.

Известен исполнительный механизм кордовой авиамодели, содержащий вал, на котором расположены фрикционная муфта и заслонка, находящаяся против выхЛопного патрубка теплового двигателя и имеющая рабочее отверстие, внутри которого расположен ограничитель (1 ).

Недостатком известного механизма является невысокая эффективность управления кордовой авиамоделью.

Целью изобретения является повышение эффективности управления кордовой моделью.

Поставленная цель достигается тем, что исполнительный механизм кордовой авиамодели, содержащий вал, на котором расположены фрикционная муфта и заслонка, находящаяся напротив выхлопного патрубка теплового двигателя и имеющая рабочее отверстие, внутри которого расположен ограничитель, имеет закрепленную на валу исполнительного механизма.дополнительную фрикционную муфту со штифтом, ведущий блок с вырезом для штифта дополнительной муфты, ведомые блоки узлов шасси, направляющие штыри и трособлочную передачу, причем ведущий блок посредством трособлочной передачи и направляющих штырей взаимодействует с .ведомыми блоками узлов шасси. Кроме того, узел шасси имеет стойку, закрепленную на шасси, ведомый блок, ось поворота и пружину, один конец которой прикреплен к соответствующей плоскости авиамодели, а другой закреплен на стойке шасси, контактирующей с осью поворота, а ведомый блок жестко насажен на ось поворота.

На фиг. 1 показан общий вид расположения основных узлов авиамодели; на фиг. 2 - расположение исполнительного механизма с заслонкой относительно выхлопного патрубка теплового двигателя с узлами привода устройства убирания шасси; на фиг. 3 электрическая схема .управления кордовой авиамоделью; на фиг. 4 - узел крепления шасси; на Фиг. 5 и 6 общий вид шасси с элементами крепления соответственно в исходном положении и в полете; на фиг. 7 - кинематическая схема трособлочной пере30 лачи.

971383

Кордовая авиамодель содержит (см. фиг. 1 и 2) расположенные на планере тепловой двигатель, 1, выхлопной патрубок 2, прикрепленный к картеру двигателя 1, шаговый двигатель 3, выполненный в виде pesep аивного шагового двигателя, рычаг управления рулями 4, прикрепленный шарнирно к каркасу планера 5, ручку управления 6, связанную посредством токопроводящего корда 7 с рычагом управления рулями 4, Кроме того, устройство снабжено заслонкой 8, расположенной у среза выхлопного патрубка. 2 и связанной с выходным валом 9 двигателя 3 посредством фрикционной муфты 10, ограничителем

11 минимального и максимального открытия выхлопного патрубка 2, Устройство содержит также шасси 12, вторую фрикционную муфту 13, связанную через штифт 14 с ведущим блоком

15 трособлочной передачи 16, которая соединена через направляющие штыри

17 с ведомыми блоками 18, связанными жестко с осями поворотного устройства 19 механизма убирания шасси (см. фиг . 4, 5, б и 7). Устройство содержит, кроме того, пружины 20, фиксирующие шасси в двух крайних положениях (фиг. 5 и 6).

Кордовая авиамодель содержит расположенные на планере (см. фиг. 3) первый 21 и второй 22 диоды, причем катоц первого диода соединен с первой обмоткой 23 шагового двигателя

3, а анод второго диода 22 соединен с второй обмоткой 24 шагового двигателя 3, вторые концы обмоток 23 и

24 соединены с нитями 25 и 26 корда

7, а катод второго диода 22 и анод первого диода 21 соединены с первой нитью 25 корда 7. Устройство также содержит расположенные в ручке управления б источник питания 27, генератор импульсов 28, первую 29, вторую 30 и третью 31 кнопки управления, причем плюсовая клемма источника питания 27 соединена с первым выходом генератора импульсов 28 и через первые нормально раэоглкнутые контакты 32 первой кнопки 29 и первую нить 25 корда 7 — c анодом первого диода 21 и катодом второго диода 22, а через вторые нормально ра зомкнутые контакты 33 второй кнопки

30 и вторую нить 26 корда 7 связана с вторыми концами обмоток 23 и 24 исполнительного механизма 3.

Минусовая клемма источника питания 27 через нормально замкнутые контакты третьей кнопки 31 и первые нормально разомкнутые контакты 34 второй кнопки 30 соединена с первой нитью 25 корда 7, а через вторые нормально замкнутые контакты 35 первой кнопки 29 — с второй нитью 26 корда 7. При этом она соединена так1О

ЗО

ЗУ

55 бО

65 же с вторым выходом генератора импульсов 28 через нормально замкнутые

H нормально разомкнутые контакты третьей кнопки 31.

Пружина 20 (фиг. 4 и 5) соединена одним концом со стойкой шасси 12, а другим концом — с соответствующей плоскостью 36 (фиг. 1) планера.

Узел шасси имеет шасси 12 со с т"ойкой, ведомый блок 18, ось поворота 19 и пружину 20.

Кордовая авиамодель работает следующим образом, В устройстве используется один двигатель 3 (фиг. 1 и 2), обеспечивающий регулирование тяги теплового двигателя 1 и убирание шасси 12.

Для регулирования тяги теплового двигателя 1 используется режим ручного управления с помощью кнопок управления 29 и 30. В качестве двигателя 3 применен реверсивный шаговый двигатель, выходной вал 9 которого посредством фрикционной муфты

10 связан с заслонкой 8, перекрывающий выхлопной патрубок 2 теплового двигателя 1. Управление осуществляется кратковременным нажатием одной из кнопок 29 или 30. При каждом нажатии любой кнопки (29 либо 30) импульс тока от источника питания 27 подается на соответствующую обмотку (23 или 24) шагового двигателя 3.

Первая обмотка 23 обеспечивает прямой ход шагового двигателя 3, при котором выхлопной патрубок 2 перекрывается заслонкой 8, обеспечивая тем самым снижение оборотов теплового двигателя. Это достигается кратковременными последовательно во времени нажатиями первой кнопки 29, подключающей источник питания 27 через корды 7 и диод 21 к первой обмотке 23 исполнительного механизма 3. Степень перекрытия заслонкой 8 выхлопного патрубка 2, а следовательно, и обороты теплового двигателя 1 однозначно определяются числом нажатий кнопки 29. Аналогично открывается выхлопной патрубок 2.путем нажатия кнопки 30, при котором обороты двигателя увеличиваются. При нажатии кнопки 30 импульс тока от источника питания подается через корды 7 на вторую обмотку 24 шагового двигателя 3. Движение заслонки 8 в ту и другую стороны ограничивается специальным ограничителем 11 минимального и максимального открытия выхлопного патрубка 2, при котором достигается минимальная, либо максимальная тяга двигателя 1. В том случае, если заслонка 8 достигает упора 11 (в любом из крайних положений), ее движение в том же направлении прекращается из-эа проскальзывания вала 9 во фрикционной муфте 10.

971383

В режиме автоматического управления вместо источника питания 27 используется генератор импульсов 28.

Это осуществляется нажатием третьей кнопки 31, отключающей источник питания 27 от кнопок управления 29 и 30 5 и подключающей к ним генератор импульсов 28.

В качестве генератора импульсов

28 может быть использован обычный зуммер (например; малогабаритное электромагнитное реле, обмотка которого подключена к источнику питания 27 через собственный нормально замкнутый контакт).

Подача импульсов осуществляется по тем же цепям, что и в ручном режиме. Данный режим используется при необходимости быстрого изменения тяги двигателя 1, например при пикировании или кобрировании. Этот режим также используется и для убирания шасси 12, что достигается одновременным нажатием кнопок 30 и 31, при котором осуществляется подача серии импульсов на вторую обмотку

24 шагового двигателя 3, Одновременно с этим достигается максимальное открытие выхлопного патрубка 2 и форсирование оборотов теплового двигателя 1. Выпускание шасси 12 осуществляется одновременным нажатием кнопок 29 и 31, при котором серия импульсов от генератора 28 подается на первую обмотку 23;

В этом случае осуществляется одновременное перекрытие выхлопного пат- 35 рубка 2 и сброс тяги двигателя 1 до максимального ее значения. Так как выпускание шасси обычно осуществляется при посадке модели, то снижение тяги двигателя в значительной 4О степени повышает точность приземления.

Механизм убирания шасси 12 работает следующим образом.

В исходном состоянии заслонка 8 4

Установлена в положение, обеспечивающее нормальный режим работы теплового двигателя, при котором авиамодель, установленная на стартовой площадке, не приводится в движение.

При подаче команды на взлет производится подача импульса на вторую обмотку 24 шагового двигателя 3, что приводит к увеличению тяги двигателя 1 (возрастание оборотов). Модель приходит в движение и при достижении достаточного для взлета числа оборотов, происходит ее отрыв от земли. В этот момент происходит зацепление двигателя 3 с ведущим шкивом 15 трособлочной передачи 16 посредством второй фрикционной муфты 13, посаженной на вал 9 шагового двигателя 3, и штифта 14, проходящего через прорезь в ведущем шкиве

15 (см. Фиг. 2) . Трособлочная пере- 65 дача 16 связана через направляющие штыри 17 с ведомыми блоками 18, посаженными на ось поворотного устройства 19 шасси 12. Узел крепления шасси представляет собой систему с двумя устойчивыми состояниями, фиксируемыми с помощью пружины 20 в двух крайних положениях (см. Фиг.5 и 6),соответствующих исходному положению и положению, когда шасси 12 убрано. Угол между продольными осями в обоих положениях Ч 90О обеспечивает надежность фиксации шасси 12.

Устойчивость шасси 12 в крайних положениях обеспечивается начальным натяжением пружины 20 Fä, причем при переходе через нейтраль усилие возрастает, так как точка крепления конца пружины 20 расположена выше оси вращения поворотного устройства

19, при котором преодоление "мертвой" точки характеризуется повышением усилия на величину дР = kAx, где — жесткость пружины; ax - удлинение пружины (см. Фиг. 5), и которое в максимуме достигает значения

Fо "о

Для перевода шасси во второе устойчивое состояние достаточно нажать вторую 30 и третью 31 кнопки управления, при котором эа счет подачи серии импульсов от генератора 28 произойдет поворот вала 9, который повернет через муфту 13 и штифт 14 ведущий шкиф 15, что в свою очередь приведет к проворачиванию через трособлочную передачу 16 ведомых блоков 18 механизма убирания шасси

12, жестко посаженных на оси 19 поворотного устройства. После преодоления "мертвой" точки шасси 12 автоматически фиксируется пружиной 20 во второе устойчивое состояние. Если время нажатия кнопок 30 и 31 управления превышает необходимое для убирания шасси, то дальнейшее вращение вала 9 исполнительного механизма 3 будет скомпенсировано проворачиванием фрикционной муфты 13.

Аналогично работает устройствО при выпускании шасси 12, которое осуществляется одновременным нажатием кнопок 29 и 31.

На фиг. 7 показана кинематическая схема механизма убирания шасси, где точки а и Ь вЂ” точки крепления тросиков к ведомому и ведущим блокам; угол Ы вЂ” угол регулирования тяги двигателя 1 от минимальной до максимальной тяги, равный угловому перемещению заслонки 8 от максимального до минимального открытия выхлопного патрубка 2, в пределах которого механизм убирания шасси отключен.

Использование изобретения в значительной степени улучшает летные качества авиамоделей эа счет исполь9713 эования одного реверсивного шагового двигателя для управления тягой теплового двигателя и управления механизмом убирания шасси, что в значительной степени снижает общий вес модели ,при тех же аэродинамических свойствах..5

Использование в качестве исполнительного механизма реверсивного шагового двигателя повышает эффективность и точность управления эа счет применения метода дискретного управления тягой двигателя.

Формула изобретения

1. Исполнительный механизм кордовой авиамодели, содержащий вал, на котором расположены фрикционная муфта и заслонка, находящаяся против выхлопного патрубка теплового двига.теля и имеющая рабочее отверстие, внутри которого расположен ограничитель, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности управления кордовой авиамоделью, он

83 имеет закрепленную на валу исполнительного механизма дополнительную фрикционную муфту с штифтом, ведущий блок с вырезом для штифта дополнительной муфты, ведомые блоки узлов шасси, направляющие штыри в трособлочную передачу, причем ведущий блок посредством трособлочной передачи и направляющих штырей взаимодействует с ведомыми блоками узлов шасси.

2. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что узел шасси имеет стойку, закрепленную на шасси, ведомый блок, ось поворота и пружину, один конец которой прикреплен к соответствующей плоскости авиамодели, а другой — закреплен на стойке шасси, контактирующей с осью поворота, а ведомый блок жестко насажен на ось поворота.

Источники информации, принятые но внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3263549/12, кл. A 63 Н 27/02, 24.03.81.

971383

17

СЬг.5

Подписное

Заказ 8775/13 Тираж 400

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауиская наб.; д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С. Алексанов

Редактор О. Филиппова Техред С.Мигунова Корректор С. Шекмар