Сканирующее устройство к дефектоскопу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
лавного управления пути (54) СКАНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
К ДЕФЕКТОСКОПУ
Изобретение относится к ультразвуковому контролю качества материалов и изделий без их разрушения, а именно к ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов.
Известно сканирукепее устройство для ультразвукового контроля сварных швов рельсов, содержашее типовые серийно выпускаемые дефектоскопы и искатель, который перемещается вручную по всему периметру рельса по определенной схеме сканирования (Х) .
Недостатком этого устройства является низкая производительность контроля, обусловленная конструктивными особенностями, не позволяющими механизировать процесс контроля.
Наиболее близким по технической сушности к предлагаемому является сканирующее устройство к дефектоскопу, содержащее рельсы, установленную на них подвижную раму с направляющими, расположенную на неподвижной раме каретку поперечного перемешения, установленные на каретке искатели и кулачки поворота искателей и привод P2).
Однако устройство характеризуется недостаточной надежностью контроля,вызванной тем, что конструкция устройства, допускает в процессе контроля сканирование некоторых зон несколько раз, а других - ни разу.
Бель изобретения — повышение на,0 дежности контроля.
Бель достигается тем, что сканирую;шее устройство к дефектоскопу, содержа»
mee рельсы, установленную на них подвижную раму с направляюшими, располо15 женную на подвижной раме каретку поперечного перемещения, установленные на каретке искатели и кулачки поворота ис«ателей и привод, снабжено подвижной платформой с направляюшими установленной 0 на рельсах, причем подвижная рама установлена на направляющих подвижной плапрормы, тележкой шагового перемещения с направляющими, установленной на направлякпцйс
97425 подвижной рамы, двухходовым винтом, двумя электромагнитными муфтами, валом, соединяющим привод с двухходовым винтом через первую электромагнитную муфту, пальцем, подвижно закрепленньгм на 5 каретке поперечного перемещения и расположенным в резьбе двухходового винта, валом некруглого сечения, кинематически связанным с приводом и через вторуго электромагнитную муфту — с ходовым винтом, блоком управления электромагнитными муфтами, состоящим из рече времени и концевых выключателей, расположенных на тележке шагового перемещения и каретке поперечного перемещения, при этом 1S каретка поперечного перемещения расположена на направляющих тележки шагового перемещения, оси кулачков установлены в корпусе тележки шагового перемещения с возможностью вращения, à толщина кулач-20
I ка выбрана из условия равенства величине рабочего хода .каретки.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема сканирующего устройства к дефектоскопу; на фиг. 2 — разрез A-А на фиг.
1 (повернутый на 90 ); на фиг. 3 — схема сканирования сварного стыка контроли руемого изделия.
Сканирующее устройство к дефектоскопу содержит рельсы 1, подвижную раму 2 що с направляющими Ç, каретку.4 поперечного перемещения, установленные на каретке 4 искатели- 5 и 6 и кулачки 7 и 8 поворота искателей 5 и 6, привод 9 перемещения кулачков 7 и 8, подвижную платформу 10 с направлякяцими 11, установленную на рельсах 1, а на направляющих 11 установлена подвижная рама 2 с направляющими 3, тележку 12 шагового перамещения с направляющими.и 13, установленную на направляющих 3 подвижной рамы 2, а каретка 4 поперечного перемещения расположена на направляющих
13 тележки 12 шагового перемещения, двухходовой винт 14 перемещения каретки 4, первую электромагнитную муфту 15. каретки 4 поперечного перемещения и вторую электромагнитную муфту 16 тележ ки 12 шагового перемещения, вал l7, соединяющий привод 9 с двузходовым винЮ том 14 через рервую электромагнитную муфту 15, палец А8, подвижно закрепленный па каретке 4 поперечного перемещения и расположенный в резьбе двухходового . винта 14 вал 19 некруглого сечения, t
И ходовой винт 20, кинематически связанный через вторую электромагнитную муфту 16 и вал 19 некруглого сечения с приводом 9, и блок управления электро4 4 магнитными муфтами, состоящий из реле
21 времени, концевых выключателей 22 и 23 каретки 4 поперечного перемещения и концевых выключателей 24 и 25 тележки 12 шагового перемещения.
Кроме того, сканирующее устройство к дефектоскопу содержит гайку 26 ходового винта 20, жестко соединенную с тележкой 1 2 шагового перемещения, цепную передачу 27, кинематически соединяющую ходовой винт 20 с валом 19 некруглого сечения, звездочку 28, соединенную скользящей посадкой с валом 19 некруглого сечения, редуктор 29, кинематически связывающий привод 9 с двух— ходовым винтом 14, цепную передачу 30, цилиндрический ролик 31, зубчатый сектор
32, жестко соединенный с искателем 5, зубчатую рейку 33 поворота зубчатого сектора 32 и искателя 5, пружину 34 возврата зубчатой рейки ÇÇ, цепную передачу 35, цилиндрический ролик 36, зубчатый сектор 37, жестко соединенный с искателем 6, зубчатую рейку 38 поворота зубчатого сектора 37 и искателя 6, пружину 39 возврата зубчатой рейки 38, стержни 40 и 4l, пружины 42 и 43 соответствующих стержней 40 и 41 и корпус 44, в котором расположены искатели
5 и 6, установленный с возможностью перемещения по стержням 40 и 41, IIpзицией 45 обозначено контролируемое изделие - железнодорожный рельс.
Сканирующее устройство к дефектоскопу работает следующим образом.
Во время подготовительных работ концевыми выключателями 24 и 25 регулируется общая длина зоны озвучивания сварного стыка контролируемого изделия 45 в продольном направлении, а с помощью реле времени (не показано) устанавливается положительность включения электромагнитных муфт 15 и 16.
Затем подвижная платформа 10 по рельсам 1 продвигается вдоль контролируемого изделия 45 до совмещения оси поворота искателя 6 с плоскостью сварного стыка контролируемого изделия 45, После этого по направляющим 11 подвижной платформы
10 подвижная рама 2 вводится в зону сварного стыка под подошву контролируемого изделия 45 и фиксируется на нем. Корпус
44 с искателями 5 и 6 опускается по стержням 40 и 41, вводится в соприкосновение с подошвой контролируемого изделия 45 и поджимается пружинами 42 и 43.
9742
Пуск механизмов сканирующего устройства к дефектоскопу в работу производится общей кнопкой управления (не показана).
Крутящий момент от привода 9 через редуктор 29, первую электромагнитную 5 муфту 15 и вал 17 передается на двухходовой винт 14, который через палец
18 осуществляет движение каретки 4 поперечного перемещения по направляющим 13 тележки 12 шарнирного перемещения от концевого выключателя 22 к концевому выключателю 23, Концевой выключатель 23 подает команду на отключение первой электромагнитной муфты 15 и включение второй электромагнитной муфты 16. При этом движение каретки 4 поперечного перемещения прекращается и начинается продольное перемещение тележки 12 шагового перемещения по направляющим 3 на величину 20 шага, заданного реле 21 времени.
При этом крутящий момент от привода
9 через редуктор 29 передается валу 19 некруглого сечения, имеюлему возможность перемешаться в продольном направлении в ступице звездочки 28, и далее через цепную передачу 27 и вторую электромагнитную муфту 16 на ходовой винт 20, который ходовой гайкой 26 осуществляет движение тележки 12 шагового переме- . щ щения от концевого выключателя 24 к концевому выключателю 25 на шаг, заданный реле 21 времени.
Одновременно происходит поворот искателей 5 и 6 íà угол о(. При этом крутящий момент от привода 9 передается через редуктор 29, цепные передачи
30 и 35, кулачки 7 и 8 поворота искателей 5 и 6, цилиндрические ролики 31 и 36, зубчатые рейки 33 и 38 на зуб- р чатые секторы 32 и 37, с которыми неподвижно связаны искатели 5 и 6. Возвратное движение зубчатых секторов 32 и 37 производится от пружин 34 и 39, Таким образом, за счет автоматичес- кого шагового перемещения искателей по сварной части контролируемого изделия достигается равномерный контроль, что повышает надежность контроля сварного соединения.
54 d
Формула изобретения
Сканирукицее устройство к дофектоскопу, содержащее рельсы, установленнуЬ на них подвижную раму с направляющими, расположенную на подвижной раме каретку поперечного перемещения, установленные на каретке искатели и кулачки поворота искателей и привод, о т л и ч а— ю ш е е с я тем, что, с целью повышения надежности контроля, оно снабжено подвижной платформой с направляющими, установленной на рельсах, причем подвижная рама установлена на направляющих подвижной платформы, тележкой шагового перемещения с направляющими, установленной на направля ощих подвижной рамы, двухходовым винтом, двумя электромагнитными муфтами, валом, соединяющим привод с двухходовым нинтом через первую электромагнитную муфту, пальцем, подвижно закрепленным на каретке поперечного перемещения и расположенным в резьбе двухходового винта, валом некруглого сечения, кинематически связанным с приводом и через вторую электромагнитную муфту — с ходовым винтом, блоком управления электромагнитными муфтами, состоящим из реле времени и концевых выключателей, расположенных на тележке шагового перемещения и каретке поперечного перемещения, при этом каретка поперечного перемещения расположена на направляющих тележки шагового перемещения, оси кулачков установлены в корпусе тележки шагового перемещения с возможнос тью вращения, а толщина кулачков выбрана из условия равенства величине рабочего хода каретки
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Инструкция по ультразвуковой дефектоскопии сварных стыков рельсов на
РСП приборами ДУК-ИМ, ДУК-66П и
Рельс-6 . Утв. ЦП МПС, 13.02.80.
2. Авторское свидетельство ССС;Р
Nq 500501, кл. Ь01Й 29/04, 1976 (прототип) .
Составитель Л. Блохин
Редактор Н.Кнштулннен Техред М. Тепер Корректор И. Ватрушкина
Заказ 8686/61 Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иаобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4