Разъемный короткозамкнутый ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ссиоэ Советских

Социалистических

Республик

<в9745О2 (6)) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 20.11.80 (21) 3006292/24-07 с присоединением заявки ) )9 (23) Приоритет

Рпубликовано 151132. Бюллетень М42

Дата опубликования описания 15.11.82 1 „ К, з

Н 02 К 1/22

Государственный комитет

СССР о делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 3. .042 (088,8) (72) АвтВр изобретения

Н.А.Морщаков

Всесоюзный научно-исследовательский проек)тноконструкторский и технологический институт = электромашиностроения (7) ) Заявитель (5 4 ) РАЗ ЬЕМНЬГЙ КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ РОТОР

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электоотехнической промышленности и, в частности, к электрическим машинам, спинки и зубцовые зоны которых выполнены метоДом гибки иэ отдельных полос тонколистовой стали.

Известна конструкция пазово-эубцовой зоны с открытыми и" çàìè со стороны воздушного зазора применительно к статору (1).

В этом устройстве для улучшения коэффициента Картера применяются .специальные вставки. Для ротора это решение неприемлемо.

Наиболее близки к изобретению роторы электрических машин, пазовозубцовые зоны которых выполнены методом гибки из отдельных полос ферромагнитного материала.

Данная конструкция ротора имеет гофрированную пазово-зубцовую зону с открытыми пазами со стороны ярма ротора, спинка ротора навита на ребро из непрерывной полосы феррома-нитного материала (2 ).

Однако данный ротор характеризуется недостаточной жесткостью паэово-зубцовой зоны, обусловленной неполным закреплением пазово-зубцовой зоны к спинке ротора (эакрепление осуществляется лишь по торцам паэово-зубцовой зоны и спинки ротора при помощи сварки) и, кроме того, наличием значительного добавочного технологического зазора между пазовозубцовой зоной и спинкой ротора, обусловленным отсутствием радиальных сил, прижимающих паэово-зубцовую зону к спинке ротора. Эти недостатки приводят к снижению надежности ротора и машины в целом.

Целью изобретения является повышение надежности ротора.

Указанная цель достигается тем, что короткозамкнутый ротор электрической машины, содержащий магнитопровод с ярмом и зубцовой зоной, выполненной иэ гофрированной полосы, снабжен цилиндром иэ ферромагнитного материала, охватывающим зубцовую зону по наружной поверхности, а пазы открыты со стороны рабочего зазо—

С целью получения равномерного сечения пазов ротора на внутренней поверхности цилиндра могут быть выполнены выемки под зубцы ротора или могут быть установлены ограничители для зубцов ротора, выполненные, например, иэ ферромагнитных полос.

974502

Цилиндр, охнатынс11нг1ий:1убцоную .зону по наружной поверхно<1ти, н осевом направлении может быть выполнен по меньшей мере из двух частей. Цилиндр может быт1. также кавит из ленты или проволоки по наружной поверхности 5 зубцовой зоны.

С целью исключения расгущения зубцов вершины гофр каждогo зубца жестко соединены между cotoA, например, при помощи свар;<и.

Па фиг.1 изображен корсткоэамл нутый ротор электрической машины; на фиг.2 — сочленение зубцоной зоны с цилиндром, имеющим направляюцие выемки для зубцон ротора1 на фиг.3 сочленение зубцов зоны с цилиндром, имекцим ограничители, выполненные из узких полос, либо проволоки круглого сечения; на фиг.4 — зубец рото20 ра; н а фиг. 5 — цилиндр, выполненный и:- отдельных частей .

Ротор электрической машины содержит пазоно-зубцоную зону с зубцами 1 и ярмо 2.

Зубцовая зона ныполнена из гофрированной полосы и охвачела по наружной поверхности коаксиаяьным цилиндром 3 из ферромагнитного материала. Ротор установлен на валу 4.

Пазы открыты со стороны рабочего воздушного зазора и в них размещена короткозамкнутая клетка 5. Пазовозубцовая зона может быть выполнена и в виде отдельных пазовых коробочек. На внутренней поверхности цилиндра 3 могут быть ныполнены вчемки 6 для зубцов ротора или могут быть установлены ограничители, выполненные из узких ферромагнитных полос 7„ либо проволоки 8 круглого 40 сечения. Зубцы 1 по вершинам гофр сварены, места сварки обозначены позицией 9. Цилиндр 3 может быть выполнен иэ отдельных частей 10. Толщина стали коаксиального цилиндра может отличаться от толщины стали зубцоной зоны. Концы цилиндра соединены внахлест,или встык. Полосы 7 и проволока 8 прикреплена к цилиндру 3 известными механическими либо тепловыми способами.

Порядок сборки ротооа н соответствии с изобретением может быть осуществлен н следующей последовательности

На фальшярме собирается пазонозубцоная зона, которая опрессонынается до наружного диаметра, а. поверх нее напрессовывается коаксиальный цилиндр (коаксиальный цилиндр может напрессовываться и после залинки клетки ротора) .

Б таком виде ротор может пройти механическую обработку пазоно-эубцоной зоны со стороны ярма ротора. 65

Производится эапресонка ярма ротора н паново-зубцоную зону совместна с налом.

Производится заливка короткозамкнутой клетки ротора.

В таком ниде ротор, при необходимости, может пройти механическую обработку бочки ротора (коаксиального цилиндра). Всли коаксиальный цилиндр выполняется в виде витой ленты или круглой пронолоки, то их навивка на паэоно-зубцовую зону может осуществляться как до, так и после заливки короткозамкнутой клетки.

Изобретение позволяет усилить монолитность пазово-зубцовой зоны

1 обусловленной использованием радиальных сил сжатия пазово- зубцоной зоны короткоз амкнутой клеткой ротора; уменьшить вибрацию пазово-зубцовой зоны ротора и машины н целом; уменьшить расход меди статора за счет меньшего технологического зазора между пазоно-зубцовой зоной и ярмом ротора; исключить операцию приварки зубцов к спинке ротора. формула изобретения

1. Разъемный короткозамкнутый ротор =ëåктрической машины, содержащий магнитопровод с ярмом и зубцовой зоной, выполненной из гофрированной полосы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен цилиндром из ферромагнитного материала, охватывающим зубцовую зону по наружной поверхности, а пазы открыты со стороны рабочего зазора.

2, Ротор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что на внутренней поверхности цилиндра выполнены ныемки под зубцы ротора.

3. Ротор по п.1, о т л и ч а юи и с я тем, что на внутренней поверхности цилиндра установлены ограничители для зубцов ротора, выполненные, например, из ферромагнитных полос.

4. Ротор по пп.1-3, о т л и ч а ю шийся тем, что цилиндр в осевом направлении выполнен по меньшей мере из двух частей .

5. .Ротор по пп.1-3, о т л и ч а ю шийся тем, что цилиндр вы олнен из ленты или проволоки, навитой по наружной поверхности зубцовой з оны.

6. Ротор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что вершины гофр каждого зубца жестко соединены между собой, например, при помощи сварки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент С1дЛ Р 3,983.435, кл. 310-259, 1976.

2. Патент Великобритании

9 1.524.683, кл. H 2 A 1978.

974502

3 б

141. 3

fur f

Составитель Ф.Подольская

Техред И.Гайду

Корректор Г.Решетник

Редактор С.Тимохина

Подписное

Филиал ППП Патент, r. Уггород, ул. Проектная, 4 !

Закаэ 8728/73 Тирал 721

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.. 4/5