Составное зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалмстнческкх
Республмк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. санд-ву и 823715 (22) Заявлено 22. 05. 81(2 I ) 3291183/25-28 с прнсоепнненнем заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.11.82. Бюллетень № 42
Дата опубликования описания 17.11.82 (5I )M. Кл.
F 16 Н 55/14
F 16 H 55/17
3Ьоудврстмнный комитет по делам изобретений и открытий (З) УДК 621. 833 (088,8) О.В. Берестнев, A.Ñ. Соболев, И.И. Янков: и И. В. Жук
E (72) Авторы изобретения
Институт проблем надежности и долговечн
AH Белорусской CCP (7l ) Заявитель (547 СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО длине (1j.
n -- — - 1, 2П1 го
Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано в зубчатых передачах с повышенной нагруэочной способностью, у которых имеют место вибрации.
По основному авт.св. Y 823715 известно составное зубчатое колесо, содержащее венец, ступицу и соединяющие их элементы, каждый из которых выполнен в виде параллельных оси колеса по
1о крайней мере двух радиальных лепестков, образованных на одной из взаимообращенных поверхностях венца или ступицы, и размещенного между лепестками тела качения взаимодействуюцего 15 соответственно со ступицей и венцом, В указанном зубчатом колесе лепестки на ступице выполнены сплошными по
Недостатком известного техни ческого решения является невысокая степень демпфирования вибраций..
Цель изобретения - повышение виброизолируюцих и упругих свойств. зубчатого колеса.
Указанная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе,.содержацем венец, ступицу и соединяющие их элементы, каждый из которых выполнен s виде параллельных оси колеса по крайней мере двух радиальных лепестков, образованных на одной иэ взаимообращенных поверхностях венца, или ступицы, и размещенного между лепестками тела качения, взаимодействующего соответственно со ступицей и венцом, в радиальных лепестках выполнены поперечные прорези, равномерно расположенные по ширине колеса, а количество прорезей определено по зависимости.где Ь - ширина венца;
m — модуль зубьев венца;
97399
На фиг. 1 схематически изображе-" но предлагаемое составное зубчатое колесо; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на йиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2 и схема смещений лепестков ступицы; на фиг. 4 - лепесток с поперечными прорезями по ширине колеса.
Составное зубчатое колесо состоит из ступицы 1, зубчатого венца 2 и соединлюцих их элементов, состоящих из )o цельнометаллических роликов 3 и выполненных в ступице 1 продольных прорезей 4, образующих лепестки 5. Фиксация венца 2 относительно ступицы 1 и роликов 3 от смещения в осевом направлении осуществляется посредством шайб 6 и шплинтов 7. !
В радиальных лепестках выполнен ряд поперечных прорезей 8.
Прорези 4 выполняются в радиаль- щ ном направлении или параллельно друг друг, как показано на Фиг. 1. Толщина и длина упругих лепестков 5 переменивi, а количество их выбрано исходя из величины передаваемого крутящего 25 момента, а также из условия прочности и податливости их.
При работе зубчатого колеса имеется неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба. Причинами, вы- 30 зываюцими неравномерность распределения нагрузки и колебания колес в этом случае, являются погрешности зубчатого зацепления, связанные с погрешностями изготовления и монтажа, а также дефор-мации элементов конструкции под действием нагрузки зацепления, Наиболее эффективным методом одновременного снижения виброактивности и неравномерности распределения нагрузки по шири- не зуба, а также повышения прочности зубчатых колес является снижение уровня возмущающих сил непосредственно в зубчатом зацеплении ° Конструктивно это догтигается путем выполнения поперечных прорезей 8 по ширине колеса в ступице 1.
Применение упругого лепестка с поперечными прорезями позволяет иметь
2 4 различную деформацию каждого элемента при самоустановке венца 2 по отношению к сопрягаемому зубчатому колесу °
Тем самым улучшаются показатели контакта сопрягаемых зубьев в зацеплении, значительно снижается коэФфициент концентрации нагрузки в зацеплении, а также обеспечивается возможность некоторого поворота венца 2 относительно ступицы 1.
Ширина поперечных прорезей равна ширине первой продольной прорези, что выполнено исходя из технологии изготовления.
Упругая связь венца и ступицы позволяет значительно снизить влияние высокочастотных вибраций, возникающих при работе зубчатого колеса на другие элементы механизма.
Наличие зазора между ступицей и зубчатым венцом, а также прямолинейная
Форма прорезей способствуют технологичности изготовления составного зубчатого колеса.
Формула изобретения
Составное зубчатое колесо по авт,св. Р 823715, о т л и ч à ю щ е р с я тем, что, с целью повышения виброизолирующих и упругих свойств, В радиальных лепестках выполнены поперечные прорези, равномерно расположенные по ширине колеса, а количество прорезей определено по зависимости
Ь и
2 П1 где Ь вЂ” ширина венца; п1 - модуль зубьев колеса
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
N 823715, кл. F 16 Н 55/14, 1980 (прототип), 973992
59/ 99 д
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11)0 5 Косква И-)5 Раушская наб.д 8. 4/$ филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, ч
Составитель A. Матвеев
Редактор А. Химчук Техред М. Гергель Корректор Н. Буряк
Заказ M 18 Ти аж 0 По писное