Способ измерения жесткости зацепления зубчатых передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ггг1974097 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву

t$1) М.Кл (22) Заявлено 29.05.81 (21) 3293842/25-28

G 01 Б 5/20 с присоединением заявки ¹

Ро< уянрственный комитет

СССР ио,телам изобРетений и огнрытий (23) Приоритет (53) УДК 5 31. 717 .,2:621.833 (088.8) (опубликовано 1Ы1В 2. Бюллетень № 4 2

Дата опубликования описан я 15 ° 11.82 (72) Автор . изобретения

K ° C.Cåðoâ

Московский ордена Трудового Красного Знамени, станкоинструментальный институт

{71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ

ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам измерения зубчатых передач.

Известен способ измерения жесткости зацепления зубчатых передач, заключающийся в том, что устанавливают контролируемую зубчатую передачу на стенд для динамических испытаний, поворачивают передачу до входа сопряженной пары зубьев в требуемую фазу зацепления и нагружают сопряженные зубья колес, затем производят регистрацию фазы зацепления и деформацию зубьев. По измеренной деформации зубьев с учетом фазы зацепления расчетным путем онределяют жесткость зацепления (1).

Недостатком способа является большая трудоемкость определения жесткости зацепления зубчатой передачи даже для одной конкретно взятой фазы зацепления, а также низкая точность установки фаз зацепления зубьев колес при измерениях.

Наиболее близким к изобретению является способ измерения жесткости зацепления зубчатых передач, заключающийся в том, что устанавливают контролируемую зубчатую передачу на стенд для динамических испытаний, поворачивают передачу до входа сопрягаемой пары зубьев в требуемую фазу зацепления, нагружают ударной рабочей нагрузкой, затем производят регистрацию фазы зацепления и частоты собственных колебаний колес. По приведенной массе и частоте собственных колебаний колес, с учетом фазы зацепления, определяют гкесткость зацепления передачи f 2) .

Однако у известного способа измерения низкая точность измерений и большая трудоемкость определения жесткости зацепления зубчатой передачи даже для конкретно взятой фазы зацепления зубьев.

Цель изобретения - повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается тем, что в способ измерения жесткости зацепления зубчатых передач, заключающийся в том, что устанавливают контролируемую зубчатую передачу на стенд для динамических испытаний, поворачивают передачу до входа сопрягаемой пары зубьев в исследуемую фазу зацепления и нагружают сопряженные зубья колес, включают дополнительно операции, в результате которых нагружение колес осуществляют

974097 в кваэистатическбм режиме работы передачи и измеряют кинематическую погрешность ее, затем нагружение колес осуществляют в динамическом режиме работы передачи с рабочей частотой вращения и нагрузкой .зубчатых колес, и вторично измеряют кинематическую погрешность передачи, определяют приращение кинематической погрешности передачи при переходе от квазистатического режима работы10 .к динамическому в исследуемой фазе зацепления и по нему судят о жесткости.

На чертеже изображена схема стенда для динамических испытаний эубча- 15 тых передач.

Для реализации способа измерения жесткости зацепления зубчатых колес используется, например, стенд для динамических испытаний, содержащий основание 1, на котором установлен привод 2 с плавной регулировкой частоты вращения, и ведущий и ведомый шпиндели 3 и 4. На шпинделе 4 установлены тормозной нагружатель 5, из- 25 меритель 6 тормозного момента и бесконтактный преобразователь 7 угловых перемещений. На основании 1 кроме того размещена электронная система 8 для измерения кинематической погрешности зубчатых колес 9 и 10. !

Способ осуществляется следующим образом.

При измерении жесткости зацепления зубчатых колес 9 и 10, устанавли- 35 вают на шпиндели 3 и 4 стенда для динамических испытаний и вводят в зацепление контролируемую передачу на заданном межосевом расстоянии.

Поворачивают передачу до входа сопря-40 гаечных зубьев в исследуемую фазу зацепления и нагружают сопряженные зубья колес; затем включают привод 2 и электронную систему 8 для измерения кинематической погрешности, и на- 45 гружение колес осуществляют . квазистатическом режиме работы передачи, т.е. при малой скорости вращения, посредством привода 2 и нагружают посредством тормозного нагружателя

5 измерительной нагрузкой, обеспечивающей контакт зубьев колес без отрыва сопряженных эвольвентных поверхностей .в процессе обката, и производят измерение кинематической погрешности электронной системой 8. Затем устанавливают динамический режим работы передачи с рабочей частотОй вращения и нагружают зубчатые колеса 5 и 6 рабочей нагрузкой и вторично производят измерение кинематической по- 60 грешности. После этого определяют приращение кинематической погрешности при переходе от кваэистатического режима работы к динамическому в исследуемой фазе зацепления и вычисля- 65 ют жесткость зацепления передачи путем деления величины нагрузки на приращение кинематической погрешности и суммарную длину контактных линий, т.е.

С

t. где Р - нагрузка, действующая на зубья в соответствующей фазе зацепления;

Ь - суммарная длина контактных линий, равная ширине эубча тых венцов колес в зоне однопарного зацепления и удвоенной ширине венцов в зоне двухпарного зацепления;

ЬН- - приращение кинематической

11 погрешности при переходе от квазистатического к динамическому режиму работы, Описанный способ позволяет повысить точность измерения в два раза и снизить трудоемкость получения резуль атов измерения на 15% °

Формула изобретения

Способ измерения жесткости зацепления зубчатых передач, заключающийся в том, что устанавливают контролируемую зубчатую передачу на стенд для динамических испытаний, поворачивают передачу до входа сопрягаемой пары зубьев в исследуемую фазу зацепления и нагружают сопряженные зубья колес, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения точности измерений, нагружение колес осуществляют в квазистатическом режиме работы передачи и измеряют ки.нематическую погрешность ее, затем нагружечие колес осуществляют в

Динамическом режиме работы передачи с рабочей частотой вращения и нагрузкой зубчатых колес, и вторично измеряют кинематическую погрешность передачи, определяют приращение кинематической погрешности при переходе от кваэистатического режима работы к динамическому в исследуемой фазе зацепления и по нему судят о жесткости °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Повышение нагрузочной способности зубчатых передач и снижение веса. M., Машгиэ. 1956, кн. 81, с. 172-176.

2. Кудрявцев Л.А ° Экспериментальные исследования влияния погрешностей основного шага и переменной жесткости зацепляющихся зубьев на движение колес прямозубой передачи. Диссертация на соиск. учен..степени кандидата техн. наук. М, "Мосстанкин", 1963, с. 43-46 °

974097

Составитель Б. Афонский

Редактор Т.. Парфенова Техред К.Мыцьо Корректор у. Пономаренко

Заказ 8674/53 Тираж 614 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4