Способ выявления остаточного ресурса поршневого двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИНА
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских;
Социалистическии
Республик (972297 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.10.80 (21) 299546125-06 (51) М,К.
G 01 М 15/00 с присоединением заявки №
Гооударстееииый комитет (23) Приоритет— (53) УДК 621.432 (088.8) Опубликовано 07.11.82. Бюллетень № 41
Дата опубликования описания 17.11.82 ло делам иэоеретеиий и открытий
Р
Д. Д. Новорождин, Г. П. Лышко и А. А. 7Косрн
Кишиневский сельскохозяйственный институт им. М;. В..„фрунзе " (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА
ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам диагностирования дизельных двигателей, в частности к оценке изношенности гильз цилиндров двигателя без его разборки.
Известны способы выявления остаточного ресурса поршневого двигателя внутреннего сгорания путем определения на заданном тепловом режиме в технически исправном двигателе интенсивности износа цилиндро-поршневой группы по концентрации частиц железа в системе смазки (1).
Однако известные способы отличаются невысокой точностью.
Цель данного изобретения — повышение точности оценки изношенности гильз цилиндров двигателя без его разборки путем исключения влияния режимов работы двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что дополнительно определяют величину отношения концентрации частиц железа в системе смазки к расходу топлива за контрольный период работы двигателя и по величине отклонения относительной концентрации от номинального значения выявляют интенсивность износа цилиндро-поршневой группы, а по последнему устанавливают остаточный ресурс двигателя.
На фиг. 1 представлена номограмма для оценки технического состояния двигателя и прогнозирования его остаточного моторесурса; на фиг. 2 — график изменения массы железа, снятого с деталей двигателя за контрольный период (60 моточасов) при различной степени износа гильз цилиндров и разной мощностной загрузке(40,60 и 80% от
Хеп,аД; на фиг. 3 — график изменения массы железа, снятого с деталей двигателя за контрольный период (60 моточасов) по отношению к 1 кг расхода топлива при различной степени износа гильз цилиндров и разной мощностной загрузке (40,60, 80% Хе„ц„); на фиг. 4 — номограмма изменения массы снятого железа в зависимости от загрузки двигателя: 1 — 40% Neman 2 — 60% 1Чедцх, 3 — 80% Ne „; 1, 2, 3 — то же, после замены колец. го
Способ осуществляется следующим образом.
После выполнения очередного технического обслуживания трактора моторное масло в двигателе полностью заменяют свежим. Трактор выполняет различные сельско972297 хозяйственные работы без каких-либо ограничений (загрузка двигателя по мощности и продолжительности).
В любое время при необходимости диагностирования технического состояния двигателя отбирают пробу масла из картера двигателя и отложений из маслофильтра. При этом взвеши вают общее количество отложений и спектральным анализом определяют суммарное количество железа, снятого с деталей двигателя (в граммах) . Параллельно с этим определяют общий расход топлива за данный период и устанавливают величину отношения массовой доли железа к одному килограмму расхода топлива. По полученному отношению, используя левую часть номограммы (фиг. 1), определяют износ гильз цилиндров (техническое состояние двигателя и его остаточный моторесурс).
Предлагаемый способ позволяет определить техническое состояние двигателя, его остаточный моторесурс вне зависимости от времени работы и загрузки двигателя по мощности.
Формула изобретения
Способ выявления остаточного ресурса поршневого двигателя внутреннего сгорания путем определения на заданном тепловом режиме в технически исправном двигателе интенсивности износа цилиндропоршневой группы по концентрации частиц железа
-в системе смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем исключения влияния режимов работы двигателя, дополнительно определяют величину отношения концентрации частиц железа в системе смазки к расходу топлива за контрольный период работы двигателя и по величине отклонения относительной концентрации от номинального значения выявляют интенсивность износа цилиндропоршневой группы, а по последнему устанавливают остаточный ресурс двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Лышко Г. П. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости. «Колос», 1978, с. 178 — 184.
972297
Составитель О. Голованов
Редактор Н. Стащншнна Техред И. Верес Корректор А. Ференц
Заказ 7670/30 Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4