Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОР<,КОМУ СВЧДЕТЕЛЬСТВУ 974503 (6I ) Дополнительное к гвт, свид-ву (51}М. Кл. !

1 02 К 3/Э8 (22) Заявлено 10.04.78 (2! ) 2601078/24--07 с присоедне!ением заявки,)!й

fbC733PCT8EHHblH К0МН797 (23) Прноритет

CCCP по лелак нзобретвннй н открыткй

Опубликовано 15. 11.82, Бюллетень й! ю42 (5З) УИК621,Д1З! .04 5. 1 3(088. 81

Дата опубликования описания 17 11.82 (72) Авторы изобретения

Б. Д. Вяксер, 3. М. Гуревич, А. Д. Игнатьев, Ц. О, Ю. 71. Преснов, И. А. Птаку;1 Н Г. М. Хутор!ецк1ей

Коган, . 1. 1}, ) ! л t Ett t tt<

ЕХни 4t.Ñêëн д

БИЬлк д :.-„, (71) Заявитель (6-)) Д!8УХС,)С!йЕЕ1АZ СТ Е ЖНГ18АЯ ОБ71ОТКА

СТ/ТОГА ЭЛККТРИс!ЕСКОй МА|Ш НЫ

Изобретение относится к электромяшиностроению, а именно к конструкции изоляции лобовых частей статорпых Обмоток высоковольтных генераторов B местах соединения стержней в межфязных зонах.

Известна двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины, имеюшая изоляцию межфязных зон, выполненную в виде диэлектрических экранов, установленных в местах соединения стержней в лобовой части обмотки, включаюшей эвольвентные и прямолинейные участки, и элементы тангенциального крепления лобовых частей, выполненные из формуюшегося мятерия11а и расположенные в зо!

5 не наконечников стержней $1).

Такая конструкция изоляции требует удлинения выводных концов стержней и создания g,oïoëíèòåëüíîãî изгиба верхнего стержня для соединения с нижним в одном ряду, а также выполнения обмотки с переменны«в лобовой части. Кроме того, отгиб в разные стороны верхних и нижних стержней препятствует пол!ученееео

11осч ятОчных изОляционных рясстОяний пО

ПОВЕРХНОСТИ НЯХОДЯШРГОСЯ ПОД ЭКРЯНОМ участка стержня, что уменьшает, допустимый уровень напряжения перекрытия и виброустойчивость соединения с Рржней, сшская надежность машины.

Келью изобретения является повышение надежности электрической машины.

Указанная цель дост1егается тем, что диэлектрические экраны имеют отгибы, прилегяю1цие к стержням в их эвольвентной части, а элементы та!Ненцияльного кре..!!ения заходят в эвольвентну!o зону с герж ней.

H1: фиг. 1 представлена лобовая часть

Об! !Отки, фронтальный Вид; ня фиг. 2 — лОбовая часть обмотки, вид сверху„ня фиг.

3 — П -образный левый диэ; ектрический экран, фронтальный вид„ня фиг. 4 — П-образный правый диэлектрический экран, фро1ет альный вид, ня фиг. 5 — П-Образный левый диэлектрический экр>ян, яиц сверху, HB фиг. 6 — !1--o6pQBilbiA прая!.!й диэ!1ектрический экран, вид е! Ррху, ня фиг. 7 левый Г-образный экран с верхним перекрытием; на фиг. 8 — правый Г-образный экран с верхним иерекрытием; на фиг. 9 левый Г-образнь!й экран с нижпим перекрытием; на фиг. 10 — правый Г-сбразный экран с нижним перекрытиел.

Двухслойная стержневая обмотка стеторе имеет изоляцию межфезных зон, выполненную в виде диэлек.грических экранов: левого П-образного экране 1, некле- дываемого в месте соединения верхнего стержня 2 и нижнего стержня 3 одной из фаз обмотки, правого Г-обрезного экрана с нижним перекрытием 1 и правого

Г-образного экрана с верхним:перекрытием 5, причем Г-образнь;е экраны своими перекрытиями охватывают П-образный экран. Верхний стержень 6 и нижний стержень 7 соседней фазы изолируются в местях соединения соответственно правым

П-обрезным экраном 8, который охваты- вается левым Г-обрезным экраном с верхним перекрытием 9 и левым Г-обрезным экраном с нижним перекрытием 10. Зе респорным клином 11, расположенным в прямолинейной части 12 наконечников 13, установлен элемент тенгенциял! ного крепления 14, выполненный из формующегося

4етер!!ела (замазки) с нелинейной вольтемперной характеристикой. Метзриял з Ie- З мента тангенциального крепло !!!!! изме»ы= ет удельное объемное сопротивле»ие от

10 — 10 до 10 — 10 Ом см при !

4 9 Я изменении средней непряже»ности электри !ского поля от 1 по 6 кй/",.м. При зточ 35 элемент тенгенциального крепл!!ния зехо— д ит В звольве нтну ю зону 1 5 стержней не длину 5--10 Ъ От ее протяженности. После сушки при поверхностном нагреве до 5060 С в течение 3-4 ч замазка г!слил!е- 4tI ризуется, осуществляя таким образом дополннтельну.ю механическую связь стержй.

Наконечники верхних и ниж»их стержней соединены хомутами 16, 45

При кооперационных высоковольтных исгытаниях между наиболее близкими точ-. кеп и стержней соседних фез приложе»о ьытряжение, амплитуда которого мсжет преьосходHriI» в 2,5 реза ачплитуду рябо-.- п чего напряжения электрической машины.

Благодаря неличи!О диэлектрических экранов электрическое поле в межфезной зоне выравнивается, а имеющиеся не соотяечствующих экранах отгибы 17 увеличивают путь возможного перекрытия таким образом, что нштряже!-!ие перекрытия становится выше чаксимального испытательного напряжения. Возможное местное увеличение неоднородности электрического поля из-ее загряз»ений или увлажнения в межфезной зоне практически нейтрализуется благодаря тому, что элементы тенгенциального кре»лсния выполнены из четериеля с нели»ейной вольт-амперной характег ис гикой.

Заход экранов своими отгибеми не эволь-.

Ве»тную честь стержней и заход элементов i àíãårIIII.àëüíîãО крепления B эвольвентную зону стержней до эоны чинимальных зазоров между ними»риводит к повышению»епряжения межфазного перекрытия не 2530!о относительно испытетельногo напряжения, а, кроме того, существенно возрастяет яиброустой !Ивость соединений стержней в наиболее опес»ом месте не границе фазных зон обмотки.

Предложенная конструкция двухслойной стержневой обмотки статора повъ|шает нацежност-, электр!гчес.;эй мгп»и»ы.

Фор мул еизобрете»ия

Двухс!1Ойнеы ..Терж новая облмотка стетора злектри1!еской мешин:,I,. имеющая изо. !ЯЦИЮ !ЕжфЛЗНЫХ ЗО»,:: Ь !!О!!»ЕННУ Ю B ВИIIII диэ !Ектри»ОСКИх крг! !ОВ, ) ñcòà»oâëÅÍÍLIIIL

I3 !. I ес г е х г." Од и н о н и я т ар ж» е Й В л Об О В О и ес.ги обмотки, вк;:..» !Вюшей - Вольвентные

II прял оли»ей»ыо участки, и зл:.менты тан-! е!ц!Не:!Нного крешц»тия лобовых частей, ьч-,!»ол»еннъ!е из формгрующегося материяла и расположен»ъ!е;: зо»е наконечников стержней,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности электрической машины, диэлектрги!еские экраны имеют отгибы, прилегающие к стержням в их звольвентной части, а элементы тангенциельного крепления зеходят В эвольвент»ую зо»у стержней.

1.!сто !Ники инфорл!я!!ии, принятые во внимание при зкс»ертvoe

1. Manke К. Turbogeneratoren гцг

kern-!(гатгиегke АЕС-Te1efunkentech:;ische Мittei1ungen Ber1iп, 1969, Н вЂ” 1 с, 8 р!,!с, 13.

974503

17

Составитель В. Филатов

Редактор С. Тимохина Техред М.Тепер,Корректор, В. Прохненко

Заказ 8730 74 Тираж 721 Подписное

BHHNI1H Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4