Электропневмоклапан для морского сейсмоисточника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

„„972180 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.03.81 (21) 3267763/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 К 31/02

F 16 К 1/32

G 01 Ч 1/02

Гасударственный камнтет

СССР

Опубликовано 07.11.82. Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 17.11.82 (53) УДК 621.646 (088.8) по делам нзабретеннй н аткрмтнй

В. А. Ежов, В. К. Утнасин, Н. И. Федорчуков и В. И. Тюхалов (72) Авторы изобретения

/

Всесоюзное морское научно-производственное геолог.-.геофизическое объединение по разведке нефти и газа «Союзморп.о» " (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПНЕВМОКЛАПАН ДЛЯ МОРСКОГО

СЕИСМОИСТОЧНИКА

Изобретение относится к устройствам управления вскрытием рабочей камеры сейсмоисточника.

Известно устройство для морского сейсмоисточника, в корпусе которого размещены подпружиненный якорь — запорный орган, взаимодействующий с седлом, и узел подрыва в виде цилиндра, размещенного снаружи корпуса, между внутренней стенкой которого и корпусом образована управляющая полость, соединенная пневмоканалами с источником давления (1).

Недостатком известного устройства является недостаточно высокая. надежность, так как по мере износа кромок седла увеличивается сила прижатия запорного органа к седлу, что приводит к снижению стабиль- ts ности работы клапана.

Цель изобретения — повышение надежности электропневмоклапана.

Поставленная цель достигается тем, что якорь — запорный орган выполнен в виде

20 стакана со сквозной ступенчатой расточкой, а седло в виде неподвижного плунжера, в теле которого выполнены осевой и два сообщающихся с ним радиальных канала, а на наружной поверхности — кольцевая проточка, причем седло пропущено через расточку якоря, а между стенками седла и якоря образована полость, сообщенная с одним из радиальных каналов, а другой канал перекрыт стенкой расточки меньшего диаметра.

На чертеже показан электропневмоклапан, разрез.

В корпусе 1 с уплотнениями 2 и 3 установлен поршень 4, а снаружи корпуса размещен цилиндр 5 с кольцевым выступом 6 и кольцом 7; выполнен штуцер 8 подвода сжатого воздуха и установлен якорь — запорный орган 9 в виде стакана со сквозной ступенчатой расточкой, якорь 9 взаимодействует с седлом 10, выполненным в виде неподвижного плунжера с осевым 11 и двумя радиальными 12 каналами, сообщающихся с осевым каналом. Между внутренней стенкой якоря — запорного органа 9 и стенкой седла 10 образована полость, сообщенная с одним из радиальных каналов 12 и 13, а второй радиальный канал перекрыт. стенкой расточки якоря меньшего диаметра.

На седле 10 размещено уплотнительное кольцо 14, а в поршне 4 выполнены каналы

15 и 16.

972180

Между стенкой корпуса 1 и стенкой цилиндра 5 образована управляющая камера

17 и рабочая камера 18. Клапан управляется с помощью электромагнита 19.

Электропневмоклапан работает следующим образом.

Сжатый воздух подается в штуцер 8 и далее по каналу 16 воздух поступает в управляющую камеру 17. Воздействуя на выступ

6 (внутренний диаметр цилиндра в управляющей камере больше, чем внутренний диаметр цилиндра в рабочей камере), сжатый воздух опускает цилиндр 5 вниз до упора в основание корпуса 1. В таком положении уплотнение 2 не препятствует поступлению сжатого воздуха в рабочую камеру 19. Одновременно с этим сжатый воздух через штуцер

8 и канал 16 поступает в осевой канал 11, седлом 10 и далее по радиальному каналу 12 поступает в полость, образованную седлом

10 и внутренней поверхностью якоря 9 и, воздействуя на уступ якоря 9, прижимает его к уплотнительному кольцу 14. В таком состоянии источник и клапан готовы к работе.

При подаче электрического импульса на электромагнит 19 якорь 9 втягивается внутрь электромагнита 19 и освобождает канал 12.

Сжатый воздух из управляющей камеры 17 25 по каналам 16, 11, 12 и 15 устремляется под кольцо 7, производя резкий толчок цилиндра 5. Происходит разуплотнение цилиндра 5 в основании корпуса. Воздух рабочей камеры 18 начинает действовать на всю зо площадь торца цилиндра 5, и он перемещается вверх, открывая рабочую камеру 18.

Сжатый воздух истекает из рабочей камеры

18 в воду и порождает сейсмический сигнал.

Цилиндр 5 тормозится в верхней части управляющей камеры 17 и затем опускается в исходное состояние. Цикл работы закончен.

Сила, с которой якорь 9 прижимается к уплотнительному кольцу 14, зависит от величины рабочего давления сжатого воздуха и площади уступа. В связи с тем, что эта площадь неизменна, якорь 9 будет прижат к уплотнительному кольцу 14 также с неизменной силой (при условии постоянства давления сжатого воздуха) .

Некоторый износ кольца 14 может увеличить только ход к нему якоря 9. Но это значительно меньше сказывается на стальности и надежности работы клапана, чем изменение силы прижатия якоря у известного клапана.

Такая конструкция клапана позволяет повысить надежность его работы за счет повышения стабильности работы.

Формула изобретекия

Электропневмоклапан для морского сейсмоисточника, в корпусе которого размещены подпружиненный якорь — запорный орган, взаимодействующий с седлом, и узел подрыва в виде цилиндра, размещенного снаружи корпуса, между внутренней стенкой которого и корпусом образована управляющая полость, сообщенная пневмоканалами с источником давления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, электропневмоклапана, якорь — запорный орган выполнен в виде стакана со сквозной ступенчатой расточкой, а седло в виде неподвижного плунжера, в теле которого выполнен осевой и два сообщающихся с ним радиальных канала, а на наружной поверхности — кольцевая проточка, причем седло пропущено через расточку якоря, а между стенками седла и якоря образована полость, сообщенная с одним из радиальных каналов, а другой канал перекрыт стенкой расточки меньшего диаметра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 658518, кл. G 01 V 1/02, 1973.

972180

Редактор А. Власенко

Заказ 7668/24

Составитель И. Теравская

Техред И. Верес Корректор У. Г1ономаренко

Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4