Устройство для управления успокоителем качки судов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсини
Социалистических
Республик (iii971699 (61) Дополнительное к авт. саид-ву 52473 1 (22)Заявлено 25.05.81 (21) 3298525/2711 с присоединением заявки J4 (23) Приоритет
Опубликовано 07 11 82 Бюллетень М 41
Дата опубликования описания 07.11.82 (51) М. Кл.
B 63 В 39/06
1Ьоударствсиный конитет ко аелеи изобретений и открытий (53) УД К 629. 1.
041(088 8) А. И. Гольдин, П. А. Гушин, В. О. Воробьев, Л. М. Матюшенков и Л. И. Хмелев
1,. (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
УСПОКОИТЕЛЕМ КАЧКИ СУДОВ
Изобретение относится к области су дос троения.
Известно устройство для управления успокоителем, качки судов, содержашее формирователь сигнала управления, связанный через операционный усилитель с 5 ограничением со входом блока умножения, к другому входу которого подключен выход. функционального преобразователя сигнала датчика скорости, и подключенные к выходу блока умножения следящие приво- 10 ды, кинематически связанные с датчиком положительной обратной связи, выход которого через фаэочувствительный выпрямитель и второй блок умножения соединен, со входом операционного усилителя с ограничением, причем к другому входу второго блока умножения подключен выход функционального преобразователя сигнала датчика скорости fl) .
Недостатком известного устройства является малая точность установки борто« вых рулей в исходное положение.
Белью изобретения является повышение точности установки бортовых рулей в исходное положение.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления успокоителем качки судов, содержащее формирователь сигнала управления, связанный через операционный усилитель с ограничением со входом блока умножения, к другому входу которого подключен выход функционального преобразователя сигнала датчика скорости и подкл1оченные к выходу блока умножения следящие приводы, кинематически связанные с датчиком положительной обратной связи, выход которого через фаэочувствительный выпрямитель и второй блок умножения соединен со входом операционного усилителя с ограничением, причем к другому входу второго блока умножения подключен выход функционального преобразователя сигнала датчика скорости, снабжено командным блоком, .двумя стопорами руля, двумя приводами управления стопорами, двумя датчиками положения стопоров, 3 97.16 элементом И, и коммутирующим блоком, первый вход которого связан с выходом первого блока умножения, а выход подключен ко входам следящих приводов. Вход коммутирующего блока подключен к выходу элемента И. Входы элемента И подключены к выходам датчиков положения стопоров, связанных кинематически с первым и вторым приводами управления стопорами соответственно. Первые входы приводов управления стопорами соединены между собой и подключены к первому выходу командного блока, а вторые входы соединены между собой и подключены ко второму выходу командного блока. !
На чертеже показана структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит формирователь 1 сигнала управления, операционный усилитель 2 с ограничением, к входу которого подключен. формирователь 1 блок 3 умножения, к входу которого подключен усилитель 2, функциональный преобразователь 4 сигнала от датчика скорости, один из выходов которого подключен к входу блока 3 умножения, следящие приводы 5 поворота бортовых рулей, датчик положительной обратной связи 6 по углу поворота бортовых рулей, соединенный механически с выходом привода 5 и электрически через фазочувствительный выпрямитель 7 со вторым блоком умножения 8, к другому входу которого подключен один из выходов преобразователя 4, а выход второго блока умножения 8 подключен к
35 усилителю 2. Блок 3 умножения соединен со следящими приводами 5 через коммутирующий блок 9, ко второму входу которого подключен выход элемента И 10.
Входы элемента И 10 подключены к вы4О ходам датчиков 11 положения стопора, механически соединенных с соответствуюшими стопорами 12 руля, каждый из которых также механически связан с соответствующим приводом 13 управления стопором 12. Первые входы приводов 13
45 соединены между собой и подключены к первому выходу командного блока 14, а вторые входы соединены между собой и подключены ко второму выходу командного блока 14.
Во время работы успокоителя качки сигнал с выхода формироватепя 1 через усилитель 2,блок умножения 3 и коммутирующий блок 9 поступает на входы приводов 5 поворота бортовых рулей. Сигнал 55 с выхода датчика 6 через фазочувстви- тельный выпрямитель 7 и второй блок 8 умножения поступает на вход усилителя 2
99 и корректирует сигнал управления так, чтобы лучше компенсировать изменения возмущающего момента, действующего на судно, т. е. повышает эффективность умерения качки. На вторые входы блоков 3 и 8 умножения поступает сигнал от преобразователя 4 сигнала от датчика скорости, благодаря чему сохраняется высокая эффективность умерения качки при изменении скорости хода.
Перед включением успокоителя качки рули находятся в застопороенном положении, а сигнал управления не поступает . с выхода множительного устройства на входы приводов 5, так как коммутирующий блок 9, выполненный, например, в виде реле, удерживает цепь сигнала управления в разомкнутом состояпии. При включении успокоителя качки командный блок
14, выполненный, например, в виде кнопок, подает питание на приводы 13 управления стопорами, которые выводят стопоры 12 из начального положения, когда рули застопорены, т. е. рули расстопориваются. Положение стопоров 12 фиксируется датчиками 11, выполненными, например, в виде конечных выключателей; электрические сигналы о расстопоренном положении рулей поступают на вход элемента И, управляю. пего коммутирующим блоком 9. Таким образом, после расстопоривания рулей коммутирующий блок 9 замыкает цепь сигнала управления, соединяя выход блока 3 умножения с входами приводов 5.
При выключении успокоителя качки командный блок 14 управляет приводами 13, которые устанавливают стопоры 12 в положение, обеспечивающее надежное стопорени рулей в нерабочем с ос тояни и. Да тчики ll, фиксируя положение стопоров, воздействуют через элемент И HQ коммутирующий блок 9, который размыкает цепь сигнала управления, что обеспечивает повышение точности и надежности установки бортовых рулей в нерабочее (исходное) состояние.
Предлагаемое устройство позволяет обеспечить установку рулей в нерабочее состояние с любой практически необходимой точностью и высокой надежностью за счет того, что усилия, возникающие на рулях, воспринимаются стопорами, и баллеры в этом случае неподвижны.
Формула изобре тения
Устройство для управления успокоителем качки судов по авт. св. М 524731, 971699
/29 о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения точности установки бортовых рулей в исходное положение, оно снабжено командным блоком, двумя стопорами руля двумя приводами управления сто- S
1 порами, двумя датчиками положения стопоров, элементом И и коммутируюшим блоком, первый вход которого связан с выходом первого блока умножения, а выход подключен к входам следяших приводов, при этом второй вход коммутирую шего блока подключен к выходу элемента, И, а входы элемента И подключены к выходам датчиков положения стопоров, связанных кокинематически с первым и
I вторым стопорами руля, соединенными квнематически с первым и вторым приводами управления стопорами соответственно, причем первые входы обоих приводов управления стопорами соединены между собой и подключены к первому выходу командного блока, а вторые входы обоих приводов управления стопорами соединены между собой и подключены к второму выходу. командного блока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 524731, кл. В 63 B 39/06, 03.03. 7 5 (прототип) . к 883
Тира ж 46 2 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4