Гидробак транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii>971729 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 29. 10. 80 (2! ) 3009278/28-13 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет—

Опубликовано 071182. Бюллетень ¹ 41

Дата опубликования описания 07.1132 . (51)M Кл з

В 65 D 90/44//

В 65 D 88/74

Г 15 В 1/06

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

)53) УДК 621.642. . 3 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Ташкентский ордена Трудового Красного на т инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (71) Заявитель (54) ГИДРОБАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть применено в гидроприводах транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания.

Известен резервуар, в котором дренажный трубопровод выполнен V-образным, установлен внутри корпуса и снабжен расширителем (1).

При понижении уровня жидкости в резервуар поступает очищенный воздух, однако при подъеме уровня жидкости дренажный трубопровод теряет свою работоспособность.

Известно устройство дренажа масляного бака двигателя транспортной машины, выполненное в виде S-образной формы и расположенное в горизонтальной плоскости бака, соединяющее верхнюю часть масляного бака с картером двигателя С23.

Картер двигателя сообщается с .воздушной атмосферой, концентрация кислорода в газовой смеси при этом больше, чем в смеси выхлопного газа двигателя.

Известны также гидробаки, в которых в корпусе установлены патрубки подвода и отвода, слива рабочей жидкости, заливная горловина с фильтром масломер и сапун (3) и (4).

Вследствие изменения объема жидкости внутри гидробака газовая по лость его через сапун сообщается с воздушной атмосферой, концентрация кислорода в газовой смеси одинакова с концентрацией в воздухе.

tð Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является гидробак транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, включающим корпус с патрубками подвода и отвода рабочей жидкости и дренажную линию (5).

Недостатком данного гидробака является то, что концентрация кислорода растворенного в рабочей жидкости эа счет кавитационных эффектов в гидросистеме выше равновесной концентрации, соответствующей атмосферному давлению, и поэтому смазывающие свойства рабочей жидкости- низкие.

Цель изобретения - увеличение смаэывающей способности рабочей жидкости.

Цель достигается тем, что в гидробаке транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, вклю.чающим корпус с патрубками подвода и отвода рабочей жидкости и дренаж971729

Ебмпоненты карбюраторных дизельных

74,0-77,0

0i3-0,8

76,0-78,0

? 0-18,0

Азот

Кислород ную линию, последняя содержит холодильник, а выходной конец ее имеет

Г-образную форму и расположен в полости выхлопного патрубка двигателя внутреннего сгорания навстречу потоку выхлопного газа.

На чертеже схематично изображен гидробак с подключенной гидросистемой.

Гидробак состоит из корпуса 1 и присоединенных к нему патрубков под- 10 вода 2, отвода 3 и слива 4 рабочей жидкости, заливной горловины 5, предохранительного клапана 6 и дренажной .линии 7, На патрубке отвода 3 установлен фильтр 8 с упругим предохранительным элементом. В заливной горловине

5 установлены поплавковый уровнемер

9 и герметично закрывающаяся крышка

10. Дренажная линия 7 содержит холодильник 11 и Г-образный заборный патрубок 12 ° Холодильник 11 выполнен из оребренной трубы и имеет сливную пробку 13 и соединительные теплоиэоляционные муфты 14, 15. Заборный патрубок 12 расположен в полости выхлопного патрубка 16 двигателя внутреннего сгорания 17 на некотором расстоянии от .его конца и направлен отверстием к потоку выхлопного газа.

Расстояние E выбрано таким„ что обратный поток воздуха в выхлопном патрубке 16 не достигает заборного патрубка 12. К баку подключена гидросистема 18. Объем дренажной линии

7 выбран равным двойному объему изме-З5 нения жидкостного объема гидросистемы 18 эа счет разности объемов полостей гидроцилиндров и упругости элементов.

Устройство работает следующим образом.

Во время работы двигателя 17 давление выхлопного газа передается .в гидробак, и внутри корпуса 1 создает- 45 ся избыточное давление. Знач".ние этого давления определяется от степени перекрытия патрубком 12 сечения патрубка 16 и давление тем больше, чем больше его перекрытие. Часть дренажной линии 7 до теплоизолятора 14 всегда находится в нагретом состоянии, а другая часть, начиная от холодильника 11, в охлажденном до температуры окружающей среды.

При снижении уровня рабочей жидкости в гидробаке часть газа, находящаяся в дренажной линии 7 и охлажденная до температуры окружающей среды, заполнит газовое пространство гидробака, а в дренажную линию 7 поступает новая порция выхлопного газа.

При увеличении уровня рабочей жидкости новая порция выхлопного газа вытесняется обратно в выхлопной патрубок 16, т. е. при работе гидросистемы газовый поток совершает возвратно-поступательное движение. В случае повышения давления внутри корпуса 1 выше установленного срабатывает предохранительный клапан 6, при этом газовое пространство гидробака кратковременно продувается охлажденным выхлопным газом.

За счет диффузионного обмена в газовом пространстве гидробака парциальное давление кислорода снижается, а других газов увеличивается.

По закону Генри, согласно которому растворимость газа в жидкости прямо пропорциональна парциальному давлению газа над жидкостью, из жидкости

:выделяется растворенный кислород до установления равновесия, а другие газы при этом растворяются.

Однако увеличение содержания других газов в рабочей жидкости не приводит к увеличению кавитационных явлений. Это объясняется тем, что кавитация наблюдается при снижении давления в рабочей жидкости ниже критического, определяемое давлением насыщения жидкости газом. Давление подпитки и давление слива жидкости вследствие имеющегося избыточного давления в гидробаке выше обычного и поэтому при оставшихся неизмененными перепадах давлений в элементах гидросистемы кавитация не наблюдается.

Уровень масла в гидробаке определяется положением стрелки уровнемера 9 на прозрачной шкале крышки 10.

Очистка рабочей жидкости производится фильтром 8, Очистка фильтра

8 производится снятием его через ллюк сверху корпуса 1 (условно не покаэан), Слив отстоя при промывке гидробака осуществляется через патрубок 4.

Состав выхлопного газа для дизельных и карбюраторных двигателей представлен в табл, 1 °

-I Таблица1

971729

Продолжение табл. 1

Состав, o6.%, для двигателей

:Компоненты дизельных карбюраторных

0,5-4,0

1,0-10,0

3,0-5 5

5,0-12,0

5,0-10,0

0,0-0,8

0,О-О,OS

0 0-0 2

0,0-0,04 г/м3

Пары воды

Углекислый газ

Окись углерода

Окиси азота

Окислы серы

Альде гиды

Сажа

0,01-0,5

0,0002-0 5

0,0-0,003

О,ОО1-О,ОО9

0,01-1,1 г/м

Т а б.л и ц а 2

Показ атели

Гидробак

Предло- Известженный ный,Кислотное чис;ло мг КОН/г

0,03

0,06

Выхлопные газы содержат малое количество механических примесей с мелким дисперсным составом.

Кроме того, после сгорания горючей смеси состав и дисперсность меня ются в сторону понижения активности физического воздействия. Иэ выхлопных газов легко удаляются пары воды.

В выхлопных газах карбюраторных двигателей максимальное парциальное давление водяных паров составляет

0,07 атм, что соответствует точке росы + 38,7ОС. 35

Охлаждение выхлопных газов ниже точки росы приводит к образованию тумана, имеющего большую удельную поверхность..Токсичные вещества (NO)(и альдегиды хорошо растворивши 40 в воде), в том числе механические примеси, оседают вместе с капельками на стенки холодильника и удаляются конденсатом.

ГарантированнОе торможение хими- 45 ческих процессов обеспечено в интервале температур 500-600 С, которые имеют место в выпускном тракте на расстоянии 0,7-0,8 м и от выхлопного коллектора двигателя внутреннего сго-,® рания даже в сильно форсированных двигателях.

Увеличение давления внутри гидробака улучшает подпитку насосов гидросистемы, уменьшает кавитационные явления, повышает КПД насосов.

Уменьшение концентрации растворенного кислорода ниже соответствующей атмосферному давлению повышает смазывающую способность .рабочей жидкости и уменьшает ее окисляемость. Объем 40 гидробака выбирается с учетом того, чтобы уровень масла в гидробаке при угловых колебаниях транспортного средства не доходил до дренажной ли1 нии 7 и предохранительного клапана 6$

Ю

6, которые схематично расположены на расстоянии от центра корпуса 1.

Пример. Дпя установления оптимальных параметров гидробака в учетном хозяйстве ТИИИИСХ проводят исйытания на двух параллельно работающих при культивации тракторах

МТ3-8ОХ. Предлагаемый гидробак включают в гидроусилитель рулевого управления. Применяют в качестве рабочей жидкости масло ДС-11, температура окружающего воздуха 20-40 С, продолжительность испытаний каждый pas длится в три смены работы тракторов, что составляет примерно 20 м.ч. работы двигателя.

Расстояние от заборного патрубка до конца выхлопного 0=0,7; 1,0; 1,2

1,5 м, а объем дренажной линии

V = 1,0; 1,5 2,0 и 3,0 объема изменения жидкостного объема гидросистемы.

По результатам испытания, начиная с 1 = 1,0 .м и Ч 1,5 объема, качество проб масел взятых иэ гидробака является существенно повыаенным.

Оптимальными, с точки зрения экономии материала и надежности работы, выбраны параметры Р = 1,2 м и Ч = 2.

Показатели качества проб масла .в предЛоженном гидробаке по сравнению с известными представлены в табл. 2.

971729

Продолжение табл. 2 бак

ИзвестЙеханические примеси,Ъ

0,01? 0,056

0,033 0,06

Зольность,%

Формула изобретения

Гидробак транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, Эффективность изобретения состоит в том, что снижение концентрации растворенного кислорода и повышение давления внутри гидробака приводит к увеличению срока службы рабочей жидкости и агрегатов гидросистемы в целом в два раза по сравнению с обычным гидробаком. включающий корпус с патрубками подвода и отвода рабочей жидкости и дренажную линию, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увели5 чения смазывающей способности рабочей жидкости, дренажная линия содержит холодильник, а выходной конец ее имеет Г-образную форму и расположен в полости выхлопного патрубка двигателя внутреннего сгорания навстречу о потоку выхлопного газа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ю 487811, кл. В 65 D 88/06, 1973. !

5 2. Авторское свидетельство СССР

9 530147, кл. F 16 N 19/00, 1974.

3 ° ОСТ 24.140.15-73. Машины путевые. Баки для масел. Общие технические условия. Коломна, ВНИТИ, 1975.

;р 4. Фрумкис И.В. Гидравлическое оборудование тракторов, автомобилей и сельскохоэяйствег ных машин. М., "Колос", 1971, с. 133, 280,. 291, 422.

5. Румянцев Е.К. 1 идравлические

25 системы зерноуборочных комбайнов. М., "Колос", 1975 с. 356-357 (прототип).

971729

Составитель В. Шипов

Редактор Л. Долинич Техред М.Коштура

Корректор И. Ватрушкина

Заказ 8462/2 Тираж 708

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП

П Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4