Винтовой движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ »975487
Республик
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. сви <-ву (22) Заявлено 23.05.80 (21) 2930884/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5!) М. К .
В 62 D 57/00
В 60 F 3/00
Гееуддрстееллый кемнтет
СССР (53) УДК 629.113..03 (088.8) Опубликовано 23.1!.82. Бюллетень ¹43
Дата опубликования описания 28.1!.82 ло делам лзебретекий и еткрытий (72) Авторы изобретения
Ю. В. Суровегин, В. И. Баловнев, Л. А. Сиваче ко -,.
Л. В. Красильников, В. Ф. Мазько и В. В. Кис/лев.т ...
1 т;
Могилевский машиностроительный институт и осковский . ордена Трудового Красного Знамени авто бильнодорожный институт (7I ) Заявители (54) ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к самоходным машинам высокой проходимости в частности к таким, которые оснащены винтовыми движителями.
Известен винтовой движитель, содержащий винтовую спираль, установленную на неподвижном корпусе, соединенную с валом трансмиссии (1).
Недостатком движителя является низкая тяговая способность из-за того, что неподвижный корпус мешает внедрению витков спирали в грунт.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является винтовой движитель, содержащий гибкую пружинящую винтовую спираль, один конец которой жестко соединен с валом трансмиссии (2).
Такая спираль свободно внедряется в опорный грунт, однако не имея какого-либо сердечника, она изгибаясь самопроизвольно меняет направление силы тяги, в результате чего нарушается устойчивость движения транспортного средства. Кроме того, такой движитель не обеспечивает достаточной а мор т из а ци и кор п ус а.
Цель изобретения — повышение устойчивости движения и улучшение амортизации.
Поставленная цель достигается тем, что в винтовом движителе транспортного средства, содержащем гибкую пружинящую винтовую спираль, один конец которой жестко соединен с валом трансмиссии, ось спирали имеет форму дуги, обращенной своей выпуклостью к опорной поверхности грунта, а ее второй конец аналогично первому соединен с другим валом трансмиссии.
Кроме того, поперечное сечение каждого витка спирали имеет форму подковы, открытой в сторону центра витка.
На фиг. 1 изображен винтовой движитель; на фиг. 2 — виток спирали, профиль поперечного сечения; на фиг. 3 — транспортное средство, использующее предложенные движители.
Винтовой движитель состоит из гибкой пружинящей винтовой спирали 1, которая имеет форму дуги, установленной своей выпуклой частью на опорной поверхности грунта 2. Оба конца 3 и 4 спирали 1 жестко соединены с валами 5 и 6 трансмиссии транс975487 портного средства, причем эти валы вращаются с одинаковым числом оборотов, но в разные стороны.
Каждый виток спирали 1 в поперечном сечении может быть круглым, прямоугольным или другой известной формы. Предпочтительно, чтобы он имел форму подковы 7, которая своим вырезом 8 направлена в сторону центра витка. Если необходимо, спираль может иметь грунтозащепы.
Транспортное средство (фиг. 3) предназначенное для движения по дну водоемов, содержит побортно расположенные движители со спиралями 1, герметичный отсек 9 с установленным на нем двигателем, связанным с атмосферой посредством трубы 10 выходящей над поверхностью 11 воды. Трансмиссия транспортного средства (условно не показана) может вращать спирали 1 в одну, или в разные стороны.
При движении транспортного средства концы 3 и 4 спирали 1 каждого движителя вращаются в разные стороны, при этом, если движители разных бортов имеют разное направление навивки и вращаются навстречу друг другу, транспортное средство передвигается вперед или назад, а спирали 1 работают как винтовые движители. При этом движители хорошо амортизируют корпус т ра н с п орт но го с редств а.
Если спирали разных бортов вращаются в одну сторону, транспортное средство получает поперечное перемещение. Соответствующим изменением направления вращения отдельных движителей можно совершать поворот и разворот в любую сторону, Применение изобретения позволяет повысить устойчивость движения, улучшить амортизацию корпуса, сократить количество деталей и упростить ремонт и уход.
Формула изобретения !
О 1. Винтовой движитель транспортного средства, содержащий гибкую пружинящую винтовую спираль, один конец которой жестко соединен с валом трансмиссии, отличающийся тем, что,с целью повышения устойчивости движения и улучшения амортизации, ось спирали имеет форму дуги, обращенной своей выпуклостью к опорной поверхности грунта, а ее второй конец аналогично первому соединен с другим валом трансмиссии.
20 2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что поперечное сечение каждого витка спирали имеет форму подковы, открытой в сторону центра витка.
Источн ики инфо рации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 69397, кл. В 62 D 57/00, !947.
2. Батанов А. Ф. и др. Специальные движители для передвижения по грунтам с малой несущей способностью. — Труды
З0 МВТУ, № 204 «Вопросы автомобилестроения», вып. 2, 1974 (прототип).
975487
Редактор О. Юрковецкая
Заказ 8264/28
Составитель Ю. Новак
Техред И. Верес Корректор У. Пономаренко
Тираж 6%2. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4