Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii)972643 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 11.06.81 (21) 3301997/24-07

Р )М К з с присоединением заявки №

Н 02 P 5/06

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет (53) УДК 621.316. .718.5 (088.8) Опубликовано 07.1)-82, Бюллетень ¹ 41

Дата опубликования описания 07.11.82 з

;Е.А. Смотров, А.Б. Гудзенко, Б.В. Гульман4в,,-з-: r:-.

Л.В. Ганнель и A.Н. Николенко

) 1Г

Украинский научно-исследовательский институт-ечажсащ и инструментов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) электропривод постоянного токА

Изобретение относится к электро= технике, а именно к автоматизированному электроприводу, и может быть использовано в замкнутых системах автоматизированного электропривода постоянного тока без тахогенератора.

Известен электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные электродвигатель постоянного тока, преобразователь, узел сравнения, второ1 вход которого соединен через датчик ЭДС с датчиками тока и напряжения электродвигателя (1).

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные электродвигатель постоянного тока, преобразователь, узел сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика ЭДС, один вход которого соединен с датчиком тока электродвигателя (21.

Недостатком известных электроприводов является низкий диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя из-за наличия в напряжении обратной связи по ЭДС постоянной составляющей падения напряжения на щеточном контакте, не зависящем от тока нагрузки электродвигателя.

Целью изобретения является увеличение диапазона регулирования частоты вращения. с Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока введен блок нелинейности, вход которого соединен с выходом датчика напряжения электродвигателя, а выходс вторым входом датчика ЭДС.

На фиг. 1 приведена блок-схема электропривода постоянного тока; на фиг. 2 — пример выполнения тахометЪ рического моста.

Электропривод постоянного тока (фиг. 1) содержит последовательно соединенные электродвигатель 1, преобразователь 2, узел 3 сравнения, второй вход которого через датчик 4

ЭДС соединен с датчиком 5 тока, а через блок 6 нелинейности с датчиком

7 напряжения электродвигателя 1.

Якорь электродвигателя 1, датчи25 ки 4,5 и 7, блок 6 образуют формирователь 8 обратной связи по ЭДС электродвигателя 1.

Формирователь 8 обратной связи по

ЭДС электродвигателя может быть вы30 полнен, например, в виде тахометри972643 ческого моста (фиг. 2), плечами которого являются последовательно соединенные диоды 9,10,...,9п, 10п, резисторы 11 и 12; якорь электродвигателя 1 и резистор 13, к одной диагонали которого подключен выход преоб- 5 разователя 2, выводы другой диагонали являются выходом формирователя 8.

Электропривод постоянного тока ,работает следующим образом.

При наличии напряжения задания на входе узла 3 сравнения с выхода преобразователя 2 к электродвигателю 1 подается напряжение. Через датчик 7 и блок 6 на один вход датчика 4 ЭДС электродвигателя поступает 15 напряжение, пропорциональное напряжению на якоре электродвигателя 1, уменьшенное на величину зоны нечувствительности блока 6 нелинейности, которая выбирается равной постоянной щ составляющей падения напряжения на щеточном контакте электродвигателя .1.

Через датчик 5 на другой вход датчика 4 ЭДС поступает напряжение, пропорциональное падению напряжения в якорной цепи от тока якоря, в том числе оно содержит и переменную составляющую падения напряжения на щеточном контакте, пропорциональную току якоря

При выполнении формирователя 8 обратной связи по ЭДС©электродвигателя в виде тахометрического моста (фиг. 2) (вы, =< - Ььь,х -(+т.„г, +.(,ц)3"

Фъ ц дд 1 12"р г вык 9, оД g 3 и в. где 0 0 — величина падения на42! 1Ъ пряжения на резисторах 12 и 13; 40

0 в,„ — выходное напряжение преобразователя 2;

E — ЭДС электродвигателя 1;

4т ъ — величины сопротив- 45 ления якоря электродвигателя 1 рвзисто ров 11-13; !

ЬΠ— падение напряжения

g,

I — ток якоря электродвигателя 1.

Из условия равновесия тахометрического моста

Тогда

ВЬ К4 Ъ 9

Следовательно, напряжение на выходе датчика 4 ЭДС электродвигателя

1, т.е. на выходе формирователя 8 обратной связи, содержит только напряжение, пропорциональное ЭДС электродвигателя. Это напряжение поступает на один вход узла 3 сравнения, при этом система регулирования является замкнутой с обратной связью по ЭДС электродвигателя °

Таким образом, введение блока 6 нелинейности позволяет исключить постоянную составляющую падения напряжения в щеточном контакте из напряжениу обратной связи по ЭДС электродвигателя и в связи с этим увеличить диапазон регулирования частоты вращения электродвигателя.

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные электродвигатель, преобразователь, узел сравнения, второй вход которого соединен с выходом датчика

ЭДС, один вход которого соединен с датчиком тока электродвигателя, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения диапазона регулирования частоты вращения, в него введен блок нелинейности, вход которого соединен с выходом датчика напряжения электродвигателя, а выход — с вторым входом датчика ЭДС.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 ° Авторское свидетельство СССР

Р 375743, кл. H 02 P 5/06, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 773212, кл. Н 02 P 5/06, 1980, 972643

Составитель Ю. Воробьев

Редактор Л. Лукач Техред Т.фанта Корректор В. Прохненко

Заказ 8533/48 Тираж 721 Подписное

° °

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, %-35, Раушская наб.; д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4