Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП КСАН И
ИЗОБРЕТЕН И к двтовскомю свидетильст
i 975464
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 07. 01. 80 (2! ) 28657о7/2 с присоединением заявки .% (23) Приоритет
Опубликовано 23 ° 11.82 Бюллетен
)М. Кл.
В 60 Н 3/00
1Ьеударствсниый комитет
СССР до делам изобретений н атнрытий
3) УДК 629.113.
06: 628, .ы(08ы.8 1
Дата опубликования описания 27 т (. "
В.А. Бойко, В.А. Джунь, В. В. Т лЬ :(ых;:.И,.П. Резйичейко, В. А. Яшин и В . В. Пие ейМо,, " ., /
1, (=.--
Днепропетровский инженерно-строительный ийс етний (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к термостатированию и может быть использовано для кондиционирования воздуха с целью создания микроклимата в кабинах транспортных средств.
Известны установки для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащие термоэлектрические батареи, связанные с источником постоянного тока, фильтро-вентиляционную систему, устройство отвода тепла и пульт управления. Причем в качестве охладительно-отопительного агрегата используется полупроводниковый термоблок, питающийся от источника постоянного тока Г 1 ).
Недостатком установки являются большие холодопотери, которые приводят к повышенным затратам на кондицио20 нирование воздуха и тем самым к увеличению габаритов кондиционера. Поэтому при наличии интенсивной солнечной радиации, проникающей в кабину через ее остекление, установка не обеспечит создание требуемого температурного режима в кабине транпортного средства °
Наиболее близкой к изобретению является установка кондиционирования воздуха траспортного средства, содержащая термоэлектрические батареи, подсоединенные к источнику тока, радиационно-конвективную панель, направленную радиационной поверхностью в зону расположения оператора, параллельно расположенные воздушные каналы с входными и выходными отверстиями и фильтрующую панель 1 2).
Однако в известном устройстве воздух, нагнетаемый в воздушные каналы, охлаждается недостаточно интенсивно, а распределение обработанного воздуха по объему кабины недостаточно эффективно. Это объясняется тем, что для получения необходимой температуры воздуха в кабине следует значи3 97546 тельно увеличить скорости движения воздуха в каналах и на выходе из установки, а это в большей части не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, согласно которым скорость движения воздуха в рабочей зоне кабины не должна превышать О., 5 м/с.
Кроме того, в этих установках изза теплового контакта между рядом распОложенными термоэлектрическими to батареями происходят тепловые потоки между ними, Цель изобретения - повышение эффективности работы установки за счет обеспечения равномерного распреде- 15 пения воздуха по обьему кабины транспортного средства, а также уменьшение тепловых потоков между термоэлектрическими батареями.
Указанная цель достигается тем, что радиационно-конвективная панель расположена под фильтрующей панелью, воздушные каналы собраны в пакеты, которые расположены под термоэлектрическими батареями, входные отверстия соседних каналов расположены в шахматном порядке, а выходные отверстия их размещены на половине длины каждого канала и выполнены различных диаметров с увеличением последних к концу каждого канала, Кроме того, пакеты каналов изолированы друг от друга теплоизоляционными прокладками.
На фиг. 1 изображена установка, 35 обший вид; на фиг. 2 - радиационноконвективная панель, вид сбоку, на
Фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 5 воздушный канал с входными и выходными отверстиями для воздуха, .Установка кондиционирования воздуха для кабины транспортного средства содержит вентилятор 1, установленный на крыше 2 кабины 3, и воздуховод 4. Фильтрующая панель 5 и крыша
2 образуют полость 6, в которую нагнетается воздух вентилятором 1. Под фильтрующей пластиной 5 установлена радиационно-конвективная панель 7 с ! радиационной поверхностью, направленной внутрь кабины 3, Радиационно-кон- вективная,панель 7 имеет термобатареи.б, которые своими горячими спаями примыкают к водяному теплообменнику, выполненному из плоских полых элементов 9, собранных с обоих концов в общие коллекторы - впускной
10 и выпускной )1. Элементы 9 и коллекторы 10 и 1) покрыты теплоизоляционным слоем 12. Холодные спаи те .— мобатарей 8 примыкают к воздушным каналам, выполненным в виде труб 13 прямоугольного сечения, которые coGраны в пакеты, расположенные под каждой термобатареей о. Трубы 13 в пакетах собраны таким образом, что между ними имеется хороший тепловой контакт, Между термобатареями 8 и пакетами из труб 13 помещена коммутационная пластина 14. Водяной теплообменник, образованный элементами 9 и коллекторами 10 и 1), водо-воздушный
)радиатор )5, водяной насос 16, температурное реле 17, дополнительный бак
1о, соединенные между собой с помощью трубопроводов 19, образуют рециркуляционную систему установки кондиционирования, служащую для отвода тепла от горячих спаев термобатарей
0 в атмосферу. Установка содержит также пульт 20 управления, преобра,зователь 21 радиационно-конвективной температуры, генератор 22 постоянного тока, которые соединены между собой приводами 23. Термобатареи 8 питаются от генератора постоянного тока через регулятор 24 тока, с которым они соединены проводами 25, На торцевых сторонах труб 13 установлены заглушки 26. На боковой поверхности каждой трубы 13 со стороны фильтрующей пластины 5 выполнено входное отверстие 27, в которое поступает воздух от вентилятора ) через фильтрующую панель 5, при этом входные отверстия 27 соседних труб расположены в шахматном порядке и на каждом конце пакета чередуются.
Благодаря этому воздух, поступающий через отверстия 27, движется в смежных трубах 13 в противоположных направлениях (на фиг. 2 направление движения воздуха условно показано точками - в одном направлении, а крестиками - в противоположном).
Этим достигается равномерная температура радиационной поверхности панели 7 и одинаковая температура выходящего из труб 13 воздуха. Все трубы
13 со стороны кабины 3 снабжены выходными отверстиями 28, которые расположены только на половине длины каждой трубы 13. Диаметр отверстий
2о увеличивается от середины труб 13 к их концам. Через отверс-,ия 28 производится душирование воздуха в ка5 9754 бину 3. Каждый пакет, состоящий иэ труб 13, изолирован друг от друга с помощью теплоизоляционных прокладок
29 для уменьшения тепловых потоков смежными пакетами. S
Установка работает следующим образом.
Если радиационно-конвективная температура в кабине 3 выше допустимой нормы, то преобразователь 21 радиа- >О ционно-конвективной температуры через пульт 20 управления подает команду на регулятор 24 тока, и термобатареи 8 радиационно-конвективной панели 7 подключаются к генератору 22.1
При этом термобатареи о охлаждают своими холодными спаями пакеты из труб 13, а воздух, проходя по ним, охлаждается и через выходные отверстия 2Ь душируется в кабину 3. По- 20 скольку воздух в смежных трубах 13 движется в противоположных направлениях, то. этим обеспечивается равномерная температура душируемого через отверстия 28 воздуха и .тем .самым повышается эффективность его охлаждения. Горячие спаи термобатарей 8 охлаждаются водяным теплообменником,. по которому циркулирует вода, последовательно проходя через плоские we- Зо менты 9, выпускной коллектор ll, водо-воздушный радиатор 15, насос 16 и впускной коллектор 10, при этом расход воды регулируется температурным реле 17. При снижении радиационноконвективной температуры в камере ниже допустимой происходит изменение полярности тока в термобатареях 8 панели 7 с помощью регулятора тока 24 на противоположное. В этрм случае р установка работает в режиме обогрева, осуществляя радиационно-конвективный нагрев рабочей зоны кабины 3, Регулятор 24 тока в режимах охлаждения или нагрева при достижении заданных тепловых параметров атмосферы в кабине 3 может переключать цепи (не указаны) термобатарей 8 последова. тельно или через балластное сопротивление. 50
Таким образом, установка кондиционирования воздуха позволит эффективно при минимальных затратах холодильной и тепловой мощности за счет введения
64 6 радиационного теплообмена обеспечить оптимальный тепловой комфорт в кабине при широком диапазоне изменения наружных метеорологических условий, а в связи с тем, что в смежных трубах воздух движется в противоположных направлениях, это позволяет выравнять тепловое поле радиационной поверхности панели и улучшить условия съема тепла с поверхности труб и холодных спаев термобатарей.
Формула изобретения
1. Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащая термоэлектрические батареи, подсоединенные к источнику тока, радиационно-конвективную панель, направленную радиационной поверхностью в зону расположения оператора, параллельно расположенные воздушные каналы с входными и выходными отверстиями и фильтрующую панель, о т л и"
«ч а ю щ а я с я тем, что,с целью повышения эффективности ее работы эа счет обеспечения равномерного распределения воздуха по объему кабины транспортного средства, радиационноконвективная панель расположена под фильтрующей панелью, воздушные каналы собраны в пакеты, которые расположены под термоэлектрическими бата-. реями, входные отверстия соседних каналов расположены в шахматном порядке, а выходные отверстия их раэмеще« ны на половине длины каждого канала. ,и выполнены различных диаметров. с увеличением последних к концу каждо=
ro канала.
2. Установка. по и, 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения тепловых потоков между термоэлектрическими батареями, пакеты каналов изолированы друг от друга теплоизоляционными прокладками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
У 214576, кл. В 61 С lj/04, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке У 2601206/27-11, кл. В 60 Н 3/00, 1978 (прототип).