Устройство для защиты морского канала от заносимости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е )971984
ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.11.80 (21) 3217484/29-15 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет— (51) М К з
E 02 В 3/04
Гасударственные комитет (53) УДК 627.7 (088.8) Опубликовано 07.11.82. Бюллетень ¹ 41
Дата опубликования описания 17.11.82 по делан изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. И. Шепсис и В. Г. Мирошниченко (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МОРСКОГО КАНАЛА
ОТ ЗАНОС ИМОСТИ
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано при проектировании и строительстве искусственных водных подходов к морским портам.
Известно устройство для защиты морского канала от заносимости, выполненное в виде ловушки наносов (1).
Ловушки наносов представляют собой прорези в подводном склоне, расположенные параллельно оси канала. Эти прорези перехватывают часть вдоль берегового потока наносов и предотвращают его осаждение в канале. Вместе с тем после заполнения емкости ловушки наносы свободно пересекают ее и осаждаются в канале.
Известно также устройство для защиты морского канала от заносимости, включающее расположенные по обе стороны канала и выступаюгцие в море оградительные молы.
Наносы аккумулируются с внешней по отношению к каналу стороны мола. Место аккумуляции наносов называется карманом или входящим углом.
Вместе с тем наносоулавливающий эффект от применения молов известной конструкции является временным. При заполнении кармана наносы обходят голову мола и попадают в канал. Емкость кармана не восстанавливается. Процесс аккумуляции наносов в кармане молов необратим. Так, даже при действии волнения сопутствующего размыву, т. е. направленного в сторону, противоположную аккумуляции наносов, вся зона кармана находится в волновой тени и не подвергается размывающему действию волн.
Для освобождения емкости кармана и предотвращения заносимости канала производят механическую перекачку наносов с одной стороны канала на другую в зависимости от направления действия шторма. Для этого используют байпассинги. Байпассинг состоит из наносных установок, расположенHbIx на молах, всасывающие патрубки котоpbIx направлены в карманы, и трубопроводов, проложенных с одной стороны канала на дрмгую. Акк ммлирмющпеся в карманах наносы перекачиваются насосами по трубопроводу на противоположную сторон канала в направлении их естественного транспорта (2).
К недостаткам этих устройств относится сложность Нх эксплуатации в условиях шторма, когда происходят основные перемещения
971984
Формула изобретения гюсусжг
Составитель А. Сергеев
Редактор Н. Киштулинец Техред И. Верес Корректор А. Ференц
Заказ 8042/14 Тираж 709 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 наносов, энергоемкость, малая производительность по сравнению с вдольбереговым расходом наносов и, как следствие, малая эф ективность защиты. роме того, вмешательство человека с помощью механизмов в ход естественного транспорта наносов, а следовательно, и донных биоценозов, отрицательно сказывается на экологию района. Все это вместе приводит к тому, что из двадцати четырех байпассинговых устройств, сооруженных в различных портах мира, эксплуатируются только девять.
Цель изобретения — повышение эффективности защиты.
Цель достигается тем, что устройство снабжено волноломами, расположенными параллельно молам с их внешней стороны 15 на расстоянии, равном половине длины расчетной волны.
При этом длина каждого волнолома равна одной трети длины соседнего мола.
Торец каждого волнолома расположен в одной плоскости с торцом соседнего мола.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
Устройство включает молы 1, ограждающие подход канала 2 к порту 3, и волноломы 4, расположенные параллельно молам.
Молы 1 примыкают к берегу 5, образуя между берегом 5 и молами карманы 6 и 7. Расстояние между молом 1 и волноломом 4 равно половине расчетной длины волны, а длина волнолома 4 равна трети длины мола 1.
Устройство работает следующим образом.
При действии волнения, перемещающего наносы вдоль берега 5, (например, как это показано на чертеже с наветренной стороны) происходит заполнение кармана 7 и аккумуляция наносов, предотвращающая их попадание в канал 2. С подветренной стороны между молом 1 и волноломом 4 образуется диафрагированная волна, которая обеспечивает размыв аккумулятивной зоны кармана
6, ранее находившейся в волновой тени, и перенос размытого материала в сторону, противоположную каналу 2.
При изменении направления действия волнения картина меняется на противоположную. Там, где был размыв, будет происходить аккумуляция и заполнение кармана, где наблюдался намыв, будет происходить размыв и освобождение емкости кармана. Таким образом, предлагаемое устройство при действии разнонаправленных штормов обеспечивает аккумуляцию наносов в районе карманов и их естественный транспорт в сторону, противоположную каналу, что надежно защищает последний от заносимости.
1. Устройство для защиты морского канала от заносимости, включающее расположенные по обе стороны канала и выступающие в море оградительные молы, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности защиты, оно снабжено волноломами, расположенными параллельно молам с их внешней стороны на расстоянии, равном половине длины расчетной волны.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что длина каждого волнолома равна одной трети длины соседнего мола.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что торец каждого волнолома расположен в одной плоскости с торцом соседнего мола.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Стрельченко В. С. Морские каналы и их обстановка. М., 19?3, с. 181 †1.
2. Джунковский Н. И. Порты и портовые сооружения. М., 1967, с. 29 — 30.