Многофункциональная присадка к дизельным топливам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Г д т

1 ==. л в

/ ====: (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04. 11. 80 (21) 3222504/23-04 (5 )М.Кл з

С 10 L 1/18 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 15, 11.82.Бюллетень ¹ 42

Дата опубликования описания 15.11.82 (53) УДК665.75 (088.8) Т. Г. Малышева, A.A. Гонор, В.Ф. Большаков, Л.Г. Гинзбург, Л.А.Дерюгина, В.Б.Александров и Н.A. Áàøèëîâà

1 (72) Авторы изобретени я (71) Заявитель

Ю (54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ

ТОПЛИВАМ

6-10

8-12

8-12

0,5-1,5

20-25

25-35

До 100

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к синтезу и применению присадок к топливам.

Известна многофункциональная присадка к дизельным топливам, улучшающая противоизносные и антинагарные свойства топлива (1).

Недостатком известной присадки является то, что она улучшает только два свойства топлива — противоизносные и антинагарные.

Наиболее близкой к предлагаемой по составу и достигаемому результату является многофункциональная присадка на основе дизельного топлива с добавлением многозольного алкилсалицилата кальция, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, многозольного сульфоната кальция и стеарата алюминия. Данная присадка улучшает диспергирующие, антинагарные и антикоррозионные свойства топлива, а также увеличивает ,полноту его сгорания (2 j.

Недостатком известной присадки является относительно невысокие противоизносные свойства.

Цель изобретения — повышение про-. тивоизносных свойств присадки.

Поставленная цель достигается тем, что многофункциональная присадка на основе дизельного топлива с

5 добавлением многозольного сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, стеарата алюминия и кальциевой соли органической кислоты, содержит в качестве кальциевой соли алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:

Нафтенат или алкилсалицилат магния

Диалкилдитиофосфат цинка (ДФ-11)

Нафтенат меди

Стеарат алюминия

Алкилфенолят кальция (ВНИИНП-370 )

Многозольный сульфонат кальция

Топливо дизельное

973595

Эффективность сгорания топлива определяют по критерию управляемос ти рабочего цикла при ноьынальной

° нагрузке двигателя 2Ч10,5/13 н те;чение 40 ч. Противоиэносные свой- ства оценивают величиной износа деталей цилиндра поршневой группы дизеля 2Ч10,5/13 за 40 ч работы.

Результаты испытания предлагаемой присадки с минимальными и максимальными значениями содержания всех еекомпонентовприведенывтабл. 1, Таблица 1

Пример 1. Для испытаний берут два образца топлива, содержащего 2, 14 серы и О, ЗЪ прйсадок.

Коррозионные свойства (площадь коррозии ) определяют в течение 30 сут при 20 С. Диспергирующие свойства определяют на лабораторном фильтрационном стенде с ситами 40-3 мкм.

AHTHHBFBpHbIB свойства оценивают толщиной нагара на днище поршня на лабораторном двигателе 2Ч10,5/13 в течение 40 ч.

Свойства

Противоиэносные (износ деталей ЦПГ дизеля

2Ч10,5/13 эа 40 ч работы) Эффективность сгорания топлива по критерию управляемого рабочего цикла

Ди спергирующие

Антина гарные

АнтиСостав образца, вес. Ъ коррозионТолщина нагара на днище поршня, мкм ные

Количество отложений на фильтре, r

Площадь коррозии,.

1 ° 10 мм

Отложе- ние железа в масляном фильтре, единиtJ.a абсорбции

Содержание железа в пробах масла из картера, еди ница абсорбции

Износ цилиндровой втулки в поясе максимал ьного износа, мкм

Алкилфенолят кальция 20 ощелочной. ,аульфонат кальция,25

Диалкилдитио,фосфат цинка 8

460

10,1

370

9,6 15

Топливо 4, 5 Нафтенат меди 8 . Нафтенат магния 6

Стеарат алюминия 05

Топливо ДЛ

32,5

Алкилфенолят кальция 25 ,Высокощелочной .сульфонат кальция 35 и ал килди тио @осфат цинка 12

; Еафтенат ме-, ;ди. 12

Нафтенат магния 10, Стеарат алюминия 1, 5

2,056 3,85 0,2

1,816 3,76 0,2

973595

Состав предлагаемой комплексной присадки является оптимальным. Исключение иэ ее состава одного иэ компонентов, обеспечивающих композиции антинагарные и противоиэносные свойства (алкилфенолята кальция или сверхщелочного сульфоната кальция), с заменой его равным количеством второго компонента, равно как уменьшению содержания этих компонентов ниже рекомендуемого и вызывает ухудшение антинагарных, противоизносных или диспергирующих свойств композиции.

Оптимальность состава в отношении остальных компонентов настоящей присадки, аналогичных присадке по (2), остается неизменной.

Пример g. Испытывают образцы топлива М-2 (содержание серы

2,1Ъ), содержащего О,ЗЪ композиций следующего состава: образец 1 по (2); образцы 2-4 — предлагаемая < композиция; образцы 5-9 — композиции с различными вариантами сочетания антинагарных и антиизносных компонентов в предлагаемой присадке (алкилфенолята кальция и высокощелочного сульфоната кальция).

Состав и некоторые эксплуатационные свойства этих композиций приведены в табл. 2.

Антинагарные и противоизносные свойства испытывают на двигателе

2Ч 10,5/13 при длительности работы 40 ч. Антинагарные свойства оценивают по толщине нагара на днище поршня, противоизносные — по отложениям железа в масляном фильтре двигателя. Диспергируюшие свойства комплексных присадок определяют на лабораторном фильтрационном стенде по количеству отложений на фильтре.

10 Приведенные в табл. 2 данные сви.детельствуют об оптимальности состава предлагаемой многофункциональной присадки к топливу.

Таким образом, состав предлагае)g мой присадки является оптимальным, обладает более высокими противоизносными свойствами по сравнению с прототипом (увеличение противоизносного действия в 1, 6-2, 0 раза), 2О располагает более дешевым и доступным сырьем и обладает всеми свойстрами ранее предложенной присадки; обладает более высокой способностью диспергировать асфальто-смолистые ве щества, увеличивает полноту сгорания топлива и его антинагарные свойства и снижает коррозионную агрессивность топлив по сравнению с другими ранее известными присадками .

Внедрение такой композиции приЗО садок позволяет сэкономить 0,7-1% расходуемого топлива, увеличить сроки работы деталей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы.

973595 е

Id! Я !Ц 1»Н аи х! хх

1 4 О

1 а Р

e o

1 Г» и е

М о е йха !

Н Ж ихл е е г

К х х ое о г е мох г

СЧ

C)

М

СЧ с — I г

0, -<

Г 3

C)

В

С4

lA

Ch с о 65

fd, !

1 !

O Id ох

1 Х Е ! mo! х х! 00

1 Х Х х о

1! 0e а 2

1ДХ! 1

K dI

Е гб Й

gXд х

s и х

K e ое г mE нес оцх

1

Ц fd е 2 х

4 Х,О 1 х х а1 х а де о а

I fd Id

1 е е Е

cd Я A ххах х гб Ц с х ю х а ойдо е а!! !ч Р

1 Е х и ! х х х д

„o

С» Л а V д u a + Ю В <

СЧ (Ч Р4 CV р1 р ) С -1 й) CV (Ч

Ю crl

Р4 Р ) СЧ (Ч и е х х х

«d х о

1 (ч !б

A х х о х е

Ц

» Id о 8 и о о 8 х О ж о х (4

1- о и

5 4

Й Й

1,г!

I r„u

, 0g о4

1ох, х х Е !

1

1

Ц

I=t

1-< п3 4 Н х х

ID е а ч Н (б

6 & е

4 а3 Н х х и о й, 1 гб

M e а х

О m

1

1 г

, d

1 д

1 !

1 !

1 г!

1 с ообааЭ Ф с-! %-! СЧ

Ю Х !

1 А

И

Id

A « х в

Ф !б х х 8 о н х

Ф г", о о ц о х е о

g Х

Ю м! А

И х н

Ql <б х

A!.

lII ь о х х ц о о ц х е е ц о е о х

Х Ж х о г: х и х

М х н

l3 е х о о г х х ц о о 1: х е е 8 е о

Х о х и

В (б х о

1 и о х

1 о

О S 0 д о ю х м A о

О Z 0 !!!

973595 («)

«1 ь

Ф

» !о

Ы Ф

Ц е ).ж с,!ж е

Ф ж 5 ж ха м о цео о

C) и

v е

» ж и ж о у о д . 1

М

1

1 о

1

);

C н о о и о о

I

lO

1 ф а «1 ю е Й»

N I

° I 1 63 о l 1йо е а а u !)I e a н! анжн !

) оож,а

g l аl обреж

)Х) O!)Ihge

1 ж н а

I mVe))II .! ж ж и ))

:1 оож

I яжеюж

I@OK e

)н ое оееспХ !

os) eо

1eжо.);ж е ю

1)!«e3 ! а жж3

)ЕЕ Х

Д l0 Ц»

)енж ж хо жмых ! g)),gee ! zI)loco ! <о аж

1

I

1

I

1

I

l

I !!

1

tA

I

I

l !

) х х х х

Ф а о в ю

СЧ СЧ Ю («) 2! ж 3

b о о

e s o в о ж ц. х ж

Д Ф ю Р в в сп

«Ч 4»Ъ (Ч <Ч

5 ж 8

5Ь о н ж о ж d е и о в о m

Д PQ, е о о в

Г ) «Ф СЧ!! н 1

1 х

Й к

b о 1 н ж I

М I о ж 5 е н о в о ж м ж ж 3

Я < и

973595

Диалкилдитиофосфат цинка

Нафтенат меди

Нафтенат или алкилсалицилат магния

Стеарат алю-. минияя

Дизельное топливо

8-12

8-12

6-10

:0,5-1,5

До 100

25. ч35

Составитель Н ° Богданова

Редакт .р Н. Киштулинец Техред Т.Фанта

Корректор А. Ференц

Заказ 8614/28 Тираж 524

ВНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подпи с ное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4

Формула изобретения

Многофункциональная присадка к дизельным топливам на основе дизельного топлива с добавлением многозольного сульфоната кальция, диалкилди тиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, стеарата алюминия и кальциевой соли органической кислоты, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повыше ния противоизносных свойств присадки, она содержит в качестве кальциевой соли алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:

Алкилфенолят кальция 20-25 йногозольный сульфонат кальция

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

Р 1124611, кл. С 5 G, опублик. 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 667579, кл. С 10 l 1/18) 1976 (прототип).