Долбяк и способ его использования для восстановления зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскии

Социалистическик

Республик (1)973283 (63) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 300431 (21) 3283729/25-08 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет

Опубликовано 1511Я2. Бюллетень № 42

Р11М К з

В 23 P 6/00

Государственный комитет

СССР о делам изобретений и открытий (53) УДК 6 21 . 73 (088. 8) Дата опубликования описания 15.1182 (72) Авторы изобретения

A. С. Соболев, В.К. Дубов ский, И. И. Янков и А.A.Ñâåð÷êoâ

Институт проблем надежности и долговечности машин AH Белорусской ССР (71) 3a яв ител ь (54 ) ДОЛБЯК И СПОСОБ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при во сста нов ле нии торцов зубьев зуб чатых колес. 5

Известен долбяк для обработки зубчатых колес(1 3.

Известен способ восстановления зубчатых колес, включающий заполнение изношенной части материалом, 0 последующую ориентацию инструмента по неизношенным поверхностям зубчатого колеса и предварительную и окончательную механическую обработку, причем предварительную обработку производят со снятием стружки, а окончательную - пластическим деформированием. По этому способу наплавляют .металл на изношенный участок зубчато о венца. Предварительную механическую обработку осуществляют на шатунно-кривошипном прессе пуансономрезцск с режущей кромкой, выполненной по контуру впадины между зубьями, а окончательную обработку поверхности зубьев производят методом холодной пластической деформации обкат ными валками 2 ).

Недостатком известного долбяка при использовании для восстановления зубчатых колес является сложность. его ориентации относительно зубчатого колеса перед обработкой, что приводит к снижению точности н производительности восстановления.

Недостатком известного способа является то, что достигается невысокая точность восстановления, так как перед механической обработкой деталь с нанесенным дополнительным материалом в местах износа, необходимо точно устанавливать относительно резца-пуансона, иначе невозможно получить равномерный припуск под последующую обработку пластическим деформированием. Кроме того, снимается большой припуск и возникают значительные усилия прорезки, которые могут вызвать деформации венца, сколы и обрывы материала обрабатываемых участков, возникают сложности изготовления инструмента. Припуск под последующую обработку пластическим деформированием достаточ-. но велик, и при пластическом деформировании образуются наплывы и наволакнвания материала на поверхности зубьев, что требует дополнительйой чистовой обработки, например шевинго ванием.

973283

Формула изобретения

Целью изобретения является повышение точности и производительности восстановления.

Поставленная цель достигается тем, что долбяк для обработки зубчатых колес снабжен деформирующими 5 элементами, которые расположены соосНо режущим зубьям долбяка и разделены с ними кольцевой канавкой,. диаметр которой меньше диаметра окружности впадин деформирующих элементов и режущих зубьев долбяка, а высота больше высоты изношенной части зубчатого колеса.

Ориентацию инструмента выполняют при взаимодействии его деформирующих элементов с зубчатым колесом, причем ориентацию и механическую обработку производят в условиях обката.

На фиг.1 показан вариант конструктивного исполнения инструмента для случая обработки блочного зубчатого колеса, ю еющего износ с внутренней стороны венца; на фиг.2 - вариант конструктивного исполнения инструмен.та для случая обработки зубчатого колеса, имеющего износ с наружной стороны венца.

Деформирующие элементы 1 выполне. ны соосно с режущими зубьями,2 долбяка 3. Число деформирующих элементов равно числу режущих зубьев дол- ЗО

- бяка .

Между деформирующими элементами 1. и режущими зубьями 2 долбяка 3 выполнена кольцевая канавка, высота которой Н больше высоты S изношенной 35 части зубчатого колеса,4, заполненной путем наплавки материала 5.

Диаметр кольцевой канавки Й„мень( ше диаметра окружности впадин режущих зубьев долбяка и деформирующих 4П элементов й;.

После найесения материала 5 обработку зубчатого колеса 4 производят на зубодолбежных станках по методу обката.

Зубчатое колесо 4 устанавливают на столе зубодолбежного станка.Деформирующие элементы 1 вводят в беззазорное зацепление с неизношенной частью зубчатого колеса 4, а коль цевая канавка высотой Н находится .напротив восстанавливаемого участка зубчатого колеса. Включается привод вращения зубодолбежного станка. процессе взаимной обкатки деформиующих элементов 1 и зубчатого коле- 55

Ьа- 4 выбирается зазор в их зацеплении и осуществляется ориентация.

Зубчатое колесо 4 закрепляется.

Долбяк устанавливается в позицию начала зубодолбления и выполняется 60 предварительная механическая обработ ха, По мере вреэания долбяка в зубчатое колесо 4 деформирующие элементы 1 также входят в зацепление с зубчатым колессм, причем зацепление происходит по неизношенным поверхностям зубьев. Деформирукщие элементы, осуществляющие при зубодолблении функции копира, скользят вдоль зубьев зубчатого колеса.

Это обеспечивает более высокую точность обработки.

После окончания процесса эубодолбления производят окончательную обработку — пластическое деформирование.

При этом деформирующие элементы 1 вводят в зацепление с зубчатьгл колесом, а режущие зубья долбяка выводят из зацепления, В результате применения изобретения повышается степень точности восстановления зубчатых колес и увеличивается производительность восстановления °

1. Долбяк для обработки зубчатых колес, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и производительности при восстановлении зубчатых колес, он снабжен деформирующими элементами, которые расположены соосно режущим зубьям долбяка и разделены с ними кольцевой канавкой, диаметр которой меньше диаметра окружности впадин деформирующих элементов и режущих зубьев долбяка, а высота больше высоты изношенной части зубчатого колеса.

2. Способ использования долбяка для восстановления зубчатых колес, включающий заполнение изношенной час ти материалма, последующую ориентацию инструмента по неизношенным по.верхностям зубчатого колеса и предварительную и окончательную механическую обработку, причем предварительную обработку производят со снятием стружки,. а окончательную - пластическим деформированием, о т л ич а ю щ и й..с я тем, что, с целью повышения точности и производительности восстановления, ориентацию инструмента выполняют при взаимодействии его деформирующих элементов с зубчатым колесом, причем ориентацию и механическую обработку производят в условиях обката.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Производство зубчатых колес.

Под ред. Б.А.Тайца. М., Машгиз, 1963, с. 157.

2. Менторское .свидетельство СССР

9 568529, кл. В 23 Р 7/00, 1975.

973283

Составитель И. Пейсахович

Редактор О.Персиянцева Техред Е.Харитончик Корректор О. Билак

Заказ

8584/13 Тираи 1153 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035; Москва, Ж-.35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Узтород, ул. Проектная, 4