Рассадопосадочная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИ C A Í È Å „„97зо57
ИЗОБРЕТЕН Ия
Союз Советских
Социалистических
Республик (6l} Дополнительное к авт. свил-ву-(22) Заявлено 2!.01.8! (2!) 3239776/30-15 с присоединением заявки ¹ -— (23) Приоритет-(51) М. Кл.
А О! С 11 02
Государственный комнтет (53) УДК 63!.332 (088.8) Опубликовано 15. 1.82. Бюллетень № 42
Дата опубликования Описаш я 25.11.82 по делам наобретеннй и открытий
В. Ф. Семенов,В. Г. Захарченко, Е. А. Беляев, 1О. Н. pli6hfiQt ;)З(1 ...
Б A. Шульженко, В. Г. Кузнецов и Г. А. Мнкаэлян ("7г.Я ()О .(-.
Ставропольский ордена Трудового Красного Знамени(;1;1; « i;,> I I сельскохозяйственный институт н Всесоюзный! Ордена„, Трудового Красного Знамени научно-исследоватечьски6" И" I "(А институт сельскохозяйственного машиностроения им. В. П. Горячкина (72) Авторы изобретения (7l) Заявители (54) Г АССАДОПОСАДОЧНАЯ МАШИНА
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к машинам для посадки безгоршочной рассады овощных культур.
Известна рассадопосадочная машина, содержащая раму, на которой установлены колеса, сошник, прикатывающие катки, а также питатель, представляющий собой широкую ленту, свернутую в рулон. На ленте имеется несколько рядов открытых корытообразных ячеек, предварительно заполняемых рассадой. Лента перематывается в продольно-вертикальной плоскости, поэтому растения выпадают из ячеек боком.
Для перевода стеблей в вертикальное положение предусмотрены распределительная воронка, специальные вилки и щипчики (1).
Недостатком известной машины является то, что высадка рассады непосредственно в почву из широкой ленты невозможна.
Передача растений из ячеек широкой ленты в посадочный аппарат, например дисковый, требует какого-либо промежуточного устройства. Поэтому применение широкой ленты требует использования рычажных механизмов, движение которых строго синхронизированно с перемоткой ленты. Это усложняет конструкцию н снижает надежность машины.
Наиболее близкой по технической суще ности к предлагаемой является машина, Включиощая раму с опорно-приводными колесами, на которой смонтированы сошники,прнкатывающие катки, установленные в держателях кассеты с ленточными питателями, н механизм привода держателей. В известной машине питатель представляет собой ленту, свернутую в рулон. На ленту наклеен эластичный слой, в котором нарезаны пазы. При зарядке питателя стебли укладываются в каждый паз. В процессе (5 работы машины лента перематывается в продольно-Ве!ггикальной плОскогтн. В !Ipoцессе перематывания лента перегибается на ролик небольшого дца метра, расположенном над бороздой, сделанной в почве бороздоделателем При перегибе ленты сгенки пазов расходятся, зажатый между ними стебель Освобождается и падает боком в борозду. Корневая система присыпается гючвой с номопп.ю загортача (2).
973057 про45
5Î
55 Iсд:)ст ггкс>)! известной ряссадопосадочпой машины является то, что осуществляе.".»лй < ю г !Особ посадки не отвечает агро(«ох (((ч:-.; Нм требованиям, так как в про()се е его !(е Обесг(счиваетсH верти кальность
Ос- :, -Очная степень уплотнения .;.:loHoé системы. В процес<с iko. л (к > (с!н матывяние ленты осуществляется зл счет привода либо от колес са1:;aë!iH "б>) О: лала отбора мощности трак> Орл ..": ..;:: гнис скольжения колес сажал«и нлп грлкторл подобрать емкость пита1P..!(k! (F! Ii »аоборот длину> гoFIB) Tc!HoH, НТобы злп:(с ();-сглдьi. всегда заканчивался»а
:с)(н(е го»л, нельзя, погрешности суммируются и -(ерез несколько проходов агрегата запас будет заканчиваться где-то в середине го»а. Зто приводит к тому, что заранее нельзяо»ределнть пункты подвоза заряжен»ы: »итлтс:(ей., что затрудняет четкую орган изаци:О посадки. Кроме того, транспорт»ые средства, подвозящие заряженные питлтели, (с).:iFH»ь, постоянно ездить по полю.
3ТО недо((устимо, так как нагруженные запасными и .(тателями и водой транспортные сведствл "(резмерно уплотняют почву и раз,,-е(у()у верхнего слоя., !сл:., изобретения -- — повышение произ«:д(гг-., : «т» машины путем сокращения (>! ";:. :..:.: л :)л;:с»у обг>яботлг(гн-(х питлтелей
«",. < ..: (еcTk Г. .)»B. ч с-,, - в)(:(-(ля цель достигается тем, что рл, :с::у(.сел. »ной ((IB(FIHI(e, включающей ,>):,;,; ., Н (С»;((:! .,iÐHHO Чнц,i» КОЛЕСЯ МИ fla
:(л)т: г« ":: с, О:-Fè;;с:((я. (>(сошники, прикаты..:) «)k((!!:. i .B .к!(., с-л((овлеfIHH!c lia держягс„)ях (-:. cccë..! c,л>егггоч((ыми»итлтелями, и
„.: ", il::. i, > !-oH),o)iB дер >кятелей держяте!(H ::ы) л ".!(-».- (1 виде наворотного лучеобраз>(ог() .:ср:.:»((г::. йнл, »ри этoM Кассеты уста. (ioI!.>kcHf> на концах лучей кронштейна, л
:.;:1)кдь((! л-.:-»)1)>(нь(й»итатель выполнен в
:;(! i! . ()е,";ЕХ(НО-(Оедн»ЕННЬ1Х МЕжду СОООИ .;,. е: !., »ри -:,с и каждая кассета снабжена f „i1 (, i i k (;- Л Е М .
1 л >.>" (.. k!3!)G)()B >кена Явл Омати>(еская :a ".:a 1 )cdдс!»ая машина; HB фиг. 2 держате>(ь с кассетами; FIB фиг. 3 — вид
"1 ((и !!):.:. j 2 л фиг 4 -- лента; на фиг. 5— р:.".Ca.,:,)Ilocлдочная машина, подготовлен;яя ("и (н.,полнения первого рабочего про1.>д >»! фиг. 6 — машина после окончаi!»»cB рассады в рабочих питателях; ф», 7 — машина с отсоеди»снными кон:(: . ((ан»равочной части подготовленная (говороту кронштейна; на фиг. 8 — - ма::>а после поворота кронштейна; на
9 - машина после подсоединения кон:, )а л>)п!)явочной! части, подготовленная для . „>j!.k:: iii,:го движения»о полю. !
" Ясс>i,. !)Iiocядочняя машина состоит из
,,;!, ., ".! 1 H р я к) н (,е и с я и а о» 01) H o приводные !
1Я рлм" крепятся сос»пик 3 со сбрасывающим роликом 4, прикатывающие катки 5, направляющие ролики б, штифтовые ве()у цие ролики 7, кинематически сВНзанные с роликами 8 привода кассет. Блок
9 кассет с рабочими ленточными питателями и блок 11 свободных кассет установлены (3 держателях на концах лучей 12 поворотного кронштейна. Поворот кронштейна осуществляется червячным редуктором 3 с помощью рукоятки 14.
Все блоки кассет одинаковы по конструкиии, разница между ними состоит лишь в том, что блок 11 кассет свободен, т. е. не имеет ленточных питателей и слу)кит для перемотки последних последовательно с блоков кассет 9 и !0 в процессе работы.
Каждый блок кассет состоит из оси 15, на которую свободно установлены кассеты (6 с удлинителями 17, каждый удлинитель содержит элемент 18 разъемного соеди»ения 19, который предназначен для присосдинения одного из концов заправочной части 20 ленточного»итателя. Другой конец заправочной части 20 также содержит ана (Огичнь(й элемент !8 для соединения с основной частью 21 „а»точного питателя.
Ко»структивно обе части ленточного питателя выполнены одинаковыми и отлича!отся только длиной. Они состоят из ремня 22, »а который наклеены полосы 23 эластичного материала например полиуретанового пенопласта. В эласти>(г(о(«: агериале нарезаны пазы, в каждый из когорых укладывают стебель рассады. Осуществляется это в теплице с помощью выборочно-зарядной машины. Заправочная часть ленты заполняется рассадой в первую очередь и после наматывания ленты на кассету оказывается внутри »итателя.
I BGoтя машины прои=-.âîä,èòñÿ на поле, предварительно разбитом на загоны, длина которых подчиняется условию:
1.<1 О <1) где L — -- - длина гона, м;
Q — емкость питателя, шт.; с — шаг посадки, м.
Технологический процесс посадки текает следующим образом.
Ленточный питатсль (фиг. ) перематывается на блок 11 свободных кассет с (Ioмощью ведущего ролика 7. В процессе перематывания ленточный питатель попадает в сошник 3, где резко перегибается на сбрасывающем ролике 4. При этом паз в эластичном материале раскрывается, зажатый в нем стебель освобождается, попадает в борозду, сделанну(о сошником и фиксируется почвой под действием прикятывающих катков 5.
Г1осле завершения первого прохода в рабочих питателях и ри соблюдении условия (I) остается некоторый запас рассады.
Поэтому машину разворачивают и без ос
973057
5 тановки начинают выполнять второй рабочий проход. По сигналу рабочего, обслуживающего машину, агрегат останавливают в тот момент, когда заправочная часть, находившаяся внутри рабочих питателей, пройдет направляющие, сбрасывающие и ведущие штифтовые ролики (фиг. 5). После этого рабочий отсоединяет разъемные соединения, которыми заправочные части 20 крепятся к удлинителям 17 кассет и основным частям 21 ленточного питателя (фиг. 6)
Затем кронштейн поворачивают на треть 1в оборота и блок 9 кассет с рабочими питателями (фиг. 7) . После этого рабочий соединяет заправочные части 20 с лентами и удлинителями кассет (фиг. 8). Машина готова к дальнейшему движению по полю. 15
После завершения второго прохода на конце гона блок кассет с отработанными питателями (фиг. 8) заменяют вновь подвезенным блоком кассет с заряженными питателями. При третьем проходе внутри гона вновь производят установку блока 2О кассет с запасными питателями на место блока кассет с рабочими питателями поворотом кронштейна, а после завершения третьего прохода нт конце гона блок кассет с отработанными питателями заменяют подвезенным блоком кассет с заряженными питателями и т. д.
Применение новых элементов — блочной смены кассет. поворотного кронштейна и составной ленты позволяет производить замену питателей на четырехрядной маши- 30 не внутри гона за 2 — 3 мин, при обслуживании машины трактористом и машинистом. Экспериментальный образец предлагаемой автоматической рассадопосадочной машины в течение ряда лет проходил лабораторные и полевые испытания и показал хорошие результаты.
Формула изобретения !. Рассадопосадочная машина, включающая раму с опорно-приводными колесами, на которой смонтированы сошники, прикатывающие катки, установленные в держателях кассеты с ленточными питателями, и механизм привода держателей, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности машины путем сокращения времени на замену отработанных питателей в любом месте гона, держатели выполнены в виде поворотного лучеобразного кронштейна, при этом кассеты установлены на концах лучей кронштейна, а каждый ленточный питатель выполнен в виде разъемносоединенных между собой частей.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что каждая кассета снабжена удлинителем.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Юо 29657, кл. А 01 С 11/02, 1933.
2. Патент США Хо 4167910, кл. 111- 3, 1979 (прототнп) .
973057
Редактор Т. Мнтровнч
Заказ 8225/!
Составитель 10. Смирнов
Техред И. Верес Корректор Ю. Макаренко
Тираж 699 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППЙ «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4