Автоматический фрикционный вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
) г . (72) Автор изобретения
П. С. Владимиров (7I) Заявитель (54) АВТОМАТИ4ЕСКИЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых фрикционных передачах.
По основному авт.св. Р 848817, известен автоматический фрикционный вариатор скорости, саморегулирующий"
-ся в режиме постоянной мощности, содержащий два ведущих и два ведомых колеса с вогнутыми тороидальными рабочими поверхностями, установленных при помощи резьбы на соответствующих валах и взаимодействующих с двояковыпуклыми фрикционными элементами, причем колеса, расположенные с одной стороны фрикционного элемента, имеют резьбу одного направления, а с другой стороны - противоположного направления (11;
Недостатком известного вариатора при использовании в качестве привода транспортных машин является его неработоспособность в режимах движения на выбеге и торможение двигателем, когда направление крутящего момента меняется на противоположное.
Цель изобретения — обеспечение работоспособности вариатора в режимах
5 выбега и торможения, т.е. при знакопеременном крутящем моменте.
Указанная цель достигается тем, что по кра" íåé мере одна из пар колес соединена с валом через кольца, имеющие на обращенных к этому валу и колесами поверхностях резьбу, взаимодействующую с резьбой вала и колес, и тангенциальные упоры, взаимодейст1> вующие с упорами вала и колес.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый вариатор, разрез; на
Фиг. 2 - вид А на Фиг.1.
В корпусе 1 на подшипниках 2 и 3 о установлены ведущий вал 4 и ведомый вал 5. На ведущем валу посредством шлицевого соединения и разрезных колец 6 установлены две втулки 7, со"
3 9739 пряженные посредством резьбы с двумя кольцами 8, на которых также посредством резьбы установлены ведущие колеса 9. Кольца 8 имеют на внутренней и наружной цилиндрических поверх ностях резьбы противоположного направ ления. На наружных концах колец выполнены упоры 10, взаимодействующие в тангенциальном направлении с соответствующими упорами ll и 12 íà 1о втулках 7 и колесах 9. Оба кольца
8 выполнены идентично, т.е. их форма одинакова. В колесах 9 запрессованы две кулачковые полумуфты 13„ между полумуфтами и втулками 7 установ- 15 лены упорные шариковые подшипники 14. и пружины 15 предварительного нажатия. На ведомый вал g напрессован обод 16, взаимодействующий .посредством резьбы винтовой шариковой передачи в с кольцами 17, которые посредством резьбы другого направления .связаны с кулачковыми полумуфтами 18, напрессованными на ведомые колеса 19.
Обод 16, кольца 17 и полумуфты 18 25 имеют тангенциальные упоры, устройства, действие которых подобно тангенциа11ьным упорам ведущего вала. Оба кольца 17 тоже выполнены идентичными. зо
Между колесами 9 и 19 расположены двояковыпуклые фрикционные элементы
20, установленные посредством подшипника 21 на осях 22, концы которых с возможностью радиального перемещения сопряжены с пазами 23 сепаратора 24, жестко соединенного или выполненного за одно .целое с корпусом 1.
При работе вариатора крутящий момент, приложенный к ведущему валу, через тангенциальные упоры 10-12, включает одну левую и одну правую винтовую передачу и обеспечивает усилие нажатия в точках фрикционного контакта между колесами 9 и элементами 20. Подобным образом от крутящего момента на ведомом валу 5 через тангенциальные упоры и винтовые передачи между ободом 16, кольцами 17 и полумуфтами 18 создается усилие нажатия между ведомыми колесами 19 и элементами 20. Под действием радиальной составляющей усилий нажатия, действующих . со стороны ве- 55 дущих и ведомых колес, оси 22 фрикционных элементов 20 свободно перемещаются в радиальных пазах 2) до равновесного положения, соответствующего оптимальному передаточному отношению. При движении в режиме выбега или торможения двигателем направление крутящего момента меняется на обратное, при этом на каждом кольце 8 и 17 включаются винтовые передачи другого напряжения и саморегулирование вариатора осуществляется подобно номинальному режиму движения.
Предложенное устройство допускает упрощенный вариант исполнения, когда кольцо 8 или 17 исключается из конструкции. В этом варианте при движении в режиме выбега или торможения двигателем вариатор функционирует как фрикционная передача с постоянным передаточным отношением.
При этом, если отсутствуют кольца 8, передаточное отношение является минимальным, а торможение — максимальным, если. отсутствуют кольца 17, передаточное отношение максимально.
Технико-экономическая эффективность изобретения обусловлена тем, что обеспечивается саморегулирование при изменении направления крутящего момента. Это свойство позволяет использовать вариатор на режиме выбега и торможения двигателем и обеспечивает высокую совместимость его с самоходной транспортной машиной, например с автомобилем. В сдвоенном исполнении вариатор может использоваться в двухпоточных трансмиссиях, применяемых для поворота транспортных машин равной скоростью вращения правого и левого движителей.
Наличие тангенциальных упоров (вместо обычных для винтовых передач осевых упоров по торцовым поверхностям) позволяет исключить заклинивание передач в крайнем положении (в конце хода). Идентичное исполнение колец 8 или 17 позволяет выпрлнить одинаковыми.1колеса 9,, полумуфты 18, втулки 7, сократить номенклатуру деталей, повысить технологичность.
Формула изобретения
Автоматический фрикционный вариатор по авт. св. Ю 848817, о т л и чающий с я тем, что, с целью обеспечения работы вариатора в режимах выбега и торможения, по крайней мере одна из пар колес соединена с
973976
В 20 1У
5 валом через кольца, имеющие на обращенных к этому валу и колесам поверхностях резьбу, взаимодействующую с резьбой вала и колес,и тангенциальные упоры, взаимодействующие с упорами вала и колес.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 848817, кл. F 16 H 17/06, 1971 (прототип).
973976
1У 10
Составитель А. Матвеев
Редактор А.Химчук Техред М. Тепер корректор А, Ференц
Заказ 8698/47 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 8-35,, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4