Многофункциональная присадка к дизельным топливам
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Г д т
1 ==. л в
/ ====: (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04. 11. 80 (21) 3222504/23-04 (5 )М.Кл з
С 10 L 1/18 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
Опубликовано 15, 11.82.Бюллетень ¹ 42
Дата опубликования описания 15.11.82 (53) УДК665.75 (088.8) Т. Г. Малышева, A.A. Гонор, В.Ф. Большаков, Л.Г. Гинзбург, Л.А.Дерюгина, В.Б.Александров и Н.A. Áàøèëîâà
1 (72) Авторы изобретени я (71) Заявитель
Ю (54) МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ
ТОПЛИВАМ
6-10
8-12
8-12
0,5-1,5
20-25
25-35
До 100
Изобретение относится к нефтехимии, точнее к синтезу и применению присадок к топливам.
Известна многофункциональная присадка к дизельным топливам, улучшающая противоизносные и антинагарные свойства топлива (1).
Недостатком известной присадки является то, что она улучшает только два свойства топлива — противоизносные и антинагарные.
Наиболее близкой к предлагаемой по составу и достигаемому результату является многофункциональная присадка на основе дизельного топлива с добавлением многозольного алкилсалицилата кальция, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, многозольного сульфоната кальция и стеарата алюминия. Данная присадка улучшает диспергирующие, антинагарные и антикоррозионные свойства топлива, а также увеличивает ,полноту его сгорания (2 j.
Недостатком известной присадки является относительно невысокие противоизносные свойства.
Цель изобретения — повышение про-. тивоизносных свойств присадки.
Поставленная цель достигается тем, что многофункциональная присадка на основе дизельного топлива с
5 добавлением многозольного сульфоната кальция, диалкилдитиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, стеарата алюминия и кальциевой соли органической кислоты, содержит в качестве кальциевой соли алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:
Нафтенат или алкилсалицилат магния
Диалкилдитиофосфат цинка (ДФ-11)
Нафтенат меди
Стеарат алюминия
Алкилфенолят кальция (ВНИИНП-370 )
Многозольный сульфонат кальция
Топливо дизельное
973595
Эффективность сгорания топлива определяют по критерию управляемос ти рабочего цикла при ноьынальной
° нагрузке двигателя 2Ч10,5/13 н те;чение 40 ч. Противоиэносные свой- ства оценивают величиной износа деталей цилиндра поршневой группы дизеля 2Ч10,5/13 за 40 ч работы.
Результаты испытания предлагаемой присадки с минимальными и максимальными значениями содержания всех еекомпонентовприведенывтабл. 1, Таблица 1
Пример 1. Для испытаний берут два образца топлива, содержащего 2, 14 серы и О, ЗЪ прйсадок.
Коррозионные свойства (площадь коррозии ) определяют в течение 30 сут при 20 С. Диспергирующие свойства определяют на лабораторном фильтрационном стенде с ситами 40-3 мкм.
AHTHHBFBpHbIB свойства оценивают толщиной нагара на днище поршня на лабораторном двигателе 2Ч10,5/13 в течение 40 ч.
Свойства
Противоиэносные (износ деталей ЦПГ дизеля
2Ч10,5/13 эа 40 ч работы) Эффективность сгорания топлива по критерию управляемого рабочего цикла
Ди спергирующие
Антина гарные
АнтиСостав образца, вес. Ъ коррозионТолщина нагара на днище поршня, мкм ные
Количество отложений на фильтре, r
Площадь коррозии,.
1 ° 10 мм
Отложе- ние железа в масляном фильтре, единиtJ.a абсорбции
Содержание железа в пробах масла из картера, еди ница абсорбции
Износ цилиндровой втулки в поясе максимал ьного износа, мкм
Алкилфенолят кальция 20 ощелочной. ,аульфонат кальция,25
Диалкилдитио,фосфат цинка 8
460
10,1
370
9,6 15
Топливо 4, 5 Нафтенат меди 8 . Нафтенат магния 6
Стеарат алюминия 05
Топливо ДЛ
32,5
Алкилфенолят кальция 25 ,Высокощелочной .сульфонат кальция 35 и ал килди тио @осфат цинка 12
; Еафтенат ме-, ;ди. 12
Нафтенат магния 10, Стеарат алюминия 1, 5
2,056 3,85 0,2
1,816 3,76 0,2
973595
Состав предлагаемой комплексной присадки является оптимальным. Исключение иэ ее состава одного иэ компонентов, обеспечивающих композиции антинагарные и противоиэносные свойства (алкилфенолята кальция или сверхщелочного сульфоната кальция), с заменой его равным количеством второго компонента, равно как уменьшению содержания этих компонентов ниже рекомендуемого и вызывает ухудшение антинагарных, противоизносных или диспергирующих свойств композиции.
Оптимальность состава в отношении остальных компонентов настоящей присадки, аналогичных присадке по (2), остается неизменной.
Пример g. Испытывают образцы топлива М-2 (содержание серы
2,1Ъ), содержащего О,ЗЪ композиций следующего состава: образец 1 по (2); образцы 2-4 — предлагаемая < композиция; образцы 5-9 — композиции с различными вариантами сочетания антинагарных и антиизносных компонентов в предлагаемой присадке (алкилфенолята кальция и высокощелочного сульфоната кальция).
Состав и некоторые эксплуатационные свойства этих композиций приведены в табл. 2.
Антинагарные и противоизносные свойства испытывают на двигателе
2Ч 10,5/13 при длительности работы 40 ч. Антинагарные свойства оценивают по толщине нагара на днище поршня, противоизносные — по отложениям железа в масляном фильтре двигателя. Диспергируюшие свойства комплексных присадок определяют на лабораторном фильтрационном стенде по количеству отложений на фильтре.
10 Приведенные в табл. 2 данные сви.детельствуют об оптимальности состава предлагаемой многофункциональной присадки к топливу.
Таким образом, состав предлагае)g мой присадки является оптимальным, обладает более высокими противоизносными свойствами по сравнению с прототипом (увеличение противоизносного действия в 1, 6-2, 0 раза), 2О располагает более дешевым и доступным сырьем и обладает всеми свойстрами ранее предложенной присадки; обладает более высокой способностью диспергировать асфальто-смолистые ве щества, увеличивает полноту сгорания топлива и его антинагарные свойства и снижает коррозионную агрессивность топлив по сравнению с другими ранее известными присадками .
Внедрение такой композиции приЗО садок позволяет сэкономить 0,7-1% расходуемого топлива, увеличить сроки работы деталей топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы.
973595 е
Id! Я !Ц 1»Н аи х! хх
1 4 О
1 а Р
e o
1 Г» и е
М о е йха !
Н Ж ихл е е г
К х х ое о г е мох г
СЧ
C)
М
СЧ с — I г
0, -<
Г 3
C)
В
С4
lA
Ch с о 65
fd, !
1 !
O Id ох
1 Х Е ! mo! х х! 00
1 Х Х х о
1! 0e а 2
1ДХ! 1
K dI
Е гб Й
gXд х
s и х
K e ое г mE нес оцх
1
Ц fd е 2 х
4 Х,О 1 х х а1 х а де о а
I fd Id
1 е е Е
cd Я A ххах х гб Ц с х ю х а ойдо е а!! !ч Р
1 Е х и ! х х х д
„o
С» Л а V д u a + Ю В <
СЧ (Ч Р4 CV р1 р ) С -1 й) CV (Ч
Ю crl
Р4 Р ) СЧ (Ч и е х х х
«d х о
1 (ч !б
A х х о х е
Ц
» Id о 8 и о о 8 х О ж о х (4
1- о и
5 4
Й Й
1,г!
I r„u
, 0g о4
1ох, х х Е !
1
1
Ц
I=t
1-< п3 4 Н х х
ID е а ч Н (б
6 & е
4 а3 Н х х и о й, 1 гб
M e а х
О m
1
1 г
, d
1 д
1 !
1 !
1 г!
1 с ообааЭ Ф с-! %-! СЧ
Ю Х !
1 А
И
Id
A « х в
Ф !б х х 8 о н х
Ф г", о о ц о х е о
g Х
Ю м! А
И х н
Ql <б х
A!.
lII ь о х х ц о о ц х е е ц о е о х
Х Ж х о г: х и х
М х н
l3 е х о о г х х ц о о 1: х е е 8 е о
Х о х и
В (б х о
1 и о х
1 о
О S 0 д о ю х м A о
О Z 0 !!!
973595 («)
«1 ь
Ф
» !о
Ы Ф
Ц е ).ж с,!ж е
Ф ж 5 ж ха м о цео о
C) и
v е
» ж и ж о у о д . 1
М
1
1 о
1
);
1»
C н о о и о о
I
lO
1 ф а «1 ю е Й»
N I
° I 1 63 о l 1йо е а а u !)I e a н! анжн !
) оож,а
g l аl обреж
)Х) O!)Ihge
1 ж н а
I mVe))II .! ж ж и ))
:1 оож
I яжеюж
I@OK e
)н ое оееспХ !
os) eо
1eжо.);ж е ю
1)!«e3 ! а жж3
)ЕЕ Х
Д l0 Ц»
)енж ж хо жмых ! g)),gee ! zI)loco ! <о аж
1
I
1»
1
I
1
I
l
I !!
1
tA
I
I
l !
) х х х х
Ф а о в ю
СЧ СЧ Ю («) 2! ж 3
b о о
e s o в о ж ц. х ж
Д Ф ю Р в в сп
«Ч 4»Ъ (Ч <Ч
5 ж 8
5Ь о н ж о ж d е и о в о m
Д PQ, е о о в
Г ) «Ф СЧ!! н 1
1 х
Й к
b о 1 н ж I
М I о ж 5 е н о в о ж м ж ж 3
Я < и
973595
Диалкилдитиофосфат цинка
Нафтенат меди
Нафтенат или алкилсалицилат магния
Стеарат алю-. минияя
Дизельное топливо
8-12
8-12
6-10
:0,5-1,5
До 100
25. ч35
Составитель Н ° Богданова
Редакт .р Н. Киштулинец Техред Т.Фанта
Корректор А. Ференц
Заказ 8614/28 Тираж 524
ВНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Подпи с ное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4
Формула изобретения
Многофункциональная присадка к дизельным топливам на основе дизельного топлива с добавлением многозольного сульфоната кальция, диалкилди тиофосфата цинка, нафтената меди, нафтената или алкилсалицилата магния, стеарата алюминия и кальциевой соли органической кислоты, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повыше ния противоизносных свойств присадки, она содержит в качестве кальциевой соли алкилфенолят кальция при следующем соотношении компонентов, вес. Ъ:
Алкилфенолят кальция 20-25 йногозольный сульфонат кальция
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании
Р 1124611, кл. С 5 G, опублик. 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 667579, кл. С 10 l 1/18) 1976 (прототип).