Способ выявления остаточного ресурса поршневого двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИНА

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских;

Социалистическии

Республик (972297 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.10.80 (21) 299546125-06 (51) М,К.

G 01 М 15/00 с присоединением заявки №

Гооударстееииый комитет (23) Приоритет— (53) УДК 621.432 (088.8) Опубликовано 07.11.82. Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 17.11.82 ло делам иэоеретеиий и открытий

Р

Д. Д. Новорождин, Г. П. Лышко и А. А. 7Косрн

Кишиневский сельскохозяйственный институт им. М;. В..„фрунзе " (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам диагностирования дизельных двигателей, в частности к оценке изношенности гильз цилиндров двигателя без его разборки.

Известны способы выявления остаточного ресурса поршневого двигателя внутреннего сгорания путем определения на заданном тепловом режиме в технически исправном двигателе интенсивности износа цилиндро-поршневой группы по концентрации частиц железа в системе смазки (1).

Однако известные способы отличаются невысокой точностью.

Цель данного изобретения — повышение точности оценки изношенности гильз цилиндров двигателя без его разборки путем исключения влияния режимов работы двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно определяют величину отношения концентрации частиц железа в системе смазки к расходу топлива за контрольный период работы двигателя и по величине отклонения относительной концентрации от номинального значения выявляют интенсивность износа цилиндро-поршневой группы, а по последнему устанавливают остаточный ресурс двигателя.

На фиг. 1 представлена номограмма для оценки технического состояния двигателя и прогнозирования его остаточного моторесурса; на фиг. 2 — график изменения массы железа, снятого с деталей двигателя за контрольный период (60 моточасов) при различной степени износа гильз цилиндров и разной мощностной загрузке(40,60 и 80% от

Хеп,аД; на фиг. 3 — график изменения массы железа, снятого с деталей двигателя за контрольный период (60 моточасов) по отношению к 1 кг расхода топлива при различной степени износа гильз цилиндров и разной мощностной загрузке (40,60, 80% Хе„ц„); на фиг. 4 — номограмма изменения массы снятого железа в зависимости от загрузки двигателя: 1 — 40% Neman 2 — 60% 1Чедцх, 3 — 80% Ne „; 1, 2, 3 — то же, после замены колец. го

Способ осуществляется следующим образом.

После выполнения очередного технического обслуживания трактора моторное масло в двигателе полностью заменяют свежим. Трактор выполняет различные сельско972297 хозяйственные работы без каких-либо ограничений (загрузка двигателя по мощности и продолжительности).

В любое время при необходимости диагностирования технического состояния двигателя отбирают пробу масла из картера двигателя и отложений из маслофильтра. При этом взвеши вают общее количество отложений и спектральным анализом определяют суммарное количество железа, снятого с деталей двигателя (в граммах) . Параллельно с этим определяют общий расход топлива за данный период и устанавливают величину отношения массовой доли железа к одному килограмму расхода топлива. По полученному отношению, используя левую часть номограммы (фиг. 1), определяют износ гильз цилиндров (техническое состояние двигателя и его остаточный моторесурс).

Предлагаемый способ позволяет определить техническое состояние двигателя, его остаточный моторесурс вне зависимости от времени работы и загрузки двигателя по мощности.

Формула изобретения

Способ выявления остаточного ресурса поршневого двигателя внутреннего сгорания путем определения на заданном тепловом режиме в технически исправном двигателе интенсивности износа цилиндропоршневой группы по концентрации частиц железа

-в системе смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем исключения влияния режимов работы двигателя, дополнительно определяют величину отношения концентрации частиц железа в системе смазки к расходу топлива за контрольный период работы двигателя и по величине отклонения относительной концентрации от номинального значения выявляют интенсивность износа цилиндропоршневой группы, а по последнему устанавливают остаточный ресурс двигателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лышко Г. П. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости. «Колос», 1978, с. 178 — 184.

972297

Составитель О. Голованов

Редактор Н. Стащншнна Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 7670/30 Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4