Устройство для разъединения труб в скважине

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1>9?2044 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 08.04.81 (21) 3272934/22-03

15т1М К11 з с присоединением заявки ¹Е 21,В 33/14

Е 21 В 7/20

Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет.

Опубликовано 071Ц)2„Бюллетень №41

Дата опубликования описания 07.11.82

t>3) УДК 622.245. .42 (088.8) )

Ю.М.КРылов, В.И.Шестопалов и Е.М.Ларин

i (72) Авторы изобретения

Горячеводское управление буровых работ

Производственного объединения Грознефть

Министерства нефтяной промпаленностн СССР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ТРУБ

В СКВАЖИНЕ

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и служит для разъединеиия труб в скважине.

Известен резьбовой кулачковый разъединитель, содержащий кулачковую муфту и специальную муфту со сквозными пазами для прохода кулачков и зафиксированных относительно друг друга шпильками (1j.

Недостатком такого резьбового кулачкового разъединителя является то, что отсоединение кулачковой муфты совместно с бурильными трубами после ереза шпильки производится путем их поворота вправо с последующим подъемом для выхода из специальной муфты разъединителя, что требует большого веса труб, оставляемых в скважине.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является шпилечный разъединитель, состоящий из ниппеля и корпуса, зафиксированных относительно друг друга шпилькой.

Герметичность между ниппелем и корпусом обеспечивается пакером (2 3.

Недостатком известного устройст» ва является необходимость большой массы труб, оставляемых в скважине, которая составляет 609-7060 кгс, необходимой на преодоление сил трения между ниппелем и пакером с одной стороны и корпусом с другой при их разъединении.

Цель изобретения — повышение надежности разъединения труб.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено шаровым затвором с хвостовиком, установленным эксцентрично относительно оси корпу- са и жестко связанным с ним.

При этом в корпусе выполнена калиброванная проточка и хвостовик связан с корпусом резьбовым соединением.

Кроме того, шаровой затвор и хвостовнк выполнены из разбуриваемо"

ro материала.

На фиг.1 изображено устройство, общий вид; разрезу на фнг.2 — шар с хвостовиком; на фиг.3 — момент отсоединения труб, составляемюх в скважине, общий вид.

Устройство состоит из стального корпуса 1 с резьбовой муфтой 2. В корпусе 1 имеется круговая калиброванная проточка 3, в которой выпол.нено отверстие с резьбой 4. Эксцентрично оси корпуса 1 установлен шаровой затвор 5 диаметром d, который

972044 своим хвостовиком б с резьбой жестко закреплен в отверстии корпуса 1. В месте соединения хвостовика б и шарового затвора 5 имеется калиброванная проточка 7. 11 корпусе 1 выше шара 5 выполнен уступ .А. В нижней части 5 корпуса 1 ра= ìåùåí патрубок 8 с внутренним каналом диаметром d, меньшим„

I чем диаметр Л шара 5, выполненный иэ дюраля Д16. В патрубке 8 выполнена пилиндрическая круговая выточка, в которой установлены чугунные полукольца 9. Патрубок 8 с пслу><ольцами 9 зафиксирован в корпусе 1 стальными срезными штифтами 10. Герметичность между корпусом 1 и патруб-15 ком 8 обеспечивается уплстнительным кольцом 11. В верхней части патрубка 8 имеется посадочное место 12 для шара 5 и торцовая поверхность 13.

В нижней части патрубка 8 выполнена Я) присоединительная резьба 1.4, Паровой затвор 5 и хвостовик б выполнены из легко разбуриваемого материала.

Устройство работает слецующим образом. 25

1<: нижней части патрубка 8 посредством резьбы ).4 присоединены трубы, длина которых обуславливается высотой устанавливаемого цементного моста, а к верхней части корпуса 1 посредством резьбы 2 присоединены бурильные трубы, на кбторых производится спуск в скважину устройства.

При достижении искусственногo забоя, что контролируется длиной бурильных труб, спускаемых B скважину, и снижением их гаса на 3 Тс ни>хе их собственного, свидетельствующего о том, что нижний конец оставляемых труб достиг забоя, произвоцится подъем бурильных труб и устройства с оставляемыми трубами на 1 м от забоя для обеспечения циркуляции промывочной жидкости. При гаком располоя<ении труб в скважине производится промывка кольцевого пространства 45 с целью выравнивания параметров промывочной жидкости перед закачиванием по бурильным трубам цементного раствора.

Э к сцен три чн ое ра с пол о>хе н и е ш ара

5 относительно оси корпуса 1 и оси канала патрубка 8 позволяет прокачивать промывочную >хидкость и цементный раствор с расходом до 15 л/с.

После закачивания цементного раствора и расчетного количества прсдавочной >хидкости IIQ бурильным трубам, свидетельствующего о том, что цементный раствор расположился во внутреннем канале оставляемых труб и в кольцевом пространстве, образованном этими трубами и стенками скважины, производится срезка штифтов 1.0. Это достигается за счет спуска бурильных труб, устройства 65 и оставляемых труб до забоя и снижением веса этой системы на величину

5 тс ниже ее собственной, необходимой для срез а штифтов 10 . После среза штифтов 10 происходит дальнейшее перемещение корпуса 1 с шаром 5 относительно патрубка 8 до упорной поверхности 13, и происходит отрыв шара 5 от хвостсвика б по калиброванной проточке 7. Нар 5 под действием собственного веса опускается на по,садочное место 12 и перекрывает к=-нал патрубка 8. Перемещение корпуса 1 с шаром 5 относительно 1атрубка 8 происходит до упора А в торцовую поверхность 13.

Бурильные трубы, устройство и оставляемые трубы с патрубком 8„ которые удерживаются в корпусе 1 з à с Ier силы трения, поДнимаются от забоя на

1 м» В бурильные трубы прокачивается

0,2 — 0,3 м прОдавОчнсй жидкОсги.

Так как канал патрубка 8 перекрыт шаром 5, а при прокачивании продавочной жидкости давление Р1 над шаром 5 больше, чем давление Р под шаром, тс полученная выталкивающая сила, пропорциональная площади сечения патрубка 8 на величину перепада давления, значительно превосходит силы трения между корпусом 1 и патрубком 8, вследствие чего происходит их отсоединение. Оставляемые трубы с патрубком 8 и с шаром 5 остаются в зоне цементного моста, а бурильные трубы с корпусом 1 поднимаются иэ скважины.

Расход прокачиваемой жидкости в процессе отсоединения во много раз превосходит переток жидкости,.обусловленный возможным контактом плоскости отрыва калиброванной проточки 7 шара 5 с посадочным местом 12.

Предлагаемая конструкция устройства для отсоединения труб исключает затраты времени и средств, необходимых на подготовку ствола скважины для проведения повторных работ по отсоединению труб, в случае применения устрОЙств иных кОнструкций.

Формула изобретения

1 ° Устройство для разъединения труб в скважине, содержащее корпус, патрубок для соединения со спускаемыми трубами,связанный с корпусом срезными штифтами„ о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, оно снабжено шаровым затвором с хвостовиком, установленным эксцентрично относительно оси корпуса и жестко связанным с ним.

2. Устройство по п.l, o т л и ч а ю щ е е с я тем, что в корпу972044 се выполнена калиброванная проточка.

З..Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что хвостовик связан с корпусом резьбовым соединением.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю ц е е с я тем, что шаровой затвор и хвостовик выполнены из разбуриваемого материала.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1. Левин Е.М. и Ваулин В.П.

Спуск и подвеска хвостовиков при креплении скважин. Грозный, 1970, с. 21.

2. Левин Е.М. и Ваулин B.Ï.

Спуск и подвеска хвостовиков при креплении скважин ° Грозный, 1970, с. 32 (прототип).

922044

Подписное

Заказ B500/17 Тираж 623

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

<филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В.Галустянц

Редактор Е.Лазуренко Техред И.КоштуРа Корректор И.Ватрушкина