Способ сборки статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Б.И. Фомин, Л.В.Курилович, Н.N.Êðîëü, Г. Н.Лебедев, А.М. Сильверстов, С.А. Прутковский, А. И. Макаров, А. А. Д укштау, (72) Авторы (54) СПОСОБ СБОРКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
МАШИНЫ
Изобретение относится к технологи ° сборки статоров электрических машин преимущественно гидрогенераторов, и может быть использовано в электромашиностроении.
Известен способ статора электричео5 кой машины, включающий установку кор пуса на фундамент, шихтовку сердечника в корпусе на ребрах, опрессовку сердечника, соединение его с корпусом и нагревание сердечника Г1).
Однако известный способ характеризуется недостаточной комненсапией тем+ пературных напряжений в элементах конструкпии, что снижает надежность элекэм рической машины.
Это объясняется тем, что нагреванию подвергают корпус и сердечник, что не позволяет обеспечить необходимую точ20 ность компенсапии температурных напряжений в элементах конструкпии прн работе машины, из-за сложности обеспечения необходимых температурных градиентов при нагреве большой массы корпуса и сердеч пяса в нропессе сборки.
Белью изобретения является повыше ние надежности электрической машины за счет обеспечения точности компенсапии температурных напряжений в элементах конструкпии нри работе машины.
Поставленная пель достигается тем что перед нагреванием производят отсоединение и теплоизолироваиие сердечника от корпуса, а после нагревания сердечника производят жесткую фиксапию его с корцусом в нагретом состоянии.
На фиг. 1 показан статор электрнчеокой машины, разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - корпус и сердечник, соединенные между собой временными планками; на фнг. 4 — корпус и сердеч ник, жестко зафиксированные между собой.
Способ сборки статора электрической машины осуществляется следующим образом.
3 97450
Перед установкой сердечника 1 статора по внутренней поверхности корпуса
2 равномерно устанавливают аксиальные ребра 3, снабженные на стороне, обрашенной к сердечнику, выступами типа
"ласточкин хвост". После разгонки ребер
3 по внутренней окружности корпуса ребра 3 временно фиксируют в корпусе пс средством прихватки временных планок
4 к промежуточным упорам 5 к полкам 16
6 корпуса 2. После этого собирают сердечник в кольцо без стыков из сегментов активной стали, надевая на выступы
7 ребер пазы сегментов, и опрессовывают собранный сердечник. 15
Затем устраняют временную связь ребер 3 с корпусом 2, удаляя временные планки 4, например, посредством газовой резки, и нагревают сердечник 1 до:.расчетного перепада температуры между 20 сердечником 1 и корпусом 2.
Сердечник 1 свободно расширяется и ребра 3 занимают то положение, которое придает им сердечник, при этом выбирается расчетный радиальный зазор 8 меж- 25 ду дном паза сегментов сердечника и по верхностью выступа 7 ребра 3 и одновременно увеличиваются тангенциальные расчетные зазоры 9 и 10 между, сердечником и наклонными поверхностями выступа 30
7 ребра 3; в сердечнике возникают напряжения сжатия. Ребра 3 с сердечником 1 в нагретом состоянии при сборке находятся в рабочем положении, т.е. в положении, в котором они находятся при работе маши- 5 ны. После этого ребра 3 в нагретом состоянии окончательно фиксируют в корпусе 2, например, посредством приварки промежуточных упоров 5 к полкам 6 корпуса 2. Чтобы предотвратить теплопередачу от сердечника 1 к корпусу 2 перед операцией нагревания сердечника, на по следний устанавливают теплоизоляционные ограждения 11, например, из асбеста, которые удаляют после акончательной жест-4> кой фиксации, например, сварными швами
12 ребер в корпусе.
Нагрев сердечника до заданного перепада температуры может быть осушествлен, например, посредством равномерно установленных по окружности нагревательных элементов 13 и воздуходувок 14.
После сборки при остывании сердечника уменьшается его наружный диаметр, при этом выбираются зазоры 9 и 10 между сердечником и наклонными поверхностями выступа 7 ребра 3 и образуется расчетный радиальный зазор 8 между дном паза сегментов сердечника и поверхностью выступа 7. Последующий процесс охлаж- дения сердечника сопровождается постепенным повышением внутренних напряжений растяжения в сердечнике в пределах расчетных. При эксплуатации, т.е. при нагреве сердечника, эти напряжения компенсируются и не вызывают искажения заданной формы сердечника.
Изобретение позволяет повысить надежность электрической машины за счет обеспечения точности компенсации температурных напряжений в элементах конструкции при работе электрической машины.
Формула изобретения
Способ сборки статора электричес : машины, преимущественно гндрогенер.; r c ра, включающий установку корпуса на фундамент, шихтовку сердечника в корпусе на ребрах, опрессовку сердечника, соединение его с корпусом и нагревание сердечника, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности электрической машины за счет обеспечения точности компенсации температурных напряжений в элементах конструкции при работе машины, перед нагреванием производят отсоединение и теплоизолирование сердечника от корпуса, а после нагревания сердечника производят жесткую фиксацию его с корпусом в нагретом состояниие
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Швейцарии № 559497, кл. Н 02 К 15/02, опублик. 1972.
974508
Составитель В. Воскобойников .".-".-:.дактор С. Твжохина Техред М Тенер Корректор И. Ватрушкина
Закаа 8730/74 ирам 721 Подлисное
В ВНЯИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о ткрытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская на6, д. 4/5
Фатиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4